Скачать 122.9 Kb.
|
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВНЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ Обследование детей, посещающих подготовительную к школе группу, показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы - восприятие, память, внимание, мышление. О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е.Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности». Нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений в школьном возрасте может привести к оптической дислексии, при которой наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения букв в процессе чтения. Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения. 1. «Наложенные» изображения Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. 2. «Силуэтные» изображения Предъявляются 5-7 силуэтных изображений. Необходимо их назвать. 3. «Парные» изображения Предлагаются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. 4. «Незаконченные» изображения Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их) 5. «Разрезанные» изображения Предъявляются части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения. Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней. Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Это смена времени суток, времен года, смен поколений. Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к - у», «в-на» (к дому - у дома, в столе - на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий - узкий», «толстый - тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два - три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом). Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедушки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представиться полным именем будет вариант: «Саша Димович» или «Витя Лешевич». Для развития и уточнения пространственных представлений рекомендуются следующие задания и упражнения: - на дифференциацию правой и левой частей тела: 1. Выполнение речевых проб Хеда (перед этим обязательно повторить где правая/левая рука, нога у ребенка; правая/левая рука воспитателя): «Покажи правой рукой правое ухо», «Покажи левой рукой правый глаз» и т.д. 2. «Делайте как я»: детям предлагается воспроизвести движения, выполняемые воспитателем, стоящим напротив. Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей. - ориентировка в окружающем пространстве:
Кто находится в центре рисунка? Что находится в правом верхнем углу? Что находится слева от ...? Кто находится в правом нижнем углу? Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух - трех палочек, потом из четырех палочек.
В группе в разных местах прячутся натуральные предметы или их изображения. Воспитатель предлагает ребенку ряд действий по их поиску, например: вперед пойдешь - машину найдешь вправо пойдешь - самолет найдешь влево пойдешь - корабль найдешь назад пойдешь - паровоз найдешь Куда ты хочешь пойти и что найти? 6. Найди спрятанный предмет: какой - либо предмет прячут в группе, а затем воспитатель дает инструкцию: «Сделай шаг вперед, сделай два шага вправо, еще шаг вперед» и т.д. При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. 1. Закончить предложения: Если сегодня понедельник, то завтра будет ... Если сегодня пятница, то вчера был ... 2. Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится. Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета. ^ 3. Ответить на вопрос: «Когда это бывает?» - загадываются загадки о временах года. В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от детальности восприятия группировки предметов, так при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в том случае, если их разложить по группам. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. В 4-5-летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение - она приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольны запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминании является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. В своих занятиях воспитатель может использовать следующие игровые приемы для развития памяти детей: 1. Игра «Я положил в мешок ...» Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д. 2. Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же. Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. 3. «Запомни фразы» Прочитайте ребенку фразы, такие, например: 1.Осенью идут дожди. 2.Дети любят играть. 3 .В саду растут яблони и груши. 4.В небе летит самолет. 5.Мальчик помогает своей бабушке. Попросите ребенка повторить фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. 4. «Кот в мешке» Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь). 5. «Лишние слова» Воспитатель предлагает запомнить 5 слов. Для этого надо составить рассказ. Постараться, чтобы рассказ был интересным, веселым. Затем игра продолжается. Воспитатель зачитывает 10 слов, среди которых 5 знакомых и 5 лишних. Дети должны, услышав знакомое слово поднять правую руку, а незнакомое - левую. Игру необходимо проводить по частям. Рассказав первую часть игры, необходимо выслушать все составленные рассказы. И только затем переходить ко второй части игры. Для коррекции и развития зрительного внимания предлагаются следующие, игровые приемы: 1. Логопед называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова. Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение. В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающее какое - либо растение. 2. Игра «Что пропало?» На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем возможны несколько вариантов продолжения игры. 1 вариант. Несколько предметов убирается. Задача ребенка - определить, какие предметы исчезли. 2 вариант. Несколько предметов перекладываются на другие места. Задача ребенка - какие предметы переложены.
К наиболее эффективным приемам в обучении дошкольников следует отнести сравнение, обобщение, группировку материала. На своих занятиях воспитатель может использовать следующие виды работ: Для развития наглядно - образного мышления воспитатель может использовать такие игры в своей работе: 1. «Найди лишнее слово» Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. - СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей. 2. «Говори наоборот» Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.
3. «Назови одним словом» Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д. Для развития словесно - логического мышления воспитатель предлагает детям вопросы:
2. «Продолжи ряд» Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
3. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ. 4 (а). «Сравнение предметов» Для сравнения предлагаются следующие пары слов:
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. 4 (б). Детям предлагается сравнить предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков. Например:
5. Характеристика предмета по заданным признакам (игра «Угадай по описанию»): ![]() Например: желтый, круглый, маленький, с хвостиком, горько плакать, овощ - ЛУК. Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук. Т.е. у большинства детей с проблемами развития речи неверные, нескоординированные движения пальцев. Следовательно, развивая пальчики ребенка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев. Сначала все упражнения выполняются не спеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Упражнение выполняется от трех до пяти раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе. Указания взрослого должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Литература:
|
![]() | Ростовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической... | ![]() | Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... |
![]() | Календарно- тематическое планирование по предмету «Русский язык (чтение)» по программе школ интенсивной педагогической коррекции... | ![]() | Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют достаточно быстро изменить свои воспитательные... |
![]() | Организация работы по экологическому образованию детей на педагогической практике | ![]() | ... |
![]() | В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате... | ![]() | «крым ялта круглый год», экскурсии и походы на выбор каждый день, программа коррекции веса «стройняшка», доставка в бассейн с теплой... |
![]() | Ценностные характеристики педагогической деятельности. Гуманитарная сущность педагогической деятельности | ![]() | Педагогическая психология как наука, ее структура. Этапы становления педагогической психологии. Предмет, задачи и основные проблемы... |