Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков.




Скачать 97.72 Kb.
НазваниеСтатья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков.
Дата публикации18.09.2013
Размер97.72 Kb.
ТипСтатья
www.vbibl.ru > Право > Статья
Перепланировка (объединение, дробление) земельных участков.
Проблемы и неопределенность законодательного регулирования земельных отношений порождает множество вопросов среди участников земельного рынка. В данной статье пойдет речь о возможности реализации собственником своего права на перепланировку (объединение, дробление) земельного участка.

Касательно возможности раздела (дробления) земельного участка, следует отметить, что согласно ст. 183 Гражданского кодекса Украины делимой есть вещь, которую можно разделить без потери ее целевого назначения. Исходя из этого, можно говорить о возможности дробления (разделение) земельного участка, как недвижимой вещи (ст.181 ГКУ), поскольку его целевое назначение (как недвижимой вещи) не теряется.

В Земельном кодексе Украины (далее – ЗКУ) (ст.89) закреплено, что совладельцы земельного участка, который находится в общей совместной собственности, имеют право на его деление или на выделение из него отдельной части. Деление земельного участка, который находится в общей совместной собственности, с выделением части совладельца, может быть осуществлено при условии предварительного определения размера земельных долей, которые являются равными, если другое не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 87 ЗКУ устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. Кроме того, согласно ч.3 ст. 88 ЗКУ участник совместной долевой собственности имеет право требовать выделения принадлежащей ему части из состава земельного участка как отдельно, так и вместе с другими участниками, которые требуют выделения, а в случае невозможности выделение части – требовать соответствующей компенсации.

Также, согласно п.2.4 Техническим указаниям относительно определения границ земельных участков общей и общей долевой собственности физических и юридических лиц на застроенной территории в населенных пунктах утвержденных Государственным комитетом по земельным ресурсам от 18.05.1998 земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.

Делимыми земельными участками являются такие, которые без нарушения их сущности (потери существенных составляющих) могут быть разделены на реальные земельные доли, каждая из которых после деления образует новый земельный участок, способный обеспечить нормативные требования относительно застройки или другого ее использования. Неделимыми земельными участками являются такие, которые состоят из идеальных земельных долей и не могут разделенные в натуре (на местности) без вреда для их рационального использования.

Однако, следует отметить, что вышеуказанные нормы регулируют вопросы совместной собственности на земельный участок.

Еще одним видом перепланировки земельного участка является продажа собственником части земельного участка. О правомерности данного способа неоднократно писалось на страницах журнала. Отметим лишь то, согласно нормам действующего земельного законодательства (ст.ст. 79, 132 ЗКУ, ст.ст. 50, 20 Закона Украины «О землеустройстве» от 22 мая 2003 года № 858-IV (далее – Закон «О землеустройстве») продажа части земельного участка является незаконной.

Как быть с ситуацией, когда собственник земельного участка (земельных участков) изъявил желание произвести перепланировку земельного участка (объединение, дробление).

В Земельном кодексе Украины четко не определено возможность собственника осуществлять перепланировку земельного участка. В то же врем исходя из общих положений содержания права собственности (ст. 78 ЗКУ - право собственности на землю – это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками; ст. 319 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) - собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом на собственное усмотрение и имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону) собственник земельного участка может осуществить его перепланировку (объединение, дробление).

При перепланировке земельных участков (объединение или дробление) собственником будет происходить создание нового (новых участков), что соответственно требует разработки проекта землеустройства.

Так, согласно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Украины земельный участок – это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными касательно него правами. При разделении земельного участка происходит создание новых земельных участков, при объединении – соответственно создается один земельный участок.
Согласно ст. 20 Закона о землеустройстве, землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от форм собственности в случае организации новых и упорядочивания существующих объектов землеустройства. Проекты землеустройства относительно создания новых землевладений и землепользований разрабатываются с целью обоснования размеров и границ земельных участков с учетом требований касательно рационального использования и охраны земель (ст. 51 Закона «О землеустройстве»).
Однако возникает вопрос, что же будет основанием для разработки проекта создания нового участка. Согласно Порядка разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 677 основанием для разработки проекта отвода является:

1. Решение сельского, поселкового, городского совета, районной, Киевской или Севастопольской городской госадминистрации, к полномочиям которых принадлежит предоставление в пользование или передача в собственность земельных участков;

2. Заключенных договоров между землевладельцами и землепользователями и разработчиком проекта отвода земельного участка;

3. Судебное решение.

Однако, следует отметить, что Порядок № 677 регулирует отношения касательно проектов отвода земельных участков, а не проектов создания новых земельных участков (перепланировки земельных участков). Данный вывод подтверждается исходя из анализа преамбулы Порядка № 677 и ст. 184 Земельного кодекса. Кроме того, согласно ст. 50 Закона Украины «О землеустройстве» проекты землеустройства относительно отвода земельных участков составляются в случаях предоставления, передачи, изъятия (выкупа) отчуждения земельных участков. Таким образом, перепланировка (объединение, дробление) собственником своего земельного участка не подпадает под эти случаи.

Также согласно ст. 9 Закона Украины «О государственной землеустроительной экспертизе» от 17 июня 2004 года № 1808-IV проекты создания новых землевладений подлежат обязательной государственной экспертизе. Следует отметить, что проект создание нового земельного участка должен быть утвержден соответствующим органом местного самоуправления или органом исполнительной власти, согласно п. «б» статьи 186 Земельного кодекса Украины.

Еще одним проблемным вопросом, является изготовление документов подтверждающих право собственности на новые (перепланированные) земельные участки. Так, согласно ст. 126 ЗКУ право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком подтверждается государственными актами. Процедура изготовления государственных актов закреплена в «Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли» утвержденной Приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 4 мая 1999 года № 43 (далее – Инструкция № 43). Так, согласно п. 1.16 Инструкции № 43 техническая документация по составлению государственного акта на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком включает: выписку из решения соответствующего совета или государственной администрации о предоставлении  в постоянное пользование, передачу в собственность или продажу земельного участка, договор отчуждения земельного участка (договор купли-продажи, дарование, мены, другие гражданско-правовые соглашения), решения суда.

Закономерно, что у собственника, который изъявил желание осуществить перепланировку (объединение, дробление) своего земельного участка данные документы отсутствуют.

Кроме того, в государственном акте на право собственности на земельный участок, форма которого утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком» от 2 апреля 2002 года № 449 должны содержаться основания для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок, которыми могут быть решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, договор купли-продажи.

Однако, несмотря на законодательную неясность в данном вопросе, перепланировка (объединение, дробление) собственником своего земельного участка все же возможна.

Так, основанием для разработки проекта создания нового (новых) землевладений (ст.51 Закона о землеустройстве) может стать заявление самого собственника относительно распоряжения своим земельным участком. По своему содержанию данное заявление будет односторонним правочином. Согласно ст. 202 ГКУ правочином является действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Односторонний правочин может создавать обязанности только для лица, которое его совершило. Можно конечно подкрепить данное волеизъявление собственника обращением в соответствующий орган местного самоуправления (в случае если участок находится в границах населененного пункта) с разрешением на перепланировку (дробление, объединение) земельного участка, (на основании п. «к», «д» ст.12 ЗКУ и ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении».

После этого, собственник заключает договор о разработке проекта создания (организации) нового землевладения с землеустроительной организацией, которая имеет лицензию на проведение данных работ. Так согласно, ст. 22 Закона «О землеустройстве» одним из оснований осуществления землеустройства является заключенный договор между юридическими и физическими лицами (землевладельцами и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству.

Касательно необходимости согласования проекта создания нового землевладения, следует отметить, что согласованию подлежит – проект отвода земельного участка (п.9 Порядка №677). Считаю, что в согласовании проекта вследствие перепланировки земельного участка нет необходимости, так как при выделении собственнику земельного участка, относительно которго в дальнейшем производится перепланировка (дробление, объединение), проект отвода же проходил согласование как это предусмотрено в Порядке № 677.

Однако, согласно п. «б» ст. 186 ЗКУ проекты создания новых землевладений и землепользований после согласования их в установленном порядке рассматриваются и утверждаются соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Таким образом, Земельным кодекс Украины предусматривает необходимость прохождения согласования проекта создания нового землевладения. Следует отметить, что на сегодняшний день нет законодательного порядка прохождения согласования проектов создания новых землевладений. В связи с этим, по аналогии, проект создания нового землевладения можно согласовывать по процедуре предусмотренной в Порядке № 677.

После прохождения землеустроительной экспертизы, проект создания нового землевладения рассматривается и утверждается соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

И наконец, возникает вопрос – что же будет основанием для изготовления и выдачи нового (новых) государственных актов на право собственности на земельный участок (земельные участки). А основанием будет – решение соответствующего органа местного самоуправления или органа исполнительной власти об утверждении проекта создания нового землевладения. Кроме того, согласно п.1.4 Инструкции № 43 государственный акт на право собственности на земельный участок и государственный акт на право постоянного пользования земельным участком выдается на основании решения Кабинета Министров Украины, областной, районной, Киевской и Севастопольской городских, городского, поселкового, сельского совета, Совета министров Автономной Республики Крым, областной, районной Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Впрочем, убеждение в правомерности вышеуказанного подхода представителей органов местного самоуправление и органов государственной власти полностью лежит на плечах собственников земельных участков. Кроме того, собственникам земельных участков необходимо учитывать местную и региональную практику регулирования земельных отношений, которая порой существенно отличается от законодательно установленных требований.

В данном аспекте интересен опыт Российской федерации по регулированию отношений связанных с делением и объединением земельных участков. Так, земельный участок может быть делимым и неделимым (ст. 6 Земельного кодекса РФ). Делимый – тот, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При изменении границ земельного участка (с целью раздела на самостоятельные участки или присоединения части участка к смежному) составляется проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка, который утверждается органом местного самоуправления. Затем устанавливаются границы земельного участка на местности посредством межевания (Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.). При этом, необходимо обратить внимание на то, что моментом возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета является дата внесения записи в Единый государственный реестр земель. Таким образом, при разделе земельного участка в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о вновь образованных земельных участках, а о прекращении существования земельного участка, явившегося источником образования новых земельных участков, сведения вносятся только после получения информации из ЕГРП о зарегистрированных правах. Такой подход обусловлен тем, что сделка по отчуждению вновь образованных земельных участков может и не состояться.

При разделе земельного участка, несмотря на исчезновение объекта кадастрового учета, право сохраняется, а правообладатель земельного участка становится правообладателем земельных участков, возникших в результате раздела. Это обусловлено тем, что земельные участки относятся к непотребляемым и неуничтожаемым видам имущества, поэтому из одного земельного участка можно формировать (выделять, разделять) без прекращения права собственности любое количество новых земельных участков (с учетом ограничений по делению и минимальному размеру). При этом, право собственности на земельные участки, образовавшиеся после раздела, регистрируется на основании кадастровых планов вновь образованного земельного участка и кадастрового плана земельного участка, который был разделен.

В заключении хотелось бы отметить, что перепланировка участков также является удобным способом изменения (установления) целевого назначения земельного участка, особенно это актуально касательно земель сельскохозяйственного назначения, на которые установлены мораторные ограничения (п.15 Переходных положений ЗКУ).

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconРегламент не распространяется на земельные участки, находящиеся в...
«Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, и земельных участков, государственная собственность...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconАнкета должна быть оформлена в соответствии с требованиями п 1 Правил....
...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconВолгоградской области постановление
«Принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconВолгоградской области постановление
«Принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconВопросы к экзамену по дисциплине "Земельное и аграрное право"
...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconРоссийская федерация земельный кодекс российской федерации
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconУточненный список невостребованных земельных долей на земельный участок...
Уточненный список невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером 35: 25: 0000000: 78, расположенный...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconАдминистративный регламент
Итум-Калин ского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. icon«Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального...
Далее – Административный регламент разработан в целях повышения качества и доступности предоставления администрацией Петропавловского...

Статья 87 зку устанавливает, что право совместной долевой собственности на земельный участок возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков. iconРоссийская федерация федеральный закон о переводе земель или земельных участков
Статья Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница