Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения




Скачать 272.89 Kb.
НазваниеСанитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения
страница1/3
Дата публикации07.04.2013
Размер272.89 Kb.
ТипАвтореферат
www.vbibl.ru > Медицина > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


МАХМАДОВ

Шамсулло Курбанович
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССАХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАН ЗРЕНИЯ

14.02.01 – гигиена


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Душанбе – 2012

Работа выполнена на кафедре общей гигиены и экологии Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Бабаев Абдунаим Бабаевич
^ Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Каюмов Абдулхамид Каюмович
заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН,

доктор медицинских наук, профессор

^ Ретнев Владимир Михайлович
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

медицинский университет им. И.П. Павлова

Защита диссертации состоится «12» мая 2012 года в 10:00 часов на заседании диссертационного совета К 737.005.01 при Таджикском государственном медицинском университете им. Абуали ибни Сино по адресу: 734003, г. Душанбе, пр. Рудаки, 139.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино по адресу: 734003, г. Душанбе, пр. Рудаки, 139.
Автореферат разослан «06» апреля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат медицинских наук, доцент Д.Х. Абдиева
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. Создание безопасных условий обучения школьников при пользовании компьютеров относится к наиболее приоритетным гигиеническим проблемам. Проблема вредного воздействия компьютера, в частности монитора, на организм человека приобрела поистине мировые масштабы.

Компьютеры создают электромагнитные излучения широкого спектра: рентгеновское, ультрафиолетовое, высокочастотное (10-300 МГц), низкочастотное (5 Гц-300 кГц) и электростатическое поле, длительное воздействие которых на организм, особенно детей небезразлично. Главную опасность для пользователей представляют электромагнитные излучения монитора в диапазоне частот 20 Гц-300 МГц и статически-электрический заряд на экране. Уровень этих полей в зоне размещения пользователей персональных компьютеров обычно превышает санитарные нормы и отрицательно может отразиться на состоянии здоровья человека (В. Беляев, 2002; И.Н. Ким, 2007; R. Balci, 1998).

Работа с видеотерминалами (ВДТ) может оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека и прежде всего на органы зрения (В.М. Волков, 1995; К.М. Кибатаев, 2004; М.Е. Ланцбург, 1992; Ю.З. Розенблюм, 1998; G.F. Liao, 2000). Однако, имеющаяся информация достаточно разноречива, поскольку одни авторы не находят значительных функциональных изменений, а другие указывают на прямую зависимость состояния зрения от интенсивности зрительной работы, длительности работы с монитором и организации рабочего места (Е.А. Гельтищева, 1999; П.И. Гуменер, 1996; А.Г. Долодаренко, 2006).

Дети также при работе за компьютером подвергаются негативному воздействию еще в большей степени, чем взрослые. Практически все время, которое дети проводят за компьютером, тратится на различные игры. Увлечение детей компьютерами и видеоприставками ухудшает их зрение притом, что занятия в школах и так не проходят для них бесследно, так как количество близоруких детей от 1-го к 9-му классу увеличивается более чем в 10 раз, а к концу обучения в 11-м классе близорукостью страдает уже каждый четвертый (Е.С. Баркова, 2002; В.М. Волков, 1995; Е.К. Глушкова, 1990; S. Patel, 1991).

Работающие с видеодисплейными терминалами (ВДТ) испытывают неприятные ощущения в области глаз, определяемые как проявления астенопии, выражающейся в виде пелены перед глазами или неясных очертаний предмета, а также ощущения усталости глаз, повышения температуры, дискомфорта и боли (В.А. Ключарев, 2000; S.R. Doos, 1985).

Число жалоб на плохое самочувствие возрастает у пользователей после работы с ВДТ, отличающихся плохим качеством изображения (А.И. Афанасьев, 2000; Е.К. Глуш­кова, 1988; В. Койчева, 1991). Использование дисплеев низкого качества оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние зрительного анализатора, уменьшается объем аккомодации, значительно увеличивается коэффициент утомляемости и снижается порог видимости (В. Койчева, 1991; М.Е. Ланцбург, 1992; Е.А. Гельтищева, 1999), а в наших условиях в большинстве случаев используются компьютеры, не соответствующие гигиеническим требованиям, что небезразлично для организма детей.

Таким образом, анализ литературных данных свидетельствует о том, что данный вопрос мало изучен, особенно в условиях нашей республики, когда дети проводят достаточно большое количество времени за компьютером.

Это положение диктует необходимость исследования санитарно-гигиенических условий пребывания школьников в компьютерных классах и влияния вредных факторов ВДТ на органы зрения.


^ Цель исследования. Разработка комплекса мероприятий, направленных на оздоровление условий пребывания школьников в компьютерных классах и профилактика глазных заболеваний.


^ Задачи исследования

1. Комплексное исследование санитарно-гигиенических условий пребывания в компьютерных классах и оценка формирования вредных факторов на рабочих местах школьников.

2. Выявление основных особенностей функциональных изменений органа зрения школьников в процессе работы с ВДТ.

3. Изучение и оценка суммарного влияния неблагоприятных факторов ВДТ на уровень и структуру глазных заболеваний учеников различных классов.

4. Поиск путей оздоровления условий обучения в компьютерных классах и разработка профилактических мероприятий, направленных на снижение офтальмопатологии у детей.


^ Научная новизна

1. В условиях Республики Таджикистан проведено комплексное исследование санитарно-гигиенических условий пребывания в компьютерных классах и дана оценка формирования вредных факторов на рабочих местах школьников.

2. Выявлены основные особенности функциональных изменений органа зрения у школьников после урока информатики.

3. Получен материал, характеризирующий суммарное влияние неблагоприятных факторов ВДТ на уровень и структуру глазных заболеваний школьников различных классов.

^ Практическая значимость

1. Материалы исследования послужили основанием для разработки рекомендации по оздоровлению условий пребывания в компьютерных классах и профилактики глазных заболеваний, для студентов, магистров медицинских вузов, санитарных врачей и директоров школ, утвержденные проректором по учебной работе Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино от 03.03.2012 года, руководителем службы Госсанэпиднадзора МЗ РТ от 05.03.2012 года и директором Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Душанбе от 07.03.2012 года.

2. Материалы исследований, изложенные в диссертации, используются в учебном процессе на всех гигиенических кафедрах и кафедры офтальмологии Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино и передан службе Госсанэпиднадзора МЗ РТ и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Душанбе.

3. Получены акты о внедрении результатов работы от руководителя службы Госсанэпиднадзора МЗ РТ от 05.03.2012 г., от проректора по учебной работе Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино от 03.03.2012 г. и от директора Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Душанбе от 07.03.2012 г.
Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научное обоснование формирования вредных факторов в компьютерных классах во время прохождения урока информатики.

2. Влияние компьютерной технологии на орган зрения школьников.

3. Зависимость структуры глазных заболеваний школьников от степени суммарного влияния неблагоприятных факторов ВДТ.

4. Комплекс мероприятий по оптимизации условий пребывания школьников в компьютерных классах.
Апробация работы и научные публикации. Основные положения диссертации обсуждены на совместном заседании научно-медицинских обществ гигиенистов и санитарных врачей и офтальмологов (17.02.2012 г.), на заседании гигиенических кафедр и кафедры глазных болезней Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино (21.02.2012 г.), на заседании межкафедральной экспертной проблемной комиссии при ТГМУ им. Абуали ибни Сино по гигиене, эпидемиологии и инфекционным болезням (10.03.2012 г.), на 56-й годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Сино «Перспективы развития семейной медицины в Таджикистане» (Душанбе, 2008) и на годичной научно-практической конференции ТГМУ им. Абуали ибни Сино «20-летию государственной независимости Республики Таджикистан» (Душанбе 2011).

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в том числе 2 статьи в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ, разработаны рекомендации по оздоровлению условий пребывания школьников в компьютерных классах и профилактики глазных заболеваний.
^ Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 114 страницах текста и состоит из введения, обзора литературы и 3 глав собственных исследовании, заключения, выводов. В список использованной литературы включены 122 источников ближнего и дальнего зарубежья. Оформлена 22 таблицей и 5 рисунками.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Материалы и методы исследования. Нами были проведены исследования гигиенических условий пребывания школьников в кабинетах информатики 15 школ г. Душанбе. В этих школах дети, участвующие в исследовании, начали посещать уроки информатики c 7 по 11 класс. Занятие информатики были внедрены в школах г. Душанбе с 2002-2003 учебного года.

Учебные занятия по основам информатики и вычислительной техники проводились у монитора по 45 мин. в неделю для 7-8 классов и два по 45 мин. для 9-11 классов. Компьютерная поддержка других учебных предметов не предусмотрена.

Во всех школах уроки информатики в соответствии с учебным планом проводились в первой половине дня первым и четвертым уроком. Соблюдались установленные перемены между уроками продолжительностью 10 мин.

Во всех 15 школах учебные кабинеты информатики располагались на первом и втором этажах, смежные шумные комнаты отсутствовали.

Одним из ведущих факторов, неблагоприятно влияющих на организм детей и подростков, является микроклимат учебных помещений. Он в значительной мере зависит от предназначения учебного помещения, сезона года и количества учебных занятий в обследуемом помещений.

С целью осуществления комплексного подхода в оценке факторов, оказывающих влияние на условия пребывания учащихся общеобразовательной школы, нами определялась температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в компьютерных классах. Оптимальными температурными условиями можно считать такие, при которых организм находится в состоянии теплового равновесия без резкого напряжения системы терморегуляции.

Анализ санитарно-гигиенических показателей микроклимата кабинетов информатики школ показал, что из-за отсутствия системы кондиционирования и централизованного отопления складываются неблагоприятные микроклиматические условия.

В холодный период года температура воздуха в кабинетах информатики колебалась в пределах от 14,3±1,5°С до 16,2±0,7°С, что значительно ниже оптимальных величин. Относительная влажность незначительно повышалась к концу учебных занятий от 57,5±0,9 до 68,3±1,5%, а скорость движения воздуха составляла 0,15±0,001-0,2±0,01м/с.

В теплый период года температура воздуха в компьютерных классах составляла 22,5±1,2°С и 37,5±0,9°С при относительной влажности 31,2±2,5-66,6±0,9% и скорости движения воздуха 0,05-1,4 м/с (при норме 19-21°С, 40-60% и 0,01м/с соответственно).

Таким образом, полученные данные санитарно-гигиенической оценки микроклимата в компьютерных классах в общеобразовательных школах показывают, что учащиеся в зависимости от сезона года подвергаются влиянию дискомфортных микроклиматических условий различной степени, т.е. в теплый период влиянию повышенной, а в холодный - пониженной температуры. Занятия в таких неблагоприятных микроклиматических условиях могут обуславливать значительное напряжение процессов теплообмена организма школьников, и тем самым могут снижать функциональные возможности организма и его работоспособность.

Площадь компьютерных классов в среднем составляет 51,9±4,64 м2, высота помещений З м при среднем числе учащихся в компьютерном классе 20 чел. Площадь компьютерных классов на одного школьника в среднем составляет 2,59±0,13 м2 (при норме 4,5-6,0 м2), такая площадь учебного помещения при применении современных технических средств обучения является недостаточной. В настоящее время обоснована необходимость увеличения площади компьютерных классов для использовании электронно-лучевых мониторов (ЭЛМ) до 6 м2, а для жидкокристаллических мониторов (ЖКМ) до 4,5 м2 на каждый компьютер. Полученные нами данные показывают, что из 15 обследованных школ площадь компьютерных классов только в 4 соответствует гигиеническим требованиям, а объем компьютерных классов соответствовал только в 3 школах.

Введенная в средних и старших классах кабинетная система обучения не может полностью предусмотреть соответствие размеров учебной мебели всем учащимся. Общеизвестно, что наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося в компьютерных классах создаются при соответствии учебного оборудования (столы и стулья) росту и пропорциям тела детей и подростков. При этом обеспечивается возможность сохранения наименее утомительной рабочей позы и воспроизведение наиболее экономичных движений. Исследования по изучению оборудования компьютерных классов показывают, что школьники 7-11 классов занимаются в одних и тех же компьютерных классах. При этом резко ощущается несоответствие учебной мебели компьютерных классов ростовым данным учеников. Многие дети во время занятий информатики вынуждены сидеть в неудобной рабочей позе, что может, служит причиной развития быстрого утомления, миопии и сколиоза.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconО санитарно-эпидемической ситуации в Озерском городском округе в ноябре 2010г
Санитарно-гигиеническая ситуация, эпидемиологическая, радиационная обстановка на территории Озерского городского округа в целом были...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconО санитарно-эпидемической ситуации в Озерском городском округе в декабре 2010г
...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconМетодические рекомендации к практическим занятиям (для студентов)
Тема: «Гигиеническая характеристика воздушной среды закрытых помещений. Определение физических свойств воздуха»

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconПоложение о промежуточной аттестации в переводных классах
Закона РФ «Об образовании» проводится промежуточная аттестация во 3 – 4 классах, 5 – 8 классах и 10-х классах общеобразовательных...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconИспользование приемов развивающего обучения в процессе работы над задачами в начальных классах
Включение этих операций в процессе усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения,...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconКонкурс работу «Влияние взаимоотношений в семье на формирование самооценки младших школьников»
Область исследования: показатели семейного взаимодействия адаптация, сплоченность и самооценка у младших школьников

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconЗакон от 30 марта 1999 г. N 52-фз "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconФедеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconРоссийская федерация федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных...

Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения iconРоссийская федерация федеральный закон о санитарно эпидемиологическом благополучии населения
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения как одного из основных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница