1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли




Скачать 141.92 Kb.
Название1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер141.92 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
1.3. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

             Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний — менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.

Развитие точных наук, наук о человеке послужили основой для разработки научных подходов к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество идей о закономерностях развития, построения, основных чертах и стимулах функционирования.

Существуют разные подходы:

универсальные теории, которые утверждают, что существует единственно лучший способ построения организации;

ситуационные теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как технология, факторы внешней среды.

Теории различаются по способу разработки: одни результат логической дедукции;  другие сформулированы на основе исследовательских разработок.

Теории различают по своей основе: одни описывают лучшую организацию;  другие ищут основу для описания организаций.

Теории по масштабу подхода: сосредоточены на задачах подразделений;  другие анализируют организации в целом.

^ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВ­ЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

Началом научного становления организаторской мыс­ли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государст­ва и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, пре­взошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Ор­ганон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафи­зика», «О душе»), излагаются основы логики и теории по­знания, политически-правовых наук и этики, искусство­знания, политической экономии. Это была подлинная эн­циклопедия накопленных за время трех первых цивилиза­ций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение поч­ти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.

Другая, более ранняя разновидность античной пара­дигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э.

Средневековая парадигма обществове­дения относится к периоду расцвета феодализма. Отли­чительной чертой было господство мировых религий (христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), при­знание божественных законов, предопределявших поведе­ние и судьбу человека, народа, государственное устройст­во, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225 – 1247 г.г.), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного открове­ния) теологию, стремился приспособить философию Ари­стотеля к нуждам церкви.

Постепенно менялось отношение схоластов к собственности, цене (учение о справедливой цене), коммерческой деятельности, кредиту, отражая развитие рынка и рождение капиталистических отношений. Лидирующая роль переходит к экономическим доктринам, которые выражали менталитет «экономического человека» и отражали разные подходы к пониманию организации рыночно-капиталистических экономических отношений (классическая буржуазная политиче­ская экономика, марксистская экономическая теория, кейнсианство, либерализм и не­олиберализм).

Крупным событием стало рождение социологии, как фундаментальной, так и многочисленных прикладных на­правлений, помогавших объяснить и более успешно ре­шать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни позднеиндустриальной цивилизации.

Формирование организационных основ новой постин­дустриальной парадигмы проходит в несколько этапов. Первый из них относится к 20 - 30-м годам XX в., когда итоги Первой мировой войны, волны революций и мирово­го экономического кризиса 1929-1933 г.г. подорвали веру в прочность основных положений господствовавшей инду­стриальной доктрины и подтолкнули научную мысль к активному поиску новых подходов, способных объяснить происходящие перемены. Вторым этапом ухода от этой доктрины считается время после Второй мировой войны. Глобальные кризисы, охватившие все стороны организа­ции жизнедеятельности общества в последней четверти нашего столетия, поставили точку в судьбе индустриаль­ной парадигмы.

Новым шагом в развитии организационно-управлен­ческой мысли становится человек в системе ис­точников саморазвития общества. Это не исключает при­знания того факта, что человек как существо биосоциаль­ное является высшим продуктом эволюции природы, что его существование невозможно без окружающей среды, материального производства. Но не это главное в совре­менном человеке. Главное - накопленные усилиями десят­ков и сотен поколений научные знания, культурное насле­дие, нормы нравственности, идеологические установки.

Конец XX в., характеризуется становлением основ гу­манистического постиндустриального общества, в связи с чем на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. В методологии обществоведения на первое место вы­ходит познание закономерностей циклической динами­ки, статики и генети­ки. Для конца XX в. характерна новая волна синтеза наук.

 

^ ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВ­ЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Классическая теория. Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Основные разделы классической теории: научное управление, теория организация, бюрократическая теория.

1.1. Научное управление: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г.Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, ГЛ. Таун, МЛ. Кук

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

1) вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2) с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3) тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4) обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.

Рассматриваемые направления:

разделение планирования работ и их выполнения (специализации труда как руководителей, так и рабочих);

функциональное руководство группой (каждый человек должен иметь столько функций, сколько он может выполнить; отделение планирования от самой работы, т.е. разделение функций между работниками);

исследование в действии и во времени (системный анализ работы, определение наилучшего пути выполнения задания и стандартного времени его выполнения, хронометраж, нормирование, сокращение ненужных операций);

премиальная система заработной платы (систематическое и правильное использование материального стимулирования для возрастания производительности труда. Тейлор считал, что работник должен получать заработную плату пропорционально своему вкладу; Гант полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе и премию за перевыполнение нормы);

отбор и обучение. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения (прежде всего новые рабочие учились у опытных рабочих, традиционные рабочие навыки передавались от одного к другому). Гантт в 1908г. выдвинул идею об использовании инструктора для подготовки, но она не прижилась до 1930г. Широко стала применяться перед II мировой войной.

обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения задач.

1.2. Теория организации. Представители – А. Файоль, Дж.Д. Лизни, А.С. Рейлц, Л. Урвик.

А. Файоль предложил ряд организационных принципов, которые он посчитал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации:

Структурные принципы:

принцип разделения труда;

принцип единства цели и руководства;

принцип соотношения центрального и децентрального;

принцип власти и ответственности;

принцип цепи.

Принцип процесса:

справедливость;

дисциплина

вознаграждение персонала;

единство команд (один начальник);

подчинение главному интересу.

Принципы конечного результата;

корпоративный дух;

порядок;

стабильность;

инициатива.

1.3. Бюрократическая теория организации (Макс Вебер):

четкое разделение труда → высококвалифицированный специалист в каждой области;

иерархичность уровней услуг, вышестоящий уровень контролирует нижестоящий;

наличие норм и правил, стандартов, обеспечивающих однородность выполнения обязанностей и координирование различных задач.

дух формальной обезличенности;

осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалифицированными требованиями.

2. Всеобщая организационная наука – тектология. В изданных в 1920-е годы научных работах, в том числе в монографии «Всеобщая организационная наука (тектология)», выдающийся русский ученый Александр Александрович Богданов сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества в целом и разработать концепцию триединой организации – вещей, людей и идей. Цель – создание принципов и законов, общих для всех систем: в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей).

Он высказал идею необходимости системного подхода к изучению организации, дал характеристику соотношения системы и ее элементов. При этом элементы всякой организации проявляются в «активностях» и «сопротивлениях». Их сочетания сводятся к трем типам организации — организованным, дезорганизованным и нейтральным комплексам.

3. Факторы эффективной организации (Лайкерт)

Исследования Лайкерта в Мичиганском университете привели к тому, что эффективная организация отличается от неэффективной по ряду структурного изменений. Согласно Лайкерту эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями.

Согласно Лайкерту «Система-4» - это направление, по которому должны двигаться наиболее прибыльные и производительные организации. Во всех случаях руководители должны использовать человеческие ресурсы, полный спектр человеческих мотиваций: принятие решений, контроль, процесс постановки целей, децентрализацию. Предложенные  Лайкертом принципы (табл. 1).

 

Таблица 1 - Сопоставление характеристик организации

 

Классическая организация Организация «системы-4»

1. Процесс руководства не включает доверия и ответственности руководителей и подчиненных. Подчиненные не свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые не считаются с их идеями и мнениями 1. Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, считающимися с их идеями и мнениями

2. Мотивационный процесс включает только физические, экономические мотивы, мотивы безопасности посредством использования санкций. Отношение к организации неблагосклонное, превалируют связи наемных работников 2. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов посредством методов участия. Отношение к организации и ее целям благосклонное

3. Процесс коммуникации таков, что информация поступает вниз, имеет тенденцию к искажению, неточности и рассматривается подчиненными с подозрением 3. Процесс коммуникации таков, что информация свободно перемещается по всей организации — вверх, вниз и горизонтально. Информация точная и неискаженная

4. Процесс взаимодействия закрытый и ограниченный; подчиненные мало влияют на цели, методы и деятельность подразделений 4. Процесс взаимодействия открытый и широкий; и руководитель, и подчиненный могут воздействовать на цели, методы и деятельность подразделения

5. Процесс принятия решений происходит только в верхних звеньях организации, он относительно централизован 5. Процесс принятия решений происходит на всех уровнях управления путем группового участия; он относительно децентрализован

6. Процесс постановки целей сосредоточен в верхних звеньях организации и не стимулирует групповое участие 6. Процесс постановки целей побуждает к групповому участию

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconКонтрольные вопросы к зачету
Какова основная функция организационно – правовых документов в управленческой деятельности?

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconКак правильно считать и планировать деньги?
Как правильно считать деньги. Как организовать учет в компании. Процесс формирования управленческой информации. Элементы «конструктора»...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconСамостоятельная работа По “Менеджменту” Тема: “ Макросфера. Внешняя среда организации.”
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации,...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconМетодические указания по контрольной и курсовой работам для студентов...
Учебная дисциплина «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» изучается в...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconОрганизация управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения
Следовательно, определяется основополагающее направление организации управленческой деятельности на принципах сотрудничества и кооперации...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconР. М. Рильке Математика имеет задачей не обучение исчислению
Есть свободная мысль – мысль-поступление, поступок. Есть мысли блуждающие, несмелые и мысли законнопорожденные, уверенные (хорошо...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconО состоянии управленческой деятельности в общеобразовательных учебных...
А это значит, что от управленческой деятельности администрации школы значительной мерой зависят успехи или неудачи всего школьного...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconHuman Resources «success»
Эффективные технологии управленческой деятельности. Структура управленческой деятельности (планирование, организация, мотивирование,...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли iconМетодические указания для практических работ Красноярск
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей, изучающих курсы «Документирование управленческой...

1 развитие организаторской и организационно-управленческой мысли icon«История экономических учений»
Развитие экономической мысли в России во второй половине XIX века, до 1917 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница