О предмете правового регулирования




Скачать 148.33 Kb.
НазваниеО предмете правового регулирования
страница1/2
Дата публикации19.03.2013
Размер148.33 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
О предмете правового регулирования
Долгополова Мария Владимировна, соискатель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета.

Общеизвестно, что в юриспруденции с определения предмета правового регулирования начинается любое учебное пособие, посвященное отдельной отрасли права. Например, в учебнике по международному частному праву под предметом международного частного права понимаются частноправовые отношения международного характера1. Предмет гражданского права составляют общественные отношения, поэтому "понятие предмета тесно связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются нормами гражданского права. Без ответа на данный вопрос трудно понять, что же представляет собой гражданское право России"2. Согласно общепринятому в отечественной теории права определению, понятие "предмет правового регулирования", как и в отраслевых юридических дисциплинах, означает общественные отношения. Такого мнения придерживается большинство ученых, среди которых В.В. Лазарев3, М.Н. Марченко4 и др. Аналогично рассматривалось понятие предмета правового регулирования в советской теории права, характеризуя правовое регулирование как организованное государственное воздействие на эти общественные отношения с помощью закона5.

Особое мнение относительно предмета правового регулирования высказывал В.Д. Сорокин, впервые предложив рассматривать в качестве предмета правового регулирования единый предмет для всей системы права в целом6. Некоторые ученые понимают под предметом правового регулирования не общественные отношения, а поведение субъектов7, усматривая главное назначение юридических норм в программировании поведения людей, а правовое регулирование понимают как результат реагирования субъектов на правовое воздействие8.

Представляется, что, несмотря на некоторые расхождения в определении понятия "предмет правового регулирования", какие-либо серьезные противоречия в отечественной теории права на этот счет отсутствуют. Поскольку, как обоснованно отмечает А.В. Поляков, право (если под правом понимать созданные государством нормативы поведения) воздействует на поведение и регулирует поведение субъектов, при этом именно поведенческие акты лежат в основе общественного отношения. Поэтому не будет ошибкой считать, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые регулируются через поведение субъектов социального взаимодействия9.

Практически в любом учебнике по общей теории права предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулируется правом, и в него входят те общественные отношения, которые "объективно могут быть урегулированы правом"10. Например, по мнению В.В. Лазарева, объектом правового воздействия могут становиться лишь те общественные отношения, которые имеют нормативный характер, т.е. типичны для данных условий, повторяемы, отличаются массовым (потенциальным или реальным) проявлением, поддаются государственно-правовому контролю, могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы11. С точки зрения В.Д. Сорокина, в предмет правового регулирования входят те общественные отношения, которые объективно по целому ряду причин нуждаются именно в юридическом, т.е. единообразном воздействии на них со стороны государства12, в юридическом регулировании которых общество и государство непосредственно заинтересованы13.

Таким образом, анализ сложившегося в отечественной теории права представления о понятии правового регулирования и его предмете показывает, что: а) правовое регулирование понимается в большинстве случаев как процесс регулирования общественных отношений при помощи норм права, создаваемых для этих целей государством; б) предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые объективно требуют правового опосредования. Как справедливо замечает Ю.И. Гревцов, традиционный ответ на вопрос в духе само собой разумеющегося воздействия права на общественные отношения представляется сегодня слишком общим и недостаточным14. Можно полагать, что приведенные определения предмета правового регулирования не в полной мере отражают его содержание и не определяют круг общественных отношений, которые подлежат санкционированию со стороны государства, и отношения, вмешательство в которые государства недопустимо.

На Западе в теории и социологии права давно существует понятие юридизации общественных отношений, посредством которого ученые пытаются определить сферы, подлежащие правовому регулированию. Так, например, Ю. Хабермас определяет юридизацию общественных отношений как выход правового (законодательного) регулирования за пределы принципа господства права, охраняющего определенные области общественных отношений от вмешательства государства, деструктивный процесс, разрушающий природу этих отношений15. По мнению Ю. Хабермаса, программы регулирования, принимаемые государством, вступают в конфликт с внутренней логикой существующих отношений, дезинтегрируя сферу регулирования; эффективность такого регулирования достигается ценой утраты эффективности социальных процессов экономического и культурного воспроизводства16.

Анализ современного научного представления о правовом регулировании показывает, что в большинстве случаев считается: в результате правового регулирования содержание фактического отношения изменяется, становится не фактическим, а правовым17. Предпосылки формирования данного подхода понятны: не конкретизируя круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и понимая под правовым регулированием только законодательное (государственное) регулирование общественных отношений, любым отношениям можно не просто придать обязательную правовую форму (санкционировать их), но даже установить их. Другими словами, в процессе правового регулирования общественных отношений может изменяться содержание регулируемого общественного отношения и даже порождаться новое. Между тем С.А. Муромцев утверждал, что по своему содержанию правовое отношение остается тем же фактическим. Оно отличается лишь своеобразным устройством среды - присутствием в ней особых защищающих (юридических) отношений. Но это обстоятельство изменяет пределы существования и содержание защищенного отношения, а не существо его18. Данная позиция обоснованна и заслуживает внимания, поскольку в действительности (если мы говорим о закреплении в правовом акте сложившихся в обществе нормативов поведения) посредством правового регулирования определяется только форма общественных отношений, а не изменяется их фактическое содержание, обеспечивается строгий порядок или направление, в котором следует разворачиваться общественному отношению, обозначаются правовые модели взаимодействия его участников.

В последнее время некоторые исследователи даже обосновывают существование фактических правовых отношений, противоречащих положениям действующего законодательства19. Также в научных кругах активно обсуждаются проблемы объективно образующихся в обществе поощрительных санкций, которые необходимо учитывать законодателю при моделировании правовых норм20. В отраслевых юридических науках стали появляться научные исследования, содержащие обоснованные сомнения ученых относительно того, что только государство осуществляет правовое регулирование общественных отношений 21.
Как отмечал Ф.А. ф. Хайек, право старше законодательств, и, в отличие от самого права, которое не является изобретением, законодательство - сравнительно позднее изобретение22. Считаем данную позицию справедливой и полагаем, что государство может вовсе не создавать новых правил поведения и не выступать субъектом правотворчества, при этом осуществлять правовое регулирование путем закрепления уже сложившихся в обществе нормативов поведения. Очевидно, что, приспосабливаясь к обстоятельствам, человек действует по правилам, которые им не придуманы заранее, а вырабатываются в результате взаимодействия субъектов в общественных отношениях. Например, всем известные три закона собственности. Это не специально придуманные кем-то правила поведения, а те правила совместного существования в обществе, при несоблюдении которых сохранение в нем порядка станет невозможным. Государство, придавая им силу правовых норм (санкционируя их), тем самым принимает на себя обязанность защищать эти нормы и возникающие на их основе правовые отношения. Как утверждал Р. ф. Иеринг, право - это узаконенный порядок жизни и совокупность охраняемых государством правовых норм23.

Полагаем, то же можно сказать и о правовом регулировании. Различая по содержанию понятия "правовое регулирование" и "законодательное регулирование", первое не следует сводить только к государственному регулированию общественных отношений. В отличие от законодательного регулирования (регулирования, основанного на законе, законодательных положениях), правовое регулирование (регулирование с помощью права, правовых норм) представляет собой сложный процесс упорядочения общественных отношений при помощи норм права, которые как формируются в самом обществе, так и создаются государством в нормативно-правовых актах. А конкретизировать содержание понятия "предмет правового регулирования" можно, если рассмотреть его особенности во всех сферах, в которых осуществляется правовое регулирование: правообразование, законотворчество (нормотворчество) и реализация права.

Принято считать, что субъектом правотворчества выступает только государство в лице законодательных и исполнительных органов власти. Некоторые ученые признают также правотворческую роль суда. Кроме того, при изучении содержания правового регулирования, как правило, принимается во внимание не сам процесс правового регулирования, а фактически результат такого регулирования в виде принятых положений нормативно-правовых актов, посредством которых и осуществляется, как принято полагать, правовое регулирование (например, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, правовое регулирование рынка ценных бумаг и т.п.). Позволим себе не согласиться с данным подходом, поскольку общепринятое значение понятия правового регулирования охватывает далеко не весь процесс правового регулирования, а лишь одну из его составляющих (в сфере реализации права). Разве в процессе правообразования, реализации права и законотворчества (нормотворчества) не осуществляется правовое регулирование?! Ведь правовое регулирование - это в первую очередь процесс, а не результат. Так, если рассматривать сферу правообразования, то, исходя из предложенной в настоящей статье концепции представления о праве, можно утверждать, что нормы права формируются в обществе спонтанно, без вмешательства какой-либо внешней силы (в том числе государства). При этом как назвать процесс упорядочения общественных отношений на основе спонтанно формирующихся в обществе норм права? Разве это не правовое регулирование?!

Согласно определению понятия "регулирование" (от лат. regulo - "устраиваю", "привожу в порядок"), данному в толковом словаре, оно представляет собой: 1) приведение в порядок, упорядочение; 2) совокупность предписаний, исходящих от органа власти или управления и имеющих целью внести известный порядок в ту или другую сферу жизни; 3) форму целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей)24. Из данного определения следует, что во втором и в третьем значении регулирование понимается исключительно как процесс волевой, осознанный и, главное, заранее обдуманный (т.е. законодательное регулирование в его общепринятом понимании). Первое же значение регулирования дает возможность говорить о том, что это не всегда внешний процесс, осуществляемый принудительно, с помощью каких-либо специальных регуляторов, вводимых извне. Напротив, в первом значении речь идет об упорядочении какого-либо процесса без вмешательства силы извне, и упорядочение это отнюдь не всегда означает принудительный процесс.

Таким образом, процесс упорядочения общественных отношений при помощи спонтанно формируемых (в ответ на определенные социальные факты) в самом обществе правил поведения вполне может быть составляющей процесса регулирования как такового. При этом понятие правового регулирования не следует путать с саморегулируемыми процессами, происходящими, например, в природе. Очевидно, что процесс регулирования представляет собой волевой процесс упорядочения, напрямую зависящий от осознанных действий конкретных субъектов, принимающих в нем участие.

Предметом правового регулирования в сфере правообразования выступают общественные отношения субъектов, в процессе которых формируются правовые нормы. Субъектами правового регулирования в сфере правообразования являются люди (группы, союзы, общности). Сделанный вывод может показаться непривычным, поскольку слишком прочно в сознании юристов укоренилось представление о том, что правовое регулирование - обязательно заранее обдуманное кем-либо (в основном государством), насаждаемое извне воздействие на общественные отношения при помощи специально создаваемых для этих целей норм права.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О предмете правового регулирования iconВопросы понимания механизма правового регулирования изучаются в России...
Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия «правовое регулирование» и призвано показать реализацию правовых...

О предмете правового регулирования iconКонтрольные вопросы
...

О предмете правового регулирования iconКурсовая работа по теории государства и права тема: особенности образования...
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования

О предмете правового регулирования iconСегодняшнего заседания – совершенствование правового регулирования...
Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления. Обсуждались вопросы совершенствования правового регулирования...

О предмете правового регулирования iconПрограмма III межрегиональной конференции по теме: «Актуальные вопросы...
«Актуальные вопросы правового регулирования в строительной отрасли: проблемы и решения»

О предмете правового регулирования iconАлексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация...
Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М.: "Волтерс Клувер", 2007

О предмете правового регулирования iconМетодические рекомендации по проведению Дня правовых знаний 1 сентября 2010 г
Правовое воспитание процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча,...

О предмете правового регулирования iconЗаключение
Основные критерии дифференциации правового регулирования труда медицинских работников

О предмете правового регулирования iconВопросы по курсу «хозяйственное право»
Предмет хозяйственно-правового регулирования. Виды хозяйственных правоотношений

О предмете правового регулирования iconВопросы к зачету по спецкурсу
Сострахование и двойное страхование, понятие и особенности правового регулирования (сходство и различия)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница