Введение Курс «Основы социологии и политологии»




НазваниеВведение Курс «Основы социологии и политологии»
страница1/9
Дата публикации21.03.2013
Размер0.82 Mb.
ТипРеферат
www.vbibl.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Введение
Курс «Основы социологии и политологии» является составной частью общевузовского цикла гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплин, изучаемых студентами Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Его внедрение в учебный процесс обусловлено гуманизацией современного образования, важнейшей задачей которого является формирование целостного мировоззрения, ориентирующего студента на дальнейшее духовное и профессиональное саморазвитие.

Знакомство с социальными науками должно помочь молодому человеку лучше осознать то место, которое он занимает в современном обществе, более полно раскрыть его творческий потенциал. Содержание данного курса нацелено на формирование у студентов определенной системы знаний, умений и навыков, способствующих детальному проникновению в суть сложных социальных процессов, позволяющих четче сформулировать собственную общественную позицию и в случае необходимости аргументировать ее.

Цель курса – представить социологию и политологию как универсальные дисциплины, которые транслируют комплекс идей, обращенных к разным моментам бытия человека и общества. Поэтому методические рекомендации объединяют теоретический материал и его практическое воплощение, что заставляет анализировать поставленные проблемы более целостно и глубоко.

Занятие 1. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

Вопросы:

  1. Объект и предмет социологии и политологии.

  2. Структура социального знания.

  3. Методы сбора эмпирической информации.

  4. Функции социальных наук.


Современная система научного знания носит достаточно сложный и многоуровневый характер. Она включает в себя естественные, математические, технические, гуманитарные и социальные науки. Все они отличаются друг от друга своим объектом, предметом и методами исследования.

Объектом науки принято называть часть окружающей действительности, которая находится в центре исследовательского поиска. В отличие, например, от естественных наук, где объектом изучения является природа во всех ее проявлениях, в центре внимания гуманитарных (философия, эстетика, культурология), а также социальных наук (социология, история, политология, социальная психология) находится общество и отдельные его сферы. Иногда разные науки могут исследовать один и тот же объект: такие явления, как образование, семья, поселения людей могут одновременно представлять познавательный интерес для экономики и социологии, психологии и демографии. Однако при этом они не теряют своей научной специфики, так как имеют свой собственный предмет и свои методы исследования.

Под предметом науки обычно понимают совокупность характеристик и свойств объекта, представляющих особый интерес для ученых. Например, история изучает исторические факты и процессы в их последовательности; философия решает наиболее общие, краеугольные проблемы социального и индивидуального бытия и мышления; правоведение рассматривает государственно-нормативные отношения; экономика – процессы производства, распределения и обмена произведенной продукции; эстетика – прекрасное в его различных проявлениях.

Превращение социологии и политологии в самостоятельные отрасли научного знания, со своим особым объектом и предметом изучения, произошло в конце XIX века. Этому способствовали стремительные темпы экономического развития, а также активизация общественно-политической жизни в странах Европы и США. Социальные науки стали рассматриваться как способ самопознания общества и активно использоваться в урегулировании социально-экономических противоречий.

Ключевое место в системе социального знания заняла по праву социология. Она заявила о себе как единственная наука, способная за счет универсализма своих познавательных методов изучать все сферы общественной жизни, самым непосредственным образом связанные с объектом ее исследования – социальностью. Социальным может быть действие, поведение, связь, факт, отношения, политика, общности, общество в целом – все то, в чем участвуют люди. Но социальными являются не любые отношения между индивидами, а лишь те, при которых между ними устанавливаются взаимные обязательства друг перед другом и каждый человек изменяется внутренне и меняет свое поведение под влиянием других.

По поводу предмета исследования социологии на протяжении всей истории ее существования ведутся научные дискуссии. В настоящий момент в мировой социологии окончательно утвердились два совершенно противоположных подхода к определению области ее научных интересов.

Первый подход, микросоциологический, имеет дело с повседневностью, с повседневным взаимодействием людей, рассматривает общество на микроуровне. Микросоциология занимается детальным изучением того, что обычно люди говорят, делают и думают.

Второй, макросоциологический, рассматривает целые социальные группы и общества. Макросоциология фокусирует свое внимание на крупномасштабных явлениях и долговременных социальных процессах, включая государство, класс, семью, экономику, культуру и общество в целом. На этом уровне может изучаться, например, взаимосвязь между политическими и экономическими процессами в современном обществе, влияние компьютерных технологий на распределение людских ресурсов, сдвиги в расовом и этническом составе населения, проблемы модернизации в третьем мире или динамика межгруппового соперничества.

Таким образом, если в рамках микросоциологического подхода социология рассматривается как наука о массовых социальных процессах и особенностях массового поведения, то в рамках макросоциологического подхода она понимается как наука, изучающая закономерности функционирования и развития общественной системы в целом.

Макро- и микросоциологию нельзя отрывать друг от друга, поскольку вместе они отражают сложный и противоречивый социальный мир, существующий на двух разных уровнях. Попытка жесткого их противопоставления привела в конце 1940-х годов к глубокому структурному кризису в мировой социологии, когда под вопрос было поставлено само ее существование как единой науки. Общество как особое надындивидуальное образование, как макросистема складывается из повторяющихся образцов межличностных взаимодействий на микроуровне. Данные, накопленные на этом уровне, позволяют сделать построения теоретиков социологической науки более научно обоснованными и достоверными. В качестве промежуточного звена, связывающего теорию и практику, выступают теории среднего уровня. Они позволяют обобщить информацию, относящуюся к различным сферам общественной жизни (напр., социология политики, социология экономики, социология культуры).

Широта научных интересов социологии объясняет ее тесную связь с другими науками – философией, историей, психологией.

Изучение политической сферы сближает социологию с политологией. Однако у политологии свой предмет изучения.

Политологию сегодня истолковывают как науку о политике или мире политического – особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Политика имеет место там, где существует борьба за власть – овладение ею, удержание и использование. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Таким образом, предметом политологии является политическая власть – ее источники, институты, закономерности и проблемы осуществления. Политология охватывает целый спектр политических отношений. Ее интересуют вопросы формирования политического мировоззрения, политической культуры, политического поведения, методы познания явлений политической жизни. Задачами политологии является исследование условий возникновения политической власти, партий, изучение закономерностей формирования политических элит, избирательных систем, а также особенностей политических процессов.

В структуре социальных наук можно выделить сходные составляющие элементы. Она может варьироваться в зависимости от признаков, которые положены в основу деления.

С точки зрения содержания социальное знание представляет собой совокупность трех основных компонентов – эмпирии, теории и методологии.

Эмпирическая составляющая включает в себя конкретные исследования, ориентированные на выявление и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальных методик. Под теорией понимается здесь совокупность суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития как социальной системы в целом, так и ее элементов. Методологией является система принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социального знания.

С точки зрения целей социальное знание может иметь фундаментальный или прикладной характер.

Фундаментальная наука (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная наука ориентирована на решение конкретных проблем социальной жизни, извлечение практической выгоды.

Организующую функцию для всех уровней знания выполняют методологические принципы – установки и правила, которыми необходимо руководствоваться для получения достоверной информации. Чем более разработана методология, тем большей научной ценностью будет обладать полученное знание. На это обстоятельство обращали внимание еще основоположники социальных наук – О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер.

На настоящий момент приоритетом при проведении прикладных исследований заслуженно пользуется социологическая наука, создавшая и апробировавшая для этих целей эффективные методы. Многие социальные науки используют данные, полученные в ходе социологических исследований.

За сто с лишним лет развития социология отшлифовала свой исследовательский инструментарий, обогатилась новыми методами изучения социальной жизни. В зависимости от используемых методов сбора эмпирических данных различают следующие виды социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Иссдедования могут также делиться по временному критерию – на точечные (изучающие тот или иной объект в конкретный момент времени) и повторные (отслеживающие состояние объекта на протяжении определенного времени).

В ходе анализа данных проверяются гипотезы, и на этой основе составляется отчет, разрабатываются рекомендации по решению изучаемой проблемы.

Непосредственное взаимодействие с социальной средой и ее преобразование делают социальные науки движущей силой развития современного общества. Помимо познавательной, они выполняют функции, имеющие важное общественное значение: управленческую, прогностическую, воспитательную и мировоззренческую.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. В чем состоят достоинства и недостатки макро- и микроподходов? Какой из них более верно отражает окружающую действительность? Почему?

  2. В чем выражается сходство социологии с историей, философией и психологией?

  3. Назовите отличительные черты методологических установок О. Конта, Э. Дюркгейма и М. Вебера?

  4. Перечислите основные методы сбора информации? Когда и в каких ситуациях их использование дает максимальный эффект?



^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3-х томах.– М., 2000. – Т.1.

Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.

Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. – 1990. – №2. – С.3-16.
Занятие 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Вопросы:

  1. Государство и общество в учениях Древнего Востока.

  2. Вклад мыслителей античности в развитие учения об обществе.

  3. Общественно-политические проблемы в трактовке средневековых богословов.

  4. Представления об обществе и государстве в эпоху Возрождения и Новое время.

  5. Становление социологии и политологии в России и за рубежом.


Истоки ранних социально-политических учений следует искать в мифологии и древнейших философско-религиозных учениях Востока, где формировались первые цивилизации, возникли и развивались первые на земле государства.

В сознании древнего человека естественное и сверхъестественное, природное и божественное начала были тесно взаимосвязаны между собой, находились в состоянии вечной гармонии, нарушение которой рассматривалось как тягчайшее преступление. Такова главная особенность мифологического мышления.

Социальная жизнь и деятельность правителей рассматривалась как результат божественной воли, власть считалась священной и неприкосновенной, социальное неравенство – предопределенным свыше.

Вершиной философской мудрости Древнего Востока являются учения древнекитайских мыслителей – Конфуция и Лао-цзы, живших в VI в. до н. э.

Конфуций – латинизированное имя человека, которого сами китайцы наывают Кун-цзы (Учитель Кун). Несмотря на то, что Конфуций был реальным человеком, мудрым, талантливым, простым и доступным в общении, спустя несколько столетий после смерти его стали почитать как бога.

Конфуций всегда подчеркивал, что свою задачу видит не в создании новой концепции, а в том, чтобы собрать воедино все древние нравственные установления. Содержание конфуцианства как специфического эквивалента религии, идеологии и системы институтов, сложившихся примерно через 500 лет после смерти мыслителя, составляют: 1) культ нормативной этики (знаменитые «китайские церемонии»); 2) культ предков и уважение к старшим, провозглашение ценности семейных уз; 3) культ мудрости древних (знаний, письменности, канонов); 4) идея социальной справедливости, воплощенная в системе бюрократической администрации; 5) принцип меритократии (власти достойных), подкрепленный хорошо продуманной системой конкурсных экзаменов на право занятия высших государственных должностей.

Незыблемость существующего строя – основной принцип конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая господствующей в эпоху феодализма.

Другой его современник, Лао-цзы считается основоположником даосизма – религии, в которой, помимо собственно религиозной составляющей, содержится философское учение об обществе.

Сторонники этого учения считают, что всем миром правит дао – всеобщий закон, путь, число и форма всего, первопричина и первооснова. Познать дао может только мудрый человек. Он не доискивается дао и не привязан к вещам. Он видит во всех путях один и тот же путь. Дао порождает уравновешивающие друг друга противоположности – «инь» и «ян»: темное и светлое, женское и мужское начала, ночь и день, воду и огонь. Их гармоничное сочетание образует первооснову жизни. На этих же принципах, говорил Лао-цзы, должно строиться управление обществом.

Люди должны уважать древние традиции и воспитывать на них новые поколения, только тогда законопослушание станет нормой. Бездействие полезнее безрассудной деятельности. Если правитель неспокоен, деятелен, народ становится несчастным. Государь должен быть справедливым, а управление страной спокойным.

Отличительной чертой социально-политической мысли Запада является ее рационализм. У ее истоков стоят выдающиеся мыслители Древней Греции – Платон и Аристотель. В своих концепциях они отождествляют общество и государство, не проводят между ними никакой черты.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (427 – 347 до н. э.) в работах «Государство», «Законы», «Политика». Платон создал первую концепцию идеального государства.

Главным принципом существования идеального государства Платон считал справедливость. В идеальном государстве должно существовать несколько социальных слоев: мудрецы, которые управляют; воины, заботящиеся о безопасности; земледельцы и ремесленники, призвание которых – трудиться. Государство отражает интересы всех слоев. Всеобщие интересы преобладают над частными. Только такое государство способно воспитать у граждан главные добродетели: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость. В поддержании государственного порядка большая роль принадлежит закону.

Платон описывает семь типов государственного устройства: один – идеальный (не получил своего воплощения в реальности); два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы (тимократия, олигархия, демократия и тирания).

Ученик Платона, Аристотель (384 – 322 до н. э.), развивая идеи учителя, помимо государства, выделил также такие общности, как семью и селение, но государство по значимости поставил над ними. Полагая, что граждане в любом государстве делятся на три основные категории – богатых, зажиточных и бедных, Аристотель указывал на имущественное расслоение как главную причину социальных катаклизмов. Социальные конфликты прекратятся, считал он, если к власти придут средние слои, являющиеся гарантами общественной стабильности.

В средневековой Европе учения об обществе и государстве приобрели христианскую окраску.

Христианский философ и теолог ^ Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354 – 430) считал, что объективным основанием объединения людей в общество является их происхождение от Адама. Общество («град земной») должно быть устроено по образу и подобию «Града Божьего», в котором царствует божественная правда и добро.«Град Божий» – это высшая духовная общность, которая все более утверждается в человечестве благодаря христианской церкви.

Другой христианский мыслитель, ^ Фома Аквинский (1225/1226 – 1274), считается главным теологическим авторитетом католической церкви. В своем труде «О правлении государей» он доказывал, что человек – существо социальное по природе, а общество – естественное образование. Государство представляет собой не только результат совместной жизнедеятельности людей, но и искусства управления.

Эпоха Возрождения ознаменовалась отходом от религиозных канонов. Это сложное и противоречивое время, время больших контрастов, когда порой сложно отличить знание от предрассудков и суеверий, истину от лжи, а добро от зла. Время крушения прежних форм политического и общественного устройства и поиска новых.

Серьезный вклад в становление социального и политического знания внес итальянский политик и дипломат ^ Никколо Макиавелли (1469 – 1527). В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигает идею зависимости политики от объективной исторической необходимости и закономерности – судьбы (fortuna), а также от личной энергии, воли, предприимчивости и доблести самого человека (virtu). Н. Макиавелли вводит новое политическое понятие – stato (государство), подразумевая не конкретное государство, власть, а политическую форму общества в целом. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота, что мыслитель объясняет не божественной волей, а закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил. Большую роль в управлении государством он отводит личности правителя. По его мнению, государь может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства.

Характерной чертой Нового времени стало широкое распространение рационализма. Опыт и эксперимент, с одной стороны, разум и логика – с другой, стали основными познавательными ориентирами эпохи, активно применявшимися к познанию общества.

Большой интерес у мыслителей этой эпохи вызывал вопрос о происхождении государства, которое, по их общему мнению, стало свидетельством перехода людей из дообщественного состояния в общественное. Такой позиции, в частности, придерживались английские философы Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632 – 1704), а также ряд французских просветителей.

Т. Гоббс для объяснения причин создания государства выдвинул теорию общественного договора. Согласно ей, главной причиной объединения людей в группы и сообщества является страх, боязнь за собственную жизнь. Так как люди от природы эгоистичны и имеют свои корыстные интересы, то «естественным» для них состоянием является «война всех против всех». Гражданское общество формируется на основе добровольного согласия людей подчиняться законам государства в обмен на его защиту.

Другой английский мыслитель, Дж. Локк, в отличие от Т. Гоббса, видел в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным законам. Люди в интересах общего блага поступаются частью своей свободы и признают право государства устанавливать равные для всех законы. Государство же должно защищать естественные права людей (на жизнь, свободу и собственность). В этом, по мнению Дж. Локка, и заключается сущность общественного договора. Если государство не выполняет свои обязанности, если оно нарушает естественные свободы – люди вправе бороться против него.

Вплоть до середины XIX века социальное и политическое знание не выходило за рамки социально-философских концепций. Стремительное капиталистическое развитие первой половины XIX века, сопровождавшееся усилением социально-экономических противоречий, сделало насущным вопрос о появлении наук об обществе, сопоставимых по объективности своих суждений с выводами естественных наук и способных разрешить стоящие перед обществом проблемы.

Своим появлением социология и политология обязаны таким выдающимся мыслителям, как ^ О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и М. Вебер.

Основоположником социологической науки считается О. Конт. Он ввел в научный оборот сам термин «социология» и обосновал необходимость создания новой науки, поставив ее на самую вершину – выше математики, физики и биологии. По своему общественному значению он уподоблял социологию религии, а по степени научности обобщений – естественным наукам. Социология, по его мнению, должна была открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Основными методами познания общества являются наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. От нерешаемых вопросов наука должна раз и навсегда отказаться. К ним О.Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты (прежде всего, оторванные от жизни философские суждения). Только в этом случае знание будет носить действительно научный («позитивный») характер. Такой подход стали называть позитивизмом.

Преклонение О. Конта перед социологией объясняется его почти религиозным отношением к обществу, которое социология призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, а точнее – пустая абстракция. Общество же является высшей реальностью. При этом под ним понималось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Учение О. Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Равнение на естественные науки присуще не только О. Конту. Во второй половине XIX – начале XX веков большое распространение в науке получили идеи о влиянии различных природных факторов (географической среды, биологической эволюции) на развитие социальных институтов и общества в целом. Представители географической школы (Ф. Ратцель, Л. И. Мечников) были уверены, что климат, близость водных ресурсов, наличие полезных ископаемых, ландшафт могут оказывать существенное влияние на социально-политические процессы. Это направление получило название географического детерминизма. Другое научное течение – социальный дарвинизм (Г. Спенсер, Т. Веблен, У. Самнер) – использовало для объяснения причин социальных и политических явлений законы животного мира: борьбу за существование, выживание сильнейшего и т.д.

Наиболее научное истолкование аналогия общества с живым организмом получила в работах ^ Г. Спенсера. Находясь под влиянием концепции Ч. Дарвина, он считал, что принцип естественного отбора применим и к развитию общества. Однако он не отождествлял общество с биологическим организмом, а лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия между ними.

Г. Спенсер первым стал использовать системный подход к изучению общества, сочетая структурно-функциональный и эволюционный анализы. Так, он выделял внутри него три подсистемы (группы институтов): поддерживающую (производство), распределительную (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивную (система управления). Он рассматривал общество как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов.

Научное признание получила заложенная Г. Спенсером теория социальной эволюции, в частности, его идея о том, что все общества последовательно развиваются от простого состояния (когда все части взаимозаменяемы) к сложному обществу (с совершенно несхожими между собой элементами). Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т. е. чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей.

Сходных взглядов на общество придерживался другой выдающийся социолог – ^ Э. Дюркгейм. Э. Дюркгейма по праву считают основателем французской социологической школы. Он пошел гораздо дальше О. Конта. Развивая его идеи, он сформулировал принципы новой методологии: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.

Э. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Э. Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов.

Вслед за О. Контом он считал, что общество основывается на отношениях согласия и солидарности. Их дальнейшее развитие Э. Дюркгейм связывал с усилением профессиональной специализации и экономической взаимосвязи индивидов.

Непримиримым оппонентом эволюционизма в общественной науке выступал ^ Карл Маркс – знаменитый немецкий мыслитель и общественный деятель, имя которого известно миру, пожалуй, лучше других. Крайне негативное отношение к происходившим в Западной Европе первой половины XIX века социально-экономическим процессам предопределило особенности его взглядов. Его считают основоположником теории социального конфликта.

При анализе структуры общества К. Маркс активно использовал понятия базиса и надстройки. Под базисом он понимал совокупность производственных отношений, экономический строй общества, а под надстройкой – общественное сознание, идеологические отношения, право, философию, искусство, а также общественные учреждения и организации, оказывающие на общество идеологическое влияние (в том числе и государство). Надстройка определяется базисом, но, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на него. Обострение экономических противоречий К. Маркс считал движущей силой общественного прогресса. Он обнаружил сходные черты в экономическом развитии ряда стран, в результате чего пришел к выводу, что все человечество на протяжении своей истории должно пройти через определенные стадии – общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Коммунизм мыслился им как бесклассовое общество, начало подлинной истории человечества. Смена общественно-экономических формаций, по мнению К.Маркса, должна была осуществляться в ходе классовой борьбы.

Концепция К. Маркса оказала решающее значение на дальнейшее развитие общественных наук. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась как реакция на марксизм, в результате научной полемики с ним.

Одним из наиболее конструктивных оппонентов К. Маркса был известный немецкий социолог, экономист и историк М. Вебер. В отличие от своих коллег, отдававших приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида.

Базовым элементом социологического анализа должно выступать, по мнению М. Вебера, социальное действие, поведение индивида или группы индивидов. Оно представляет интерес для социолога постольку, поскольку индивид вкладывает в свои действия определенный смысл, понимание которого и объяснение его значения составляет предмет социологии. Поскольку носителем действия является личность, то именно она и становится объектом социологического анализа. И такие сложные понятия, как общество, капитализм, религия, государство, могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Понимание смысла социального действия достигается через изучение системы социальных мотивов, лежащих в его основе. Именно поэтому теоретическая концепция М. Вебера получила название понимающей социологии.

М. Вебер внес серьезный вклад и в развитие социологии политики. В центре его внимания всегда была проблема власти, которую он определял, как возможность осуществлять свою волю, не прибегая к насилию. Для обозначения власти, основанной на приказе и подчинении и обеспечивающей политический порядок, он использовал категорию «господство». Основой господства является легитимность (признание законности). М. Вебер выделял три типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное.

Несмотря на то, что М. Веберу было глубоко чуждо фанатичное преклонение его коллег перед бесконечными возможностями научного познания, его работы вплоть до настоящего времени служат для многих ученых образцом для подражания.

В России, как и в Западной Европе, активизация общественно-политической мысли наблюдается со второй половины XIX века. На ее развитие повлиял ряд обстоятельств. Это, прежде всего, обострение социально-экономических противоречий и, как следствие, распространение в обществе революционных идей, пришедших в Россию из-за рубежа вместе с западными ценностями и западным образом жизни. Опираясь на западную традицию, отечественные мыслители создали весьма оригинальные и имеющие большую научную значимость теории.

В этой связи стоит упомянуть основоположников субъективной школы.

На позициях субъективизма стояли, прежде всего, народники –^ П.Л.Лавров, Н.К.Михайловски. Он помогал им обосновать особенности избранной политической тактики.

Опираясь на исторические факты и теории исторического процесса, они обосновывали идею о том, что общественный прогресс осуществляют «критически мыслящие личности», деятельность которых определяют не внешние факторы (исторические традиции, материальные условия жизни и т. д.), а субъективные помыслы и цели. Человек мыслился ими мерилом общественного прогресса. Поэтому идеальными признавались такие социальные отношения, при которых были бы созданы предпосылки для всестороннего развития личности.

Заметное место в социальной науке того периода занимали сторонники позитивизма. Одним из наиболее известных лидеров этого течения в России был М. М. Ковалевский (1851 – 1916). Его перу принадлежат труды по истории общины, Французской революции, проблемам западноевропейского феодализма и общим вопросам социального развития. Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводил учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Одной из основных задач социологии он считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение ее многообразных форм.

Одновременно с субъективной социологией и позитивизмом в России набирает популярность марксизм. Его дальнейшее распространение проходило в борьбе с ними. Первоначально в нем видели лишь экономическую и социологическую теорию. Пионером марксистской социологии в России был профессор политэкономии Киевского университета Н. И. Зибер.

К началу XX века марксизм стали, прежде всего, ценить за его революционную направленность. Из сложной, многогранной теории он превратился в набор политических лозунгов, которые и легли в основу идеологии социал-демократического движения. Однако даже в среде социал-демократов не было единодушия в понимании марксизма. Наиболее радикальное толкование марксистской теории принадлежало В. И. Ленину и его сторонникам (большевикам). Они допускали возможность победы пролетарской революции в отдельно взятой и, более того, самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и перехода к коммунизму.

В. И. Ленин рассматривал политику как область взаимоотношений между классами и как искусство подчинения их интересов задаче подготовки пролетарской революции. По его мнению, для ускорения ее начала необходима активная деятельность партии, цель которой – подготовить и организовать рабочий класс для борьбы с буржуазией, установить диктатуру пролетариата и обеспечить переход к социализму и коммунизму.

Приход к власти в октябре 1917 года большевиков, повлекший за собой проникновение марксистской идеологии во все сферы общественной жизни (в том числе и науку), заметно затормозил дальнейшее развитие социально-политической мысли в России.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Сравните учения Конфуция и Лао-цзы. В чем их сходство и отличие? Каково их историческое и культурное значение?

  2. Объясните происхождение термина «макиавеллизм»?

  3. Исходя из особенностей взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка, постарайтесь определить, сторонниками каких форм правления они являлись?

  4. Объясните, каким образом политические взгляды народников отразились в их социологических концепциях?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconВопросы к зачету по основам социологии и политологии
Категории и законы социологии. Методы социологической науки. 4 Развитие социологии как науки

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconКурс 2 курс 3 курс Введение в специальность (40 часов) Основы предпринимательства (40 часов)

Введение Курс «Основы социологии и политологии» icon1. в чем заключается сущность политологии
Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г политология начала преподаваться у нас. Становление рб как...

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconПрограмма курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет...
...

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconТемы контрольных работ по социологии и политологии

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconПроекта
Кафедра социологии и политологии Пермского государственного технического университета

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconКурс 2курс 3курс 2 Введение в специальность (40 часов) Основы предпринимательства (40 часов)

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconПервый курс Второй курс Третий курс 1 Введение в специальность 35+5

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconВопросы к зачету по социологии и политологии
Социальный контроль как механизм социальной регуляции, его элементы, виды и агенты

Введение Курс «Основы социологии и политологии» iconГенеральное Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге
Приглашаются студенты, преподаватели, исследователи в области права, социологии, политологии, государственного и муниципального управления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница