В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования




Скачать 137.84 Kb.
НазваниеВ связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования
страница1/2
Дата публикации24.04.2013
Размер137.84 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ В 1-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


С 1 сентября 2012 года начальная школа переходит на новый Государственный стандарт начального общего образования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2011 № 462.

В основе нового Государственного стандарта начального общего образования - личностно ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу. Он обеспечивает преемственность содержания дошкольного и начального образования, формирование ключевых компетентностей учащихся, ориентирован на социализацию, экологическое и информационное воспитание младшего школьника, учитывает единое содержание стандарта для всех языков обучения.

Переход на новый Государственный стандарт предусматривает, что 1-е классы будут работать по новым Типовым учебным планам, программам и учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины.

^ Рабочие учебные планы для 1-х классов общеобразовательных учебных заведений составляются на основе Типовых учебных планов начальной школы, утвержденных приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 10.06.2011 №572.

Организация обучения в 1-х классах осуществляется по учебным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 12.09.2011 №1050 «Про навчальні програми для 1-4 класів загальноосвітніх навчальних закладів» (Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою. 1-4 класи. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2011; Учебные программы для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 1-4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012). Изучение предметов в начальных классах осуществляется по учебникам и учебным пособиям, рекомендованным Министерством (приказ от 07.02.2012 №118 «Про надання грифа навчальній літературі»).

Прием детей в 1-й класс общеобразовательных учебных заведений осуществляется без конкурса в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины от 07.07.2005 №204 «Про прийом дітей до 1 класу загальноосвітніх навчальних закладів». Основание для зачисления ребенка в 1-й класс:

  • заявление родителей на имя директора;

  • ксерокопия свидетельства о рождении;

  • медицинская карта установленного образца.

Не допускается сбор дополнительной информации о ребенке и его родителях, в частности справок с места проживания, работы, данных о развитии ребенка и его готовности к систематическому обучению в школе.

^ На конкурсной основе осуществляется только прием в 1-й класс специализированных школ (школ-интернатов) с углубленным изучением предметов. Прием ребенка проводится учителем начальных классов и психологом в форме собеседования (не более 30 минут и в присутствии родителей). Собеседование включает диагностические задания для проверки уровня общего развития ребенка, его функциональной готовности к систематическому обучению и способности к изучению предметов в соответствии со специализацией учебного заведения.

После зачисления ребенка в 1-й класс учитель и школьный практический психолог изучают его индивидуальные особенности с целью эффективного влияния на всестороннее развитие и воспитание личности ребенка.

На основании Закона Украины «Об общем среднем образовании» продолжительность уроков в 1-х классах составляет 35 минут. Продолжительность перемен в 1-м классе составляет 15 мин. После 2-го урока проводится большая перемена (30 минут) или после 2-го и 3-го уроков проводятся 2 перемены по 20 минут. На больших переменах организуется питание и активный отдых детей (подвижные игры, динамические паузы, физические упражнения и т.п.).

При открытии группы продленного дня рекомендуется комплектовать группу по типу «класс - группа». Возможно комплектование на базе параллельных классов. В соответствии с ГСанПИН (5.5.2.008-01) для первоклассников в ГПД рекомендован 1,5 - часовой дневной отдых (сон) и не менее 1,5 - часовая прогулка на свежем воздухе.

Домашние задания первоклассникам не задаются.

Учебные достижения учащихся 1-х классов оцениваются вербально. В классном журнале и тетрадях детей оценки в баллах или уровнях не выставляются. Нецелесообразно использовать какие бы то ни было условные обозначения (символы), поскольку они могут ассоциироваться у ребенка с баллами по установленным критериям оценивания.

С переходом на новый Государственный стандарт начального общего образования учебно-воспитательный процесс в 1-х классах осуществляется с учетом личностно ориентированного и компетентностного подходов к учащимся.

Как правило, в 1-й класс будут поступать дети разных возрастных категорий (от шести до семи лет), с разным уровнем физической, психологической, интеллектуальной, социально-коммуникативной готовности к обучению в школе. Учитывая различный уровень готовности детей, учитель должен формировать и развивать интеллектуальные и духовно-моральные ценности младшего школьника. В этом случае велико значение личностно ориентированного подхода, который предусматривает всестороннее изучение и учет индивидуальных возможностей детей шестилетнего возраста, а также сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса.

При зачислении в 1-й класс ребенок получает новый статус – учащийся. Быть школьником, выполнять все требования взрослых, получить новые права и обязанности - это серьезное испытание для шестилетних детей. Процесс привыкания к новому статусу и условиям обучения мы называем адаптационным периодом. У каждого ребенка этот период может продолжаться с момента поступления в школу до 2-3 недель, от 2-3 недель – до полугода, у некоторых детей - в течение всего первого года обучения. Чтобы создать ребенку благоприятные условия для безболезненной адаптации к систематическому обучению в школе, следует правильно организовать учебно-воспитательный процесс. Учителю необходимо заблаговременно обдумать, как обустроить классную комнату, помещение для подвижных игр. При отсутствии игровой комнаты следует создать игровой уголок в классе. Чтобы адаптационный период проходил более успешно, рекомендовано в сентябре - октябре (приблизительно 8 учебных недель) последние уроки проводить в нестандартных формах и по возможности вне классной комнаты. Это урок-игра, урок-представление, урок-праздник, урок-театрализация, урок-путешествие, урок-встреча, урок-экскурсия, урок-викторина, урок-импровизация и т.п. С целью исключения перегрузки первоклассников можно последние уроки (приблизительно 40 часов учебной нагрузки) спланировать следующим образом: 24 урока физкультуры и 16 уроков по другим дисциплинам. Последними уроками могут быть: 2-3 урока-театрализации или урока-экскурсии по предмету «Основы здоровья», 5-6 экскурсий по «Природоведению», 4-5 уроков-игр и уроков-экскурсий по математике, 2-3 экскурсии по ИЗО, 2-3 экскурсии по трудовому обучению, 3-4 урока-театрализации по музыке и т.п. В период адаптации важно, чтобы режим работы школы, ритм урока, формы, методы и приемы обучения, а также дизайн классной комнаты, благоприятная психологическая обстановка, работа с родителями строились с учетом психолого-физиологических особенностей и физических возможностей детей.

Особое внимание рекомендуется уделить составлению расписания. Целесообразно на протяжении дня чередовать учебные предметы естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, трудового обучения, музыкального и изобразительного искусства; предметы, требующие значительного умственного напряжения – математика, языки – должны стоять вторыми или третьими уроками в расписании; четверг планировать как разгрузочный день.

Обращаем внимание на сохранение и укрепление физического здоровья детей. С этой целью в первые дни сентября необходимо изучить состояние здоровья и индивидуальные возможности каждого учащегося по медицинским картам, внедрять здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии; активно сотрудничать с практическим психологом, участковым педиатром, воспитателями ГПД, учителями-предметниками, родителями.

Для профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения необходимо через каждые 15 минут проводить физкультминутки (динамические, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук, глаз и т.д.)

Уроки для ребенка-первоклассника должны быть интересными, яркими, запоминающимися. Использование наглядно-демонстрационного, наглядно-иллюстративного, раздаточного материала будет содействовать усвоению программы, развитию памяти, мышления, речи. На каждом уроке целесообразно применять иллюстрации, таблицы, рисунки, счетный материал, детскую справочную литературу (энциклопедии, справочники, словари) и т.п.

Учитывая особенности работы с первоклассниками, особое внимание следует уделить структуре урока, в частности оргмоменту, который призван помочь ребенку в формировании организационных умений и навыков (достать учебник и школьные принадлежности, расположить их на парте, правильно разложить кассу букв, открыть тетрадь и т.п.). Учитель детально инструктирует учащихся, что и как делать; терпеливо приучает их к выполнению элементарных требований; пошагово проговаривает последовательность действий.

Для основной части урока следует подобрать такие методы и приемы работы с детьми, которые обеспечивают активную практическую деятельность каждого учащегося. Для укрепления зрения, развития мелкой моторики руки следует чередовать виды деятельности, своевременно проводить физминутки, не переутомлять первоклассников письмом и длительным рисованием. Игровые формы деятельности должны быть доминирующими во время обучения в 1-м классе.

Целью заключительной части урока является подведение итогов работы учащихся (класса), формирование положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.

Особое значение имеет стиль общения учителя с первоклассниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в кол­лективе: гиперобщительные дети; дети, которые боятся классно-урочной обстановки; стесняются отвечать и т.д. Все это требует от учителя доброжела­тельного и терпеливого подхода к организации учебно-воспитательной работы. Не допускается авторитарный стиль обще­ния учителя с первоклассниками. Для первоклассника важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
^ Особенности преподавания учебных предметов

Одним из основных положений Государственного стандарта начального общего образования является формирование у учащихся ключевых и предметных компетентностей. Ключевые компетентности (умение учиться, общекультурная, здоровьесберегающая, гражданская, социальная, информационно-коммуникационная) формируются на межпредметной основе. Предметные компетентности формируются в процессе изучения предметов и представляют собой систему знаний ребенка, которые могут целостно реализоваться на практике.

Общеучебные умения и навыки формируются непрерывно на протяжении всего периода начального обучения. Умение учиться предполагает формирование следующих навыков:

организационных - умения подбирать все необходимое для урока, раскладывать его на парте, включаться сразу в работу, придерживаться единых требований к оформлению письменных работ, знать основные элементы учебника, уметь пользоваться закладкой и пр.;

общеречевых - правильно, четко, выразительно говорить, слушать учителя, отвечать на вопросы, передавать услышанное, уметь обращаться к учителю, учащимся;

общепознавательных - определять признаки предметов, различать форму, цвет, размер и пр., находить одинаковые, разные, похожие признаки предметов, сопоставлять группы предметов, делать выводы после выполнения задания;

контрольно-оценочных - находить ошибки в ходе выполнения своей работы и образца задания, оценивать свою работу и т.п..

Содержание нового Государственного стандарта начального общего образования представлено ^ 7 образовательными отраслями.

Образовательная отрасль «Языки и литературы» для классов с русским и другими языками обучения реализуется через учебные предметы «Украинский язык», «Язык обучения («Русский язык (язык и чтение)», «Крымскотатарский язык (язык и чтение)»), «Иностранный язык».

На изучение русского языка (языка обучения) отводится 210 часов (6 часов в неделю). Изучения языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте делится на 3 периода: добукварный, букварный и послебукварный.

В добукварный период развивается устная речь учащихся, формируются элементарные умения в работе с текстом, предложением, словом, буквой, звуком, идет подготовка руки к письму. На добукварный период отводится от 2-х до 4-х недель в зависимости от того, как подготовлены дети.

В букварный период учащиеся овладевают начальными умениями читать по букварю, писать, строить предложения и т.п.

Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать и писать. Длительность послебукварного периода определяется учителем.

Для работы с детской книгой в 1-м классе отводится половина урока один раз в неделю. Важное место в системе работы над развитием речевой деятельности учащихся отводится урокам развития устной и письменной связной речи, которые рекомендовано проводить в 1-м классе как фрагмент урока (15-20 минут) один раз в 2 недели (17 часов в год).

Обучение грамоте осуществляется на уроках чтения (105 часов) и письма (105 часов). На обучение чтению в добукварный период отведено 11 часов, в букварный период – 67 часов, послебукварный – 27. Обучение письму осуществляется в добукварный период – 11 часов, в букварный период – 67, послебукварный – 27 часов.

Рекомендуем на протяжении учебного года распределить часы следующим образом: ^ 3 часа в неделю на чтение и 3 часа на письмо. В журнале данные предметы обозначаем «Русский язык (чтение)», «Русский язык (письмо)».

Основной целью изучения украинского языка как государственного является формирование и развитие коммуникативной компетентности с учетом интересов и возможностей младших школьников. Особое внимание следует уделить обогащению словарного запаса учащихся. Обучение украинскому языку содействует также формированию социокультурной компетентности младших школьников. В 1-м классе украинский язык изучается только как устный курс.

Новым содержанием начального общего образования предусмотрено изучение иностранного языка в 1-х классах. Учителям, преподающим иностранный язык в 1-х классах, следует учитывать физиологические, психологические, возрастные особенности детей шестилетнего возраста, методику преподавания учебных дисциплин в первых классах. Этому помогут:

- знакомство учителей, преподающих иностранный язык в 1-м классе, с программой по русскому языку (когда изучаются определенные соединения букв, когда дети учатся писать словосочетания и простые предложения и пр.);

- взаимное посещение уроков с последующим обсуждением;

- совместные разработки уроков;

- подбор оптимальных методов и форм проведения уроков иностранного языка с учетом методики преподавания в начальных классах;

- участие в проведении родительских собраний и пр.

В соответствии с Типовыми учебными планами образовательные отрасли «Математика», «Природоведение» реализуются через соответствующие предметы «Математика», «Природоведение».

На изучение математики учебным планом отведено 4 часа в неделю. Целью обучения является формирование у младших школьников предметной математической и ключевых компетентностей. Обучение математике в 1-м классе осуществляется по таким содержательным линиям: числа, действия с числами; величины; математические выражения, равенства, неравенства; сюжетные задачи; пространственные отношения, геометрические фигуры; работа с данными.

Ключевым заданием курса математики для 1-го класса является формирование у младших школьников вычислительных навыков. Важную роль в формировании предметной математической компетентности играет умение решать сюжетные задачи. Для этого необходимо целенаправленно формировать понятие задачи, отрабатывать умения вычленять ее составляющие, учить устанавливать связи между условием и вопросом, находить пути решения задачи. Целесообразно использовать частично-поисковые и репродуктивные методы обучения.

Программа курса «Природоведение» построена по исследовательскому принципу и рассчитана на формирование природоведческой компетентности учащихся на основе усвоения системы интегрированных знаний о живой и неживой природе, ознакомления с основами экологических знаний. Особое значение придается таким формам организации учебного процесса, как: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, устные журналы, экологические праздники, утренники, конкурсы и т.п. Наряду с фронтальными и индивидуальными формами работы необходимо включать учащихся в коллективную деятельность (парная, групповая работа) с использованием инновационных методик, проектных технологий, применением информационно-коммуникационных средств обучения; уделять внимание овладению специальными методами познания природы (наблюдение, опыт, практическая работа), формированию умений решать личностные и социально значимые природоведческие задачи.

В разделах «Родной край», «Моя страна – Украина» предусмотрено изучение природы родного края (Крыма), на что следует обратить особое внимание. В учебных целях целесообразно использовать местный природоведческий и краеведческий материал.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Ный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Утвержден приказом мо РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу ирмо «Дзержинская ншдс»

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconИнформация для родителей по
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconОб утверждении и введении в действие федерального образовательного...
Приказом Министерства образования от 6 октября 2009 года за №373 был разработан новый стандарт начального общего образования, который...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Каспийска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconУчебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» Учебно-методический...
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...

В связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования iconПриказ
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница