Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах)




Скачать 140.51 Kb.
НазваниеПроблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах)
страница1/2
Дата публикации15.03.2013
Размер140.51 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
Проблемы правового образования

в неюридических вузах (факультетах)
В.Е. Егоров, юрист, кандидат педагогических наук
Правовое образование в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Ее основу составляют система знаний и понимания права, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что напрямую взаимосвязано с состоянием образования в обществе. На первый план выходит правовая подготовка специалистов в системе высшего профессионального образования, особенно в вузах неюридического профиля.

Современные этапы развития высшего профессионального образования характеризуются увеличением квалификационных требований к будущим специалистам. Общепрофессиональный раздел образования ориентирован на формирование теоретических знаний и практических умений в процессе освоения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Основные требования к уровню подготовленности специалиста включают в свой состав в том числе, знание права и российской правовой системы, правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности.

Значение изучения права в вузах неюридического профиля заключается именно в том, что оно способствует решению государственных, общественных и, собственно, образовательных задач, таких как: построение правового государства; становление гражданского общества; воспитание ответственного гражданина. Оно призвано также и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей; определения своих места и роли в обществе. Правовое образование необходимо каждому молодому гражданину, чтобы он мог осознать свои права и свободы, применять конституционно закрепленные права в собственных интересах и интересах сограждан, а также использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод. [1, с. 37]

"Право, как известно, – подчеркивает М.Е. Жихаревич, – является одновременно и областью науки, и областью практической деятельности. Это уникальная форма общественного сознания и практики. Правовые знания способствуют развитию личности, ее самоопределению и самореализации. Правовое образование, как составная часть гражданского образования, призвано реализовать такие цели, как воспитание уважения к праву, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, умений защитить права, свободы и законные интересы личности, способности мыслить и действовать в сложных жизненных обстоятельствах, анализировать правовые нормы применительно к конкретной ситуации" [2, с. 140-141].

Как известно правовому воспитанию еще в древние времена уделялось весьма большое внимание. Исследователи отмечают [3, c. 43], что по свидетельству Цицерона, содержание Законов XII таблиц сыновья римских граждан заучивали наизусть, для того, чтобы показать свои знания во время испытания в день совершеннолетия. Кто собирался познать больше, тот мог обратиться к знатокам права. Желающие приобщиться к праву в виде особого благоволения или за гонорар могли присутствовать во время консультаций, даваемых известным знатоком права, и тем самым приобщаться к таинствам правоведения. Таких учащихся называли auditor (ученик, слушатель), им разрешалось задавать вопросы, а по ходу дела давались необходимые объяснения (disputations – обсуждение, рассуждение).

Однако современная социокультурная ситуация в России такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Вот уже более 15 лет происходит обновление законодательства и накопление соответствующей правоприменительной практики и при этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания населения. По нашему мнению это тревожный фактор, который ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры российских граждан в ранг приоритетных задач государственной политики. В чем здесь причина? Причина в том, что в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с социально-политическими изменениями в России преподавание правовых дисциплин в средней школе было прекращено. В тот период это было обусловлено необходимостью кардинального обновления законодательства новой демократической России. Как известно, в ходе реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. При этом объем правового блока существенно сократился. Отдельные темы правового характера, главным образом из отрасли конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществоведения. Принятие Минобразования России в 1995 году Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение последнего из школы, как самостоятельного учебного предмета. Думается, что эта практика, сложившаяся в условиях переходного периода нашего государства, в настоящее время становится неудовлетворительной и нуждается в пересмотре, этого требуют новые цели образования и задачи современного этапа развития общества и государства [4].

Анализ имеющегося профессионального педагогического опыта подтверждает, что «граждановедческие» курсы, носящие ситуативно-воспитательный характер и основы социально-гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществоведения, позволяя получить некоторые фрагментарные знания об основных правовых институтах общества, правах и обязанностях гражданина, не обеспечивают получение достаточных знаний об основах права, формирования навыков правового поведения и культуры школьников. Выпускник средней школы, поступив в вуз, начинает изучать учебную дисциплину «Правоведение», программа которой составлена таким образом, будто бы вчерашние школьники уже изучили и знают основы права, которые они должны были освоить в рамках средней школы. Однако практика такова, что он, выпускник средней школы, не только не обладает определенной суммой правовых знаний, но и иными способностями как «критическим» мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Следовательно, отсутствие или ограниченный объем учебных часов на изучение основ права дает отрицательный конечный результат при выпуске из школы и создает трудно устранимую проблему для многих студентов вуза при обязательном дальнейшем изучении правовых дисциплин.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что полученное школьное гуманитарное образование не должным образом создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире, и при этом оставаться в правовом поле.

В настоящее время, когда рыночные отношения доминируют в экономическом укладе России, значимость правового образования возрастает многократно. Знать о праве, в общем, и целом уже недостаточно. Нужны развернутые знания о юридических нормах, а также о механизме защиты правовых интересов. В этой связи большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества (государственных и муниципальных служащих, руководителей хозяйственных обществ, частных предпринимателей, менеджеров и других), которые ежедневно, так или иначе, решают правовые вопросы, не имея никакой юридической подготовки.

Из этого следует, что все возрастающее значение имеет профессиональная компетентность. И не только руководителей предприятий и учреждений, иных должностных лиц, но вообще работников всех специальностей и категорий. Ведь зачастую нераспорядительность, перекладывание решения вопросов на других лиц, а иногда и грубость, все то, что называется бюрократизмом, порождаются не злым умыслом, а профессиональной некомпетентностью. Следствие этого – многочисленные правонарушения, происходящие от незнания закона, глупости в том числе, игнорирование или ущемления прав и законных интересов граждан, и, в конечном счете, причинение ущерба обществу и государству.

Вот почему целью правового воспитания и обучения, бу­дущих специалистов в неюридическом вузе является не только получение ими определенных сумм знаний о праве, но и формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, в сфере экономики и в повседневной жизнедеятельности. Компетентное участие специалистов и руководителей в решении вопросов экономической политики, управлении делами государства, разрешении хозяйственных споров, обеспечении четкой и слаженной работы всех звеньев рыночной экономики, предупреждении нарушений законов в предпринимательской и всякой другой дея­тельности во многом зависит от того, насколько прочны их правовые знания. Думается, отныне правовая подготовка специалистов должна рассматриваться в качестве необходимого усло­вия повышения их деловой квалификации.

Однако в сфере профессиональной подготовки специалистов существует ряд проблем, а именно в уровне правовой подготовки. К примеру, вчерашняя выпускница университета москвичка В. Никольская, устроившаяся на работу в турфирму, свидетельствует: «Оказалось, что лекции, которые нам читались в вузе, были хоть и интересными, но слишком общими. В них не затрагивались многие практические моменты, почти не разбирались отраслевое законодательство,<…> без которых работа менеджера по туризму невозможна <…>» [5, с. 8]. А работодатель, директор турагетства «Диана Грин» А. Густова подчеркивает, что вузы составляют программы по принципу «кто как умеет», в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки. По ее мнению выпускнику очень важно иметь хотя бы основы юридических знаний, ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации [Там же, с.9].

Аналогичная ситуация и с выпускниками экономических вузов. Исследователь С.А. Бондаренко отмечает, что сегодня выпускники экономической специальности вузов должны обладать интегрированными знаниями и общими исследовательскими приемами в областях, ранее далеких друг от друга, – юриспруденции, финансов и бухгалтерского учета. Из предмета профессиональной деятельности юриста правовые знания, умения и навыки превратились в инструмент, используемый другими специалистами. В разной мере, сталкиваясь с проблемами экономических преобразований, они осознают недостаточность своих правовых знаний. Приведенный С.А. Бондаренко анализ результатов опроса главных бухгалтеров организаций города Барнаула свидетельствует, что 87% из них постоянно и 13% иногда испытывают недостаток правовых знаний в использовании законов и иных нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, 93,6% хотят повысить правовую грамотность, 92,4% главных бухгалтеров и аудиторов в профессиональной деятельности испытывают потребность в юридических знаниях.

Сложившаяся система профессионального экономического образования показала, что традиционное понимание и формирование профессиональной готовности неадекватно современным требованиям, предъявляемым к выпускнику. В условиях реформирования бухгалтерского учета, налогообложения в нашей стране возрастает потребность в методологических правовых знаниях и умениях, позволяющих научно обоснованно и юридически грамотно вести бухгалтерский и налоговый учеты, понимать рыночную ситуацию, ее тенденции и развитие. Это требует пересмотра содержания и структуры составляющих компонентов профессиональной готовности специалиста данной профессии, каждый из которых приобретает правовую направленность. Совокупность этих качеств, по нашему мнению, составляет правовую и дополняет профессиональную готовность специалистов экономического профиля [6, с. 24-25].

Похожая ситуация в правовой подготовке педагогов. По мнению Е. Болотовой [7], проблемы здесь начинаются еще с вузовской скамьи при освоении образовательных программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. Анализируя эти стандарты, она выявила следующие проблемы правовой подготовки будущих педагогов, которые вполне присущи и для других вузов при подготовке специалистов по неюридическим специальностям.

1. Квалификационные требования выпускников педагогических вузов включают унифицированный минимальный объем правовых знаний специалиста и не отражают особенностей содержания правой подготовки по специальностям высшего педагогического образования.

2. Основы правовых знаний студенты получают по четырем дисциплинам блока общепрофессиональных дисциплин и трем дисциплинам блока общих гуманитарных и социально-экономичиских дисциплин. При этом «Правоведение» является единственной правовой дисциплиной, включенной в стандарт высшего профессионального образования по всем педагогическим специальностям.

3. Только в 10 стандартах (38% от всего количества) содержатся дидактические единицы по праву, адекватные профилю будущего педагога. При этом правовые дидактические единицы изложены не в правовых курсах, а в дисциплинах предметной подготовки.

4. Включение правовых единиц в дисциплины предметной подготовки диктует необходимость повышения квалификации по правовым вопросам преподавателей вуза, поскольку именно им через содержание учебных курсов предстоит влиять на развитие способности будущих педагогов осознавать необходимость соблюдения прав, свобод и обязанностей учащихся, решения конфликтных ситуаций в рамках действующего законодательства.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconПрограмма III межрегиональной конференции по теме: «Актуальные вопросы...
«Актуальные вопросы правового регулирования в строительной отрасли: проблемы и решения»

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconМетодические рекомендации по проведению Дня правовых знаний 1 сентября 2010 г
Правовое воспитание процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча,...

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconАлексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация...
Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М.: "Волтерс Клувер", 2007

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconКурсовая работа по теории государства и права тема: особенности образования...
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconВ настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется...
В настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 36 специальностям и направлениям на 14 факультетах,...

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconФилософские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев
Проблемы педагогики проблемы, поставленные обществом перед сферой образования. "Какова цель таковы и средства"

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconРезолюция первой Балканской конференции
...

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconПоложение об учебно-ознакомительной практике учащихся классов социально-правового...
Министерства образования и науки Российской Федерации №14-51 -123 /13 от 06. 05. 2004, Устава мбоу сош №29, на основе Положения о...

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconКонтрольные вопросы
...

Проблемы правового образования в неюридических вузах (факультетах) iconПоложение о приемной комиссии Вклассы социально правового профиля
Российской Федерации №107 от 15. 02. 2012 г. «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», Письма Министерства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница