Методическое письмо о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования




Скачать 384.25 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
страница1/5
Дата публикации15.03.2013
Размер384.25 Kb.
ТипМетодическое письмо
www.vbibl.ru > Право > Методическое письмо
  1   2   3   4   5
Методическое письмо
О преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования


I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.
II. Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

На ступени начального общего образования "Литературное чтение" преподается с 1 по 4 класс. В БУПе на этот учебный предмет отводится 2 ч в неделю. В основной и средней (полной) школе "Литература" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс) и в старших классах любого профиля. БУП позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень изучения предмета в 10-11 классах.

В Базисном учебном плане, утвержденном в 1998 г., учебные часы выделялись совокупно на изучение иностранного языка и литературы. Таким образом, не устанавливалось минимальное число учебных часов на предмет. Позитивной особенностью нового БУПа является выделение предмета "Литература" отдельной строкой.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература":

385 часов на этапе основного общего образования: в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень): в X - XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).

БУП позволяет увеличивать количество часов на изучение курса литературы при составлении региональных учебных планов и учебных планов образовательного учреждения. В соответствии с БУПом "часы, отведенные на компонент образовательного учреждения можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента". Таким образом, на освоение программы 9-го класса может быть выделено не 3, а 4 ч в нед., на изучение курса литературы базового уровня может быть выделено не 3, а 4-5 ч в нед., также может быть увеличено учебное время на освоение курса на профильном уровне с 5 до 6-8 ч в нед.

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Федеральный компонент содержит три стандарта по литературе: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый стандарт включает:

- цели;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
- требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения литературы

Сформулированные в стандарте цели литературного образования сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости. Цели сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей". В документе подчеркнуто: "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». В стандарте отражена специфика целей литературного образования на этапе основного общего и среднего (полного) общего образования (цели конкретизируются также в зависимости от базового или профильного уровня изучения предмета). Часть целей напрямую связаны с требованиями к уровню подготовки выпускников, однако некоторые цели не проверяются в системе государственной (итоговой) аттестации. Таковы, например, цели, связанные с воспитанием: формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе Стандарт способствует повышению роли учебного предмета «Литература» как дисциплины, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Особенности культурно-исторического развития России и традиции российского гуманитарного образования обусловили особую роль художественной литературы в жизни общества, в духовном развитии личности.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика...
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconРабочая программа по информатике составлена на основе федерального...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08....

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа по немецкому языку...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconПрохладненский муниципальный район муниципальное общеобразовательное...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального компонента государственного...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconПояснительная записка к учебному плану на 2010-2011 учебный год мбоу...
России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12 "О проекте федерального компонента государственного...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011  № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconПояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconПлан-график по реализации основных направлений введения федерального...
Цель: создание условий для организационно-управленческого, кадрового, материально-технического, финансового, научно-методического...

Методическое письмо о преподавании учебного предмета \"Литература\" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования iconОб особенностях введения федерального государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница