Скачать 44.05 Kb.
|
1ый конгресс учителей химии и биологии Казахстана, 27 – 28 июня 2012 г., Усть-Каменогорск, Казахстан Тема доклада: «Подготовка гибкого специалиста для экономики, основанной на знаниях и инновациях». Е. Быданова, PhD., Международный центр педагогических исследований г. Севр, Франция Добрый день, уважаемые дамы и господа! Добрый день, господин Министр профессор Бахытжан Турсынович Жумагулов! Добрый день, господин аким Восточно-казахстанской области Бердыбек Машбекович Сапарбаев! Хотелось бы посвятить данный доклад вопросам развития горизональных навыков и компетенций учителей, которые также необходимо формировать в процессе обучения педагогов в дополнение к основным предментным знаниям, и привести несколько примеров опыта Франции в данной области. Во вступлении хотелось бы отметить, что химия и биология – очень важные науки для развития экономики, основанной на знаниях и инновациях. Хорошие знания по данным дисциплинам необходимы любому гражданину для жизни и работы в современном обществе. То, насколько хорошо учащиеся смогут освоить эти предметы в школе, определяется, прежде всего, качеством и уровенем подготовки учителей данных специальностей. Опыт Франции показывает, что глубокие знания по специальности имеют первостепенное значение для качества подготовки учителей. Кроме того, очень важным также является умение владеть другими навыками и компетенциями, такими как умение организовывать работу в группе, управлять аудиторией, управлять аудиторией, работать в стрессовых ситауциях, работать с разноуровневыми группами и т.д. Как правило, большинство этих навыков приобретается во время учебной практики. Напомним, что система подготовки учителей во Франции построена следующим образом : во время основного периода обучения происходит освоение глубоких предметных знаний, затем после прохождения национального конкурса, студенты проходят в течение одного года практику. По результатам прохождения практики молодой педагог подтверждает свой диплом и получает статус государственного служащего. Надо отметить, что новая система подготовки учителей, при которой количество лет подготовки увеличилось с 4 до 5 лет, но был сокращен один год учебной практики, была отрицательно воспринята общественностью, поскольку недостаток практической подготовки и практических навыков отрицательно сказывался на профессиональной деятельности учителей и их самочувствии и удовлетворенности работой. Таким образом, во время подготовки учителей, необходимо делать акцент на развитие у них широкого набора навыков и компетенций, которые бы способстовали, с одной стороны, повышению их возможностей трудоустройства (в случае смены специальности), и, с другой стороны, повышению качества их подготовки еще до начала профессиональной деятельности. Европейские исследования по трудоустройству выпускников вузов1 показывают, что успех молодых специалистов на рынке труда зависит от того, насколько они способны владеть следующими компетентностными кластерами: 1) профессиональная экспертиза; 2) функциональная гибкость; 3) инновации и управление знаниями; 4) мобилизация человеческих ресурсов. Во Франции Министерство образования разработало список из 10 основных навыков и компетенций, которыми должны обладать все французские учителя перед началом своей профессиональной деятельности. Этот список выглядит следующим образом. ^
Важно отметить, что в Казахстане за последние годы проведена большая работа по адаптации образовательного сектора к потребностям рынка труда и современным требованиям общества. Министерство Образования и науки РК под руководством Министра господина Жумагулова с 2010 года разработало ряд стратегических документов для развития образования по всем уровням образования (дошкольное, школьное, бакалавриат, магистратура, докторантура), с учетом современных требований. Большое внимание уделяется развитию преподавания предметов физико-математического и естественнонаучного направления, так необходимых государству на сегодняшний день для формирования знаниевого общества, развития индустрии, медицины, научных исследований. Уже несколько лет в разных регионах страны работают 6 Назарбаев Интеллектуальных школ, строятся еще 11 школ, которые откроются в 2012-2013 гг. Кроме того, открыт университет мирового класса Назарбаев Университет, предоставляющий качественное обучение на программах бакалавриата, магистратуры и докторантуры по направлениям: инженерные и естественнонаучные науки, технологии, гуманитарные и социальные науки, где первостепенное внимание уделяется развитию критического анализа, а также подготовке студентов к сдаче предметных тестов международного стандарта. Расширение академической свободы вузов в области международного партнерства с зарубежными образовательными учреждениями (наглядным примером является сотрудничество ВКГУ им. Аманжолова с CIEP, Рэдингским Университетом и др.) также позволяет вузам лучше адаптироваться к современным международным стандартам и повышать качество учебного процесса. Благодарю за внимание! 1 Проект «Гибкий профессионал в обществе, основанном на знаниях», Flexible Professional in the Knowledge Society – REFLEX, 2002 – 2007, при финансовой поддержке Европейской комиссии, http://www.fdewb.unimaas.nl/roa/reflex/ |