Скачать 245.13 Kb.
|
МОУ ИРМО для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Дзержинская начальная школа-детский сад»
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ХОР» ^ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ Автор Гринева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования детей МОУ ИРМО для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Дзержинская начальная школа-детский сад» Программа утверждена 30 августа 2012 Протокол педсовета № 1 Директор ______________Лукашева Л.М. п. Дзержинск 2012 Пояснительная записка Основанием для разработки данной программы являются: авторская программа комбинаторного типа «Хоровод муз» авт. Гусева Е.В., а также программа «Хор» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ автор Т.Н. Овчинникова (М.: Просвещение, 1986) Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Музыка имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а для детей становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Занятия хоровым пением создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе. Хоровое пение имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Во-первых – это действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Во-вторых хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. В третьих важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию. Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных. В основе реализации программы лежат следующие принципы:
По окончанию обучения учащиеся должны:
Режимные моменты. Программа предполагает занятия с детьми группами и индивидуально. Состав хоровых групп 15 – 12 человек. Занятия хором проводятся с учащимися начальной школы два раза в неделю по два часа на группу (45мин.+ 45 мин), между занятиями следует делать перерыв для отдыха 10 минут. Кроме групповых занятий программа предусматривает индивидуальные занятия с участниками хора. Продолжительность занятия 30 минут на одного учащегося. На этих занятиях происходит индивидуальное певческое развитие детей, а также закрепление умений и навыков получаемых во время групповых занятий. Количество часов индивидуальных занятий зависит от количества учащихся. Тематическое планирование индивидуальных занятий не предусмотрено. ^ Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры, развитие личностных качеств. В связи с этим задачи можно разделить на две группы: I группа — задачи специального развития: формирование навыков певческой, установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; развитие мышления певца хора; формирование музыкальной памяти; обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания; развитие гибкости и подвижности мягкого нёба; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полетностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса; формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности. Формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания; расширение диапазона голоса, обеспечение роста выносливости голосового аппарата. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, двухголосного пения, умения петь в ансамбле (согласованно, слитно, уравновешенно). II группа — задачи формирования личностных качеств: чувства коллективизма, потребности и готовности к эстетической певческой деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. ^ обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением, определить наилучший стиль «рабочих» с ним отношений. Для детей младшего школьного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ми1 – ре 2) , поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы — это предъявляет особые требования к организации занятий. Работа по сольфеджированию начинается с показа педагогом рукой направления движения мелодии в короткой песне или упражнении: вниз, вверх, на месте; затем эту задачу выполняют дети в уже знакомых им песнях. Вначале работа идет в основной тональности песен с названием звуков, без указания знаков альтерации, с показом направления мелодического движения рукой педагогом и детьми. После ряда правильных повторений дается настройка на тон ниже (выше) и песня поется в новой тональности и т. д. Так постепенно дети приучаются к транспонированию. Для начала при этом важно выбирать песню или упражнение с поступенным нисходящим мелодическим движением в диапазоне ми1— си1 как наиболее доступные для интонирования детьми данного возраста. Одной из важнейших задач руководителя является пение песен без сопровождения: при таком пении обостряются слуховые ощущения детей, быстрее достигается ровность хорового звучания, выработка красивого тембра, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков; оно используется также для тренировки одновременного вступления хора и снятия звука в конце произведения. Однако эта задача не легка для малышей, поэтому они осторожно, исподволь приучаются к пению а капелла. Исполняя песню в сопровождении фортепиано, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать музыкальный материал вступления к произведению и фортепианного заключения, замечать в сопровождении изобразительные моменты. Музыкально-певческие навыки формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к хору в целом. Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки должна быть достаточно подробной, время — продолжительным (от 30 до 60 минут), условия — благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося. Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они, могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». В целях экономим времени целесообразно так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не одну учебную задачу, хотя на главном следует делать акцент. В число упражнений входят и распевания, значение которых очень велико для развития певческого голоса. В современной музыкальной педагогике для активизации музыкального развития детей, особенно младшего возраста, все шире используют разные виды музыкальной деятельности: вокальные и инструментальные импровизации, игру на элементарных ударных инструментах, музыкальные движения и т. д. Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности. Они могут быть различными. Самая простая — «певческий» ответ на вопрос: «Как твое имя?», за которой может последовать «музыкальный (певческий) разговор» педагога с детьми. Затем могут даваться задания импровизировать на несложный поэтический текст, разные настроения, образы. Могут быть использованы игры во «фразы-догадки», «мелодические прятки», «куплеты с вариациями», ритмические вариации, сочинение подголосков к теме. Коллективно сочиняются песни с заданным ритмом, в каком-либо стиле, «цепочкой». Игра на элементарных музыкальных инструментах в процессе пения может вводиться весьма ограниченно, так как только отдельные хоровые произведения допускают введение того или иного инструмента. Кроме того, не всякий музыкальный инструмент удобен для его использования при пении. Музыкальные движения иногда могут использоваться как на хоровых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными: хлопки, щелчки, притопывания, некоторые движения из народных танцев, коллективное дирижирование и т. д. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу. Специальное время следует уделять на занятиях хора расширению музыкального кругозора участников коллектива, формированию их слушательской культуры. Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, прослушиваний муз кальных произведений в записи, но и на основе коллективных посещений концертов и музыкальных спектаклей. |
![]() | Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный | ![]() | Детская школа искусств – это муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
![]() | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ![]() | Иванова Лариса Витальевна – авторская дополнительная образовательная программа «Василиса» |
![]() | Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения |
![]() | Педагогическим советом ау чувашской Республики «Центр дополнительного образования для детей «юнитэкс» Минобразования Чувашии | ![]() | Одной из основных задач системы до детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в... |
![]() | Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М. И. Белоусенко «Постановка певческого голоса... | ![]() | ... |