Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования




НазваниеЛекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования
страница1/6
Дата публикации25.09.2013
Размер0.81 Mb.
ТипЛекция
www.vbibl.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6


Лекция 11. Дополнения к лекциям

Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования

  1. Установление вузам заданий по приему на обучение

Существующая в настоящее время система установления для высших учебных заведений государственных заданий по приему студентов на обучение „выросла“ из системы государственного пла­нирования.

В условиях государственной плановой экономики объемы под­готовки специалистов с высшим образованием определялись зада­ниями государственного плана экономического и социального раз- вития1. В качестве исходных данных для планирования использо­вались масштабы подготовки специалистов, которые определялись на основе расчетов потребности отраслей народного хозяйства в кадрах с соответствующим образованием. Эти расчеты проводи­лись министерствами и ведомствами, а также советами министров союзных республик в отраслевом и территориальном разрезах в соответствии со следующими факторами:

  • требованиями научно-технического прогресса (необходимая структура специальностей);

  • намечаемым развитием и размещением отраслей народного хозяйства (территориальный и отраслевой разрез планируе­мой потребности народного хозяйства в подготовленных спе­циалистах);

  • демографическими процессами (показатели численности мо­лодежи определенных возрастных групп);

  • балансом трудовых ресурсов в плановом периоде (распреде­ление специалистов по отраслям народного хозяйства).

Порядок проведения и содержание расчетов определялось Методическими указаниями к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР [74, с. 719-725].

Потребность определялась по двум основным направлениям: общая потребность и дополнительная потребность в специалистах. Общая потребность включала всю численность специалистов, необ­ходимых народному хозяйству (отрасли, объединению, предприя­тию) для выполнения запланированного объема работ. Дополни­тельная потребность в специалистах — это количество специали­стов, которое требуется в плановом периоде дополнительно к име­ющейся численности их на начало этого периода.

Общая потребность в специалистах определялась на основе утвержденных нормативных документов:

  • номенклатур должностей, которые должны замещаться спе­циалистами с высшим профессиональным образованием;

  • нормативов численности работников управления, типовых штатов и структур управления;

  • нормативов насыщенности отраслей народного хозяйства спе­циалистами с высшим образованием;

  • нормами и нормативами обслуживания и другими нормати­вами, характеризующими объемы работ, выполнение которых должны осуществлять специалисты с высшим образованием).

Дополнительная потребность в специалистах определялась в следующем порядке.

  1. Определялось число мест на предприятии, в объединении, в отрасли, которые должны занимать специалисты с выс­шим образованием с учетом планируемых масштабов разви­тия (увеличения числа рабочих мест).

  2. По данным кадровых служб определялось число мест, уже занятых специалистами с высшим образованием.

  3. Определялось число мест, которые не заняты специалистами с высшим образованием или заняты специалистами без выс­шего образования, но должны быть заполнены в планируе­мом периоде, включая замещение. Число таких мест опреде­ляло дополнительную потребность в специалистах.

  4. К рассчитанной величине добавлялась потребность в специ­алистах для возмещения их выбытия (по естественным при­чинам, включая трудовую миграцию), которое определялось на основе анализа статистических данных.

  5. Полученные результаты в разрезе отраслей, специальностей и регионов (территорий) служили основой для формирования плановых заданий высшим учебным заведениям по подготов­ке специалистов.

Отраслевые показатели потребности определялись путем свода показателей по подведомственным предприятиям, объединениям и организациям и включались в проект плана в качестве основы для планирования контингентов студентов высших учебных заведений.

Проекты планов подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием разрабатывались союзными республи­ками, министерствами и ведомствами СССР, имеющими в своем ведении высшие учебные заведения, и включали в себя показатели приема в высшие и средние специальные учебные заведения и вы­пуска молодых специалистов. Эти показатели утверждались в це­лом и по формам обучения (дневное, вечернее и заочное обучение) в разрезе союзных республик, министерств и ведомств СССР по со­гласованию с Госпланом СССР и Министерством высшего и сред­него специального образования СССР. Основной целью согласова­ния было обеспечение рациональных и обоснованный пропорций в подготовке кадров по каждой конкретной специальности в соот­ветствии с потребностью предприятий и учреждений всей страны в специалистах.

План приема разрабатывался на основе дополнительной по­требности в специалистах таким образом, чтобы масштабы прие­ма обеспечивали выпуск специалистов, равный потребности в этих специалистах, заявленной отраслями народного хозяйства на пла­нируемый год, т. е. выполнялось следующее соотношение:

Nn = N-5 Neu6>

где Nn — дополнительная потребность в специалистах в планируе­мом году; N-5 — прием на обучение в вузы за 5 лет до наступле­ния планируемого года (для некоторых специальностей — за 6 лет); Nebl6 —выбытие студентов за все годы обучения (5 или 6 лет).

Такой расчет, разумеется, базировался на определенных допу­щениях прогнозного характера:

  • структура подготовки планируемого года не сильно“ откло­няется от структуры приема года, отстоящего от планируе­мого на 5 лет;

  • выбытие студентов будет находиться в пределах средних (рас­четных) значений;

  • количественные показатели приема, рассчитанные 5 лет на­зад, будут соответствовать фактической потребности.

Резкое изменение социально-экономических условий в начале 1990-х гг. показало, что эти самые допущения в меняющихся усло­виях не срабатывают. Правда, рыночные условия в этом отношении ничего более „точного“ взамен не предложили.

Выпуск специалистов планировался на каждый календарный год (с января по декабрь включительно) на основе численности учащихся на соответствующих курсах, величины приема по годам планового периода и возможного отсева по учащихся. Отсев сту­дентов определялся на основе статистических данных о сложив­шихся параметрах отсевов по каждой из форм обучения за ряд про­шлых лет. Практический подход к расчету контингента студентов, применявшийся в то время, иногда называли расчетом по диаго- нали“, поскольку в таблице, содержащей показатели контингента, каждый следующий год и курс обучения отстоял от предыдущего именно по диагонали (рис. 11.1).

Содержательно подход достаточно прост: студенты, поступив­шие на обучение на 1-й курс, переходят на следующие курсы тем же составом, за исключением выбывших. Конечно, это не совсем точ­но, поскольку кроме выбытия есть и приток“ за счет студентов, переходящих из других вузов, восстанавливающихся после акаде­мических отпусков и других перерывов. Эти показатели, хотя и не очень большие, также должны учитываться. Но основа расчета именно такая, как представлена на рисунке.


-5 лет

-4 года

-3 года

-2 года

-1 год



N —5=N пр

N—4=N 5—Nmi6

N—3 = N—4—N выб

N —2 =N3 N выб

N—2 = N—3NM6 N—! = N2N^

Рис. 11.1. Схема расчета контингента студентов вузов по годам обучения

Кроме утверждаемых показателей разрабатывался расчетный показатель численности учащихся на начало планируемого учеб­ного года в высших учебных заведениях, в том числе по формам обучения. Этот показатель использовался для определения потреб­ности вузов в бюджетном финансировании.

Представленный процесс планирования подготовки специали­стов с высшим образованием можно проиллюстрировать схемой, представленной на рис. 11.2.

В государственном плане указанные показатели утверждались в разрезе групп специальностей и отдельных специальностей. На основе этих сводных плановых показателей советы министров со­юзных республик, министерства и ведомства СССР устанавливали плановые задания подведомственным вузам в разрезе тех же групп специальностей и отдельных специальностей. Задания по приему студентов и выпуску специалистов законодательно утверждались в форме плана и доводились как плановые задания.







^ Утвержденный план

Проект плана

Согласование

Рис. 11.2. Схема планирования контингента студентов в условиях плановой экономики

Этот порядок был несколько изменен в 1988 г. с выходом уже упоминавшегося постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 325 „О мерах по коренному улучше­нию качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве“ [88], которым, в частности, предусматривались:

  • дифференциация содержания и сроков подготовки специали­стов в зависимости от характера их будущей профессиональ­ной деятельности;

  • подготовка специалистов для научных, конструкторских и проектных организаций по их заявкам с увеличением сроков подготовки до 6 лет и с определением перечня вузов, которые могут вести такую подготовку;

  • определение численности профессорско-преподавательского состава вузов по дневной форме обучения исходя из контин­гента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, а по остальным формам обучения — по фактическому контин­генту;

  • установление сниженных расчетных соотношений числа сту­дентов на одного преподавателя по дневной форме обучения 1:8, по вечерней 1:15, по заочной 1:35. Снижение предусматри­валось провести постепенно в течение 5 лет путем сокращения планов приема без уменьшения численности преподавателей;

  • введение нового типа взаимоотношений высшей школы, про­изводства и науки — целевой подготовки специалистов на ос­нове договоров, заключаемых между соответствующими ми­нистерствами и ведомствами, предусматривающих возмеще­ние издержек части затрат на обучение студентов из центра­лизованных фондов министерств и ведомств, для которых эти специалисты подготавливаются. Норматив возмещения издержек на 1988-1990 гг. был установлен в размере 3 000 руб. Эти средства предназначались для финансирования расходов капитального характера на строительство и реконструкцию, приобретение приборов, оборудования, средств вычислитель­ной техники.

Изменение порядка формирования государственных заданий на подготовку специалистов было направлено на решение задачи по­вышения степени соответствия объема и структуры подготовки специалистов требованиям народного хозяйства, выражаемым соответствующими предложениями и расчетами министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций. Измененный порядок может быть представлен в виде схемы, приведенной на рис. 11.3.

Предусмотренное изменившимися условиями формирования го­сударственных заданий применение договорных отношений между министерствами и ведомствами относительно подготовки специа­листов развития не получило. Причинами этого можно считать как определенную надуманность таких отношений (специалисты, необ­ходимые для организаций и предприятий, все равно готовились ву­зами и без заключения договоров по этому поводу), так и резкое изменение социально-экономических условий в начале 1990-х гг.

При переходе к рыночным отношениям государственный план прекратил свое существование. В роли некоего планового начала стал выступать процесс прогнозирования социально-экономичес­кого развития Российской Федерации. При этом государственные задания на подготовку специалистов в виде контрольных цифр приема студентов на обучение в высших учебных заведениях за счет средств государственного бюджета сохранились.




^ Задание на подготовку

^ Предложения, заявки

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconПоложение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты...
Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением о системе оплаты труда работников...

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconПостановление от «29» июня 2011 года №668 «Об утверждении положения...
Рации, новых механизмов совершенствования системы и оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального...

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования icon1. Настоящее положение об оплате труда работников образовательных...
Постановления Главы Артинского городского округа №550 от 25 сентября 2008 года «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных...

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconО новой системе оплаты труда в образовании рд
Условия оплаты труда директоров, заместителей директоров и главных бухгалтеров учреждений 23

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconУчебник ориентирован на изучение педагогики в образова­тельных учреждениях...
Педагогические про­блемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педаго­гические способы их решения

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconПостановление от 28 марта 2013 года №49-п пгт. Междуреченский Об...
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», от 07. 12. 2012 №490-п «Об индексации фонда оплаты труда государственных учреждений Ханты-Мансийского...

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconПоложение об оплате труда работников
Положение об оплате труда работников моу «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» разработано во исполнение постановления...

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconПроблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах)
На первый план выходит правовая подготовка специалистов в системе высшего профессионального образования, особенно в вузах неюридического...

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconПрограмма общеобразова- тельных учреждений авт. Т. Г рамзаева -//-...
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Умк «Планета знаний» М: аст: Астрель

Лекция 11. Дополнения к лекциям Задания на подготовку специалистов в вузах. Совершенствование системы оплаты труда в образовании. Оцен­ка состояния образования: показате­ли, экономическое положение образова­тельных учреждений, доступность об­разования iconМетодические рекомендации по расчету заработной платы работников...
О введении новой системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница