1. в чем заключается сущность политологии




Название1. в чем заключается сущность политологии
страница1/4
Дата публикации22.07.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
1.В чем заключается сущность политологии

Современная политология как наука оформилась к концу XIX – началу XX в.в. Первая кафедра политологии – Колумбийский университет США, затем - во Франции, Великобритании. ЮНЕСКА рекомендовала всем странам – членам ООН преподавать политологию. С 1948 г. политология преподается во всех европейских странах. В СССР изучалась только марксистская политология, иная была запрещена вместе с генетикой и кибернетикой. Западные идеологи рассматривались с позиций критики. Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г. политология начала преподаваться у нас. Становление РБ как самостоятельного государства, борьба за власть между социально-политическими группами вызвала потребность изучения политологии и социологии.

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.

Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

2.Каково соотношение политики как общ.явления В политологии.
3.Основные категории политологии.

Категории представляют собой наиболее общее понятие, отражающее сущностные стороны процессов и явлений полит.В совокупности категории служат как опорными узлами ,опираясь на кот.можно осущ.-ть научный анализ полит.реальности. Наиболее общими категориями политологиивыступают «политика» и «политическое».

Категория «политика» - сложная категория, многомерная по содержанию.Производным от нее выступает «мировая,м/народная,внешняя ,внутренняя,социальная,экономическая, духовная,финансовая,национальная и т.д политики»

Категория «политическое» тоже сложное понятие, оно более широко и емко отражает св-ва,

особенности и принадлежности того или иного процесса, явления, события к сфере политики.Эта категория конкретизируется в таких понятиях как: политическое яв-е, полит.жизнь,полит.система,полит.власть,полит.конфликты,режим,полит.партии и т.д.

В политологии находят отражение такие понятия,кот. Хар-ют конкретные стороны и поцессы полит.жизни общества и личности.К ним относятся полит.активность,поведение,лидерство,избирательная система,полит.установки и т.д.На анализе полит.яв-ний и процессов полит.жизни используются такие понятия:об-во,народ,свобода,право,патриотизм,справедливость,революция,и тд.
4.Как соотносятся м/д собой теор.и прик.политот.

Политология функционирует и развивается в 2 уровнях:

Теоретическая – изучает сущность политики,ее природу ,Значение для человека и общества, политические взаимоотношения м/д классами,нациями,государствами, а также м/д личностью, обществом и государством.Она выявляет и исследует закономерности обуславливающие развитие политической жизни об-ва, отдельных пол.процессов,явлений,событий.Эти закономерности действуют как законы-тенденции и нережко трактуются как политические.Н-р такие закон-сти:

  • Возникновения, функ-я и развития полит.деят-сти,пол.отношений и пол.процессов;

  • Становление,функ-я и развития пол.власти и гос-ва;

  • Возникновение и развитие пол.интерессов социал.субъектов, их взаимодействие с экон. И др. соц.интересами.

В рамках теорит.политологии исследуются способы познания полит.явлений, соотношение в них рационального и иррационального.

^ Прикладная политология исследует частные полит.проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных практических задач полит.жизни об-ва, на анализ складывающейся в нем конкретной полит.ситуации.На основе знанаий вырабатывается полит.советы и рекомендации участникам полит.событий относительно того как действовать в сложившейся ситуации.Как правило рекомендации адресованы тем участникам полит.событий, кот.в силу своего статуса, занимаемой должности обладают опред.властными полномочиями и тем самым оказывают существенное влияние на ход событий. Рекомендации нередко направляются на повышение эффек.деят-сти конкретных властных структур. Формируемые на основе прикладных полит.исследований выводы и рекомендации зачастую служат основанием для соотв.теоретич.обобщений. В то же время теорит.политология служит методологической основой проведения прикладных полит.исследований.

5.Основные ф-ции политологии.

Политология выполняет ряд функций:

  • теоретически-познавательная заключаетс

в изученииполит.реальности.Полит-я изучает тенденции развития полит.жизни об-ва,происходящие в нем полит.процессы,анализирует различные стороны полит.деятельности людей и их плит.отношений. Использование эмперических исследованийпозволяет получить новые знания о полит.действительности, расширить и конкретизировать представление о политике, ее роли в об-ве,понять и объяснить полит.развитие об-ва в целом.

  • Мировоззренческая –выражается в создании

целостности картины полит.развития об-ва,осмысление места и роли политики в развитии всего об-ва и его основных сфер экон.дух. правовой.Усвоение этого лежит в основе формирования культуры полит. Людей. Цена ошибок в политике сегодня велика. Чтобы свести их к минимуму необходима мировоззренческая подготовка.

  • Практически – прогностическая функция

Опирается на научные знания она разраатывает рекомендации, касающиеся различных способов полит.деят-сти.составляет прогнозы развития полит процессов для их использования в полит.практике, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управ-я полит.жизнью об-ва. С помощью полит.прогнозов можно предвидеть возможные позитивные и негативные последствия современного развития событий, разрешить противоречия и предотвратить полит.столкновения.
6.Политология, ее место и роль в системе наук об обществе.

Политология - широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Политика и мораль: Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает. Разница: 1. Политика - конфликтна, в морали конфликт - частный случай. 2. Источник политики - насущная потребность людей, а мораль - общечеловеческие ценности. 3. Требования П носят форму законов конкретных, в морали - абстрактно-нормативных. 4. Мораль - индивидуальна, П носит групповой характер. 5. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие. 6. Политика ситуативная (меняется), мораль - универсальна. П и Культура: - П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры. - Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования. П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов.

Политология включает:

1 политическую философию, исследует ценностные мировоззренческий аспекты политики, на основе ко­торых функционирует политическая система, определяет смыслы важ­нейших политических явлений, власти;

2 политическую историю - рассматривает процесс возникновения поли­тических институтов;

3 политическую теорию - выявляет характер взаимодействия участни­ков политической жизни, формы участия индивидов, групп в политичес­ком процессе;

^ 4 история политических учений - изучает появление и развитие полити­ческих идей;

5 политическую психологию - выявляет субъективные механизмы полити­ческого поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, уста­новок, ориентации;

^ 6 прикладную политологию - акцентирует внимание на решении конкретных политических проблей: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров и т.д.

Политическая социология:

1) она изуча­ет интересы, содержание сознания участников политики, поскольку именно эти факторы выступают побудительными мотивами политического участия;

2) меньше уделяет внимания институтам политики, а больше рассматривает поведение групп, индивидов и его причины
9.Политическая мысль Античностых об-в.

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:

  1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон

Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:

  1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

  2. Подлинная добродетель - истинное знание –

возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

  1. Платон первым указал на взаимосвязь политики,

государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

Аристотель

Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:

  1. Отрицал возможность существования

идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

  1. В его представлении город-государство – это

высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».

  1. Главная цель государства - достижение «лучшей

жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

  1. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

  2. Лучшей формой государства Аристотель считал

политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

10.Представление о роли пол.власти в средневековой западев.об-ой мысли. .

В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание. Наиболее яркими представителями религиозной и полит.мысли средневековой европы были Августин Аврелий и Фома Аквинский

Августин развивал взгляды о божественном представлении развития человеческого об-ва. Государство выступает в сочинении Августина в виде Града земного противостоящего Граду божьему. Один из градов желает жить по плоти другой по духу. Этим определяется глубокое различие принципов жизни в том и другом граде. Согласно своим воззрением Августин указывал на то, что человек рождается свободным. Для него является естественным вечное стремление к богу в этом заключается высшее проявление его свободы.

Аргустин говорил о безусловном приоритете церковной власти. Власть госуд-я реагирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании

В работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели.

Фома Аквинский(1225 - 1274)

Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
11.Решение проблем политики и права мыслителями эпохи возрождения..

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

Вклад ^ Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:

Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.

Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатам

12.Политическая учения периода европейских бур.революций.

Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Руссо подверг критике ценности цивилизационного об-ва. Он считал что соц неравенство противно естественному праву.Он обращал внимание на роль субъективного фактора в деят-сти людей т.е на их сознание и волевые качества.Вершиной его творчества явилось учение об об-ом договоре.сог-но кот. Народ передает права свои правительству.,при этом каждый гражданин остается свободным и пользуется соот.полит.правами.
13.Политическая мысль США во второй пол.18-19ввСев.Америка первоначально была Анг.колонией однако в 1775 г. Началась революцтонно-освободительная война против Англии

1776 г. Была принята декларация независимости 4 июня и образовалась США,

Одним из авторов декларации независимости был ^ Томас Джефферсон. В декларации записано, что все люди богом одарены одинаковыми правами свободами и гос-во обязуется обеспечить эти права человеку, т.е. стремление к жизни, счастью и свободе. Начителем свободы в гос-ве яв-ся народ. Если правительство нарушает права и свободы народа ,народ имеет право насильно свергнуть это правительство. США это первая в мире демок.гос-во в кот. Изначально не было ни каких социальных сословий ,т.е все американцы равны Теоретичесой основой для создания амер.конституции послужили работы Монтескье и Локка. Д.Медисон один из авторов з-на « О разделении властей»Он придумал такую систему сдержек и противовесов,кот.работает в США до сих пор.Дефферсон придавал большое значение теории морального чувства с-но этой теории человек всегда делает правильный выбор м/д добром и злом,основываясь на интуиции. Это должно способствовать установлению гармоничных отношений м/д людьми. Джефферсон размышляет о справедливости и считает без чувств справедливости не может быть ни какого об-ва,т.е. справедливость это интуитивное ощущение человеком добра и зла.

Гаммильтон принимал участие в создании конституции США .Делил американцев на меньшинство и большенство. Гос-во должно создаваться меньшенством однако служить гос-ву должно большенство. Гос-во должно сотрудничать с торгово-фин.структурами. Его взгляды послужили основой амер.федерации образования (штатов).с очень сильной властью на местах т.е каждый штат имеет свой силь отличающийся от соседнего штата закон.Идеи Гамильтона противопоставлялись идеям конфедералов(люди считающие,что США должно быть гос-ом с едиными законами).Джефферсона,Медесона Гамильтона относят к амер.просветителям 18в.,кот.считали что свет разума в итоге должен победить силы зла и тьмы.
14.Политическая воззрения ев.мыслителей 19в.

Политическая мысль 19в в Европе продолжала развивать сложившееся ранее традиции и направления. Существенный вклад внес фр.ученый Алексис Токвиль. Он известен как крупный теоретик либеральной демократии. Его работа «О демократии в Америке» Защита свободы и равенства людей хар-сь как основная цель демократии. Важное место в работе сводится анализу проблемы разделения властей. Важное значение имеет поднятая им проблема формирования национального духа своего народа. Чувства и идеи исповедующих демократию народов ведут к централизации власти, а это усиливает позиции цент.власти и более эффективно реализует общие интересы всех штатов и создает лучшие предпосылки для осущ. Интересов каждого штата,гражданина США.

Политическая концепция Конта развития об-ва и соот.теория полит.жизни.Позитивизм направлен на согласование наблюдаемых факторов,выяснение отношений м/д ними.»Новая полифилософия» базируется на след.основополагающих положениях:

Об-во представляет собой целостную соц.систему;данная система развивается от высшего к низшему, от простого к сложному; в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их позновательная деят-сть;в зависимости от полит.сознания формируется и полит.строй.

В гармонии об-ва Конт видел основное условие его стабильности,возможность норм.сущ. и развития в нем каждого сословия,народа,человека.

^ Геберт Спенсор постоянно призывал к тому,чтобы в анализе полит. И др.явлений жизни об-ва придерживаться объективного метода ,т.е исследовать их такими какие они есть.»Научные политические и философские опыты» его работа.Свободу человека Спенсер рассматривал как его неотчуждаемое право ,которое дано от рождения и должно охраняться гос-ом на протяжении всей жизни.Все члены об-ва должны иметь равные полит.права и иметь одинаковую возможность влиять на закон(дем.гос-во)

К.Маркс мыслил иначе. С т.з.Маркса в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей , а их общественное бытие.В теории Маркса речь идет о соц.справедливости и соц.правах людей.Главную роль в завоевантт соц.свободы марксисты отводили раю классу.С позиции классовой борьбы рассматривается и проблема соц. И полит. Равенства.

Марксисты выделяют такие основополагающие признаки гос-ва,как публичная власть и территория,на которую эта влвсть распространяется.

Оригинальную концепцию развития об-ва и гос-ва создал встрал. Мыслитель Людвид Гумплович.По его мнению в основе об-ва ,политических процессов лежит деят-сть опред.соц.групп.Поэтому именно их деятельность и должна прежде всего изучать науки как социол-я и политол-я.В процессе борьбы м/д собой различ соц.групп организованных на основе их главных жизненных интересов,устанавливается тот или иной гос.строй.
15.Развитие политической мысли в России.

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской империи,

С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были связаны с именем Сперанского. Он попытался взять на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма.

Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западники». Они считали что Россия должна следовать по западному пути развития, т.е.сторонники либеральных реформ, отмены крепостного права,конституционной монархии и развития бизнеса в России

«Славянофилы»считали что у России свой особый путь развития идеал России они видели в прошлом в устройстве Киевской Русси,монархию считали повильной формой правления ,а об-ое землевладение – истинная форма экон.жтзни.
17.Политическая власть.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. По субъекту власти: классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется ср-ми осущ. власти, определяющими способами воздействия на людей – авторитетом, традициями либо насилием.

Корни власти могут быть как биологические, так и соц-ые.

Социальные предпосылки можно считать индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.

По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-эмоциональную,духовную,

экономическую,политическую,информационную и т.д.

^ Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Природа и функции политической власти

Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

^ Функции политической власти как инструмента социального управления:

— сохранение социальной целостности;

— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;

— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

18.Разделение властей.

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую Кон.Суд, Вер.Суд, Выс.Арбит.Суд. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.

20.Политический режим.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм– это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции подавляет основные гражданские права.

Демократия - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

^ Характерные черты демократического режима: Суверенитет народа, Периодическая выборность основных органов государства, Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством

21.Политическая жизнь и ее основные характеристики.

С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

^ Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь

— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования)

— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;

— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.

22.Политические партии в политической жизни об-ва

Важным фактором полит.жизни об-ва яв-ся политические партии. Партия-организ.полит.сила,объединяющая граждан олного полит.направления для участия во власти или для воздействия на власть ради достижения своих интересов.Каждая партия имеет свою внутреннюю структуру::лидеров,рук.органы,проф.работников. Характер партии и пар.систем определяется традициями,историей страны,ее экономикой,соц.структурой,религией,этническим составом.

Формирование:

1) появление аристократических группировок

2) формирований партий как полит клубов

3) образование современных массовых партий
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. в чем заключается сущность политологии iconО, Шива! В чём заключается твоя подлинная сущность?
Как можем мы войти в неё полностью, вне пространства и времени, вне имён и описаний?

1. в чем заключается сущность политологии iconКонтрольная работа №1 по (политологии) Вариант №20 на тему
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

1. в чем заключается сущность политологии icon"искусство сбережения собственной целостности"
Я сберегаю собственную целостность – вот и все, чем я занимаюсь, – как-то ответил известный даос-мистик на вопрос, в чем заключается...

1. в чем заключается сущность политологии iconГенезис, сущность и функции государства
Государство является центральным, базовым элементом политической системы общества и поэтому важнейшими задачами политологии является...

1. в чем заключается сущность политологии iconВ чем заключается смысл антипивной инициативы Медведева?
Ответ: Пиво приравнивается к сильноалкогольным спиртным напиткам и его не будут продавать после 22. 00

1. в чем заключается сущность политологии iconУченикам предлагается ответить на вопросы проверочной работы №8 по вариантам: I
В чём заключается выполнение основных понятий русского воина: присяги, долга и патриотизма

1. в чем заключается сущность политологии iconЧто меня удручало в моих литературо- и искусствоведческих разысканиях?
Главное, на чём я стою, заключается в нецитируемости художественного смысла художественного произведения

1. в чем заключается сущность политологии iconSummaries, as you know, are common in all kinds of writing, usually...
Сущность аннотирования и реферирования заключается в максимальном сокращении объема источника информации при сохранении его основного...

1. в чем заключается сущность политологии iconКомментарий: (В случае, если за Должника договор ипотеки заключается...

1. в чем заключается сущность политологии iconВ чем заключается технологическая подготовка сварочного производства?
Основные технико-организационные принципы технологической подготовки сварочного производства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница