Скачать 2.52 Mb.
|
![]() В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ Учебное пособие Санкт-Петербург 2010 УДК 616-058:93/99+61(06) ISBN 57645-0189 В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова. История мировой и отечественной медицины: учебное пособие. – СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2010. – 160 с. Рецензенты: Доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Микиртичан и доктор медицинских наук, профессор Н.И. Вишняков. Учебное пособие содержит материалы по истории мировой и отечественной медицины, составленные в соответствии с программой обучения. В нем приводится детальный разбор наиболее важных вопросов тем, конкретная информация по узловым вопросам занятий – краткая характеристика научной и общественной деятельности ученых, вопросы для самоподготовки, высказывания известных ученых по актуальным проблемам медицины, список рекомендуемой литературы. Представлены вопросы к зачетному собеседованию, темы курсовых работ и тестовые задания по основным разделам темы. Пособие может быть использовано при изучении частных вопросов истории медицины на кафедрах медико-профилактического, клинического и медико-биологического профиля. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов № 17-29/356 от 07.07.2010. ISBN 57645-0189 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития высшего медицинского образования преподавание истории медицины имеет большое воспитательное и нравственное значение для студентов. Цель практических занятий – повысить знания студентов в области медицины путем изучения произведений классиков мировой и отечественной медицины; обучить методике исторического анализа в объективной оценке медицинских и гигиенических знаний о здоровье и болезни человека; выработать навыки самостоятельной работы над литературными источниками, воспитать чувства врачебного долга, гуманизма, патриотизма, любви к врачебной профессии. В декабре 2002 г. Департамент образовательных программ Минобразования РФ, Совет Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России и Департамент образовательных медицинских учреждений Минздрава РФ утвердили новую Примерную программу дисциплины «История медицины» для специальностей: 040100 – Лечебное дело, 040200 – Педиатрия, 040300 – Медико-профилактическое дело и 040400 – Стоматология. Программа создана в Российском университете дружбы народов (РУДН) на курсе истории медицины по заданию ГОУ ВУНМЦ Минздрава РФ. Программа предусматривает изучение и усвоение большого объема материала по общей и частной истории медицины, как на практических занятиях, так и при реализации лекционного курса. Тематический план лекций включает изложение учебного материала программы по общественно-экономическим формациям. Тематический план практических занятий предусматривает также изучение истории мировой и отечественной медицины. На каждом практическом занятии обращено особое внимание на роль выдающихся ученых-клиницистов в предупреждении болезней, приводятся их работы в области гигиены, профилактики, общественного здравоохранения и гигиены во взаимосвязи с развитием клинических и медико-биологических дисциплин. Подчеркнуты зарождение и развитие функционального направления в России, преемственность клиницистов, физиологов, гигиенистов в обосновании принципа единства организма и среды и т.д. ^ История медицины – наука о происхождении, развитии современном состоянии медицины. История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в связи с общей историей культуры народов. История медицины показывает, как на основе эмпирических знаний народа сложилась научная медицина. История медицины показывает, как медицинская наука развивалась в связи с экономическим и политическим развитием общества в борьбе двух мировоззрений. История медицины показывает борьбу вокруг великих открытий (кровообращение, оспопрививание, наркоз, открытие возбудителей болезней и пути их передачи на фоне двух мировоззрений – материалистического и идеалистического). Что дает изучение истории медицины:
Периодизация истории медицины:
История медицины состоит из двух больших разделов: общего и частного. ^ изучает закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины, изучает историю научных школ и направлений, врачебную этику и деонтологию. ^ дает представление о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков. ^
^ Хронология первобытной истории. Первым этапом эволюции человека первобытнообщинной общественно-экономической формации была эпоха первобытного стада. Она существовала в период приблизительно от 2 млн. лет тому назад до 40 тыс. лет тому назад. Человек этого периода назывался Homo habilis (человек умелый). Следующий этап – возникновение человека современного вида Homo sapiens (человек думающий) – это эпоха родовой общины, приблизительно 40-15 тыс. лет тому назад. Люди первобытного общества обладали речью, изготовляли каменные орудия труда, коллективно трудились и охотились. Позднее сформировались род и племя, люди уже имели стойбища и жилища. Существует точка зрения, что на заре человечества был «Золотой век» и первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли значительно позже, как следствие цивилизации. Археологические исследования орудий труда, останков жилищ, поселений говорят о тяжелых условиях существования и болезнях первобытного человека. Средняя продолжительность его жизни была 20-25 лет. Гипотеза «Золотого века» была опровергнута наукой – палеопатологией, которая изучает останки первобытного человека и животных того периода. Исследования показали, что кости несут на себе отпечатки травм, различных болезней: артриты, опухоли, переломы, туберкулез, кариес зубов, атеросклеротические бляшки. Хорошее заживление травм и воспалительных процессов у первобытных людей было возможным при активной заботе о больном со стороны соплеменников, при оказании ему примитивной, но своевременной помощи. Медицина – ровесница человека. Для человека первобытного строя важное место в питании занимала растительная пища, люди эмпирическим путем выделяли среди растений ядовитые и избегали их употребления, определяли слабительные, рвотные, обезболивающие. Когда главой человеческого рода стала женщина (матриархат), она стала обобщить этот народный опыт и использовать его на практике для лечения сородичей. Женщина – первый лекарь человеческого племени – «берегиня», так как она оберегала сородичей от опасностей и болезней. Охота на животных зародилась в эпоху первобытного человеческого стада, уже тогда мясо животных стало важнейшим источником питания. Постепенно человек открывал целебные свойства некоторых органов и тканей животных – кровь, жир, печень, мозг. Человек не выделял себя из окружающей среды, он верил, что находится в родстве с животными и растениями, которым приписывал человеческие свойства. Так зародился фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (амулеты, талисманы) – самая ранняя форма возвеличивания природы. Человек уверенный сильнее, чем человек сомневающийся. Тотемизм – вера человека в существование родственных связей с животными, поклонение животным. Анимизм – вера в душу, духов, всеобщее одухотворение природы. Магия (колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей. Все явления и предметы в природе (ветер, гром, молния, огонь, мороз, реки, леса и др.) имели соответствующих им духов. Наиболее важное из животных в представлении первобытного человека казалось родоначальником данного человеческого коллектива, в знак особого уважения и поклонения человек высекал его изображение из каменных глыб. Так появились тотемные столбы, наскальные рисунки, которые находят и сегодня на всех континентах. «Тотем» (мой род) – является символом имени прародителя и покровителя. Среди тотемных животных особое место занимают безвредные змеи, им приносили жертвы. Когда во главе рода встал мужчина (патриархат), стал складываться культ мужчины, устраивались праздники, воздвигались тотемные столбы. Культ предка нашел свое отражение и в представлениях и здоровье и болезнях человека. Считалось, что предок – хранитель здоровья людей своего племени. Если потомок оказывался непочтительным, дух предка вселялся в его тело. Так возникло представление о болезни как наказание за непочтительное отношение к предку – устрашающая терапия, хирургия – трепанация черепа. Таким образом, данные археологии, этнографии и других наук дают возможность восстановить настоящую картину возникновения и развития медицины в человеческом обществе. Первобытный человек располагал очень бедным арсеналом лекарственных средств и приемов, но он уже имел мозг, по объему равный мозгу современного человека. И первобытный человек постепенно создавал вокруг себя иную природу и становился самым могучим существом на Земле. Тестовые задания по теме: История медицины – как наука и предмет преподавания. Врачевание в доклассовом обществе. Выберите один правильный ответ. ^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
14. ДОКЛАССОВЫЙ ПЕРИОД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
15. ТОТЕМИЗМ
16. ФЕТИШИЗМ
17. АНИМИЗМ
18. МАГИЯ
Ответы
Список рекомендуемой литературы по темам учебного пособия: Основная литература:
Дополнительная литература:
^ |
![]() | Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс») | ![]() | Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии/Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 448 с |
![]() | Алексеев А. Ю., Ивановский С. А., Куликов Д. В. Динамические структуры данных: Учеб пособие. Спб.: Изд-во Спбгэту «лэти», 2004. 84... | ![]() | |
![]() | Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: Тц... | ![]() | Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени... |
![]() | Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с | ![]() | Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000.... |
![]() | У 69 Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.— (Библиотека практической психологии) | ![]() |