Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год




Скачать 229.04 Kb.
НазваниеРабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год
страница1/2
Дата публикации02.05.2013
Размер229.04 Kb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мордвесская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Романова»

Согласовано на «Утверждаю»

районном методическом Директор МОУ «Мордвесская

объединении СОШ имени В.Ф. Романова»

«____»_______________2012 г. _______________________

Руководитель методического (Охапкин Г.Н.)

объединения:_______________ «___»_____________2012 г.

Захарова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧЕРЧЕНИЮ

для 9 класса

на 2012-2013 учебный год

(Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.

^ М.: ООО «Издательство Астрель», 2005.

Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации)


Разработчик программы

учитель математики и информатики

Кочеткова Наталья Александровна

Педагогический стаж 20 лет

Высшая квалификационная категория
2012 год

^ Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом МОРФ от 09.02.1998 г. и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

^ Структура документа

Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

^ Общая характеристика учебного предмет

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

      Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

      Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

^ Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего за год 34 часа.
^ Рекомендации к методике преподавания. 1. Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь курса черчения с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению.

      При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.

      2.  C первых уроков необходимо уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей.

      3.  Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно — на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей.

      4.  Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради (в клетку) или тетради с печатной основой.

      5.  Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме «Проецирование на одну, две и три плоскости проекций» выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал изучается при объяснении последовательности построения изображений на чертеже.

      6.  Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей.

      7.  При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений.

      8. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения. (Для экономии времени в отдельных случаях изометрическую проекцию можно заменять техническим рисунком.)

      9.  При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.

      10.  При обучении школьников чтению сборочных чертежей рекомендуется вырабатывать у них определенную последовательность считывания информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении деталей между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических его характеристиках.

      11.  Изучение правил ГОСТ ЕСКД (общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов проецирования, чтения и выполнения чертежей изделий.

      12.  При изучении школьниками чертежей сборочных единиц, основное внимание учителя должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать. Для формирования умения читать сборочные чертежи необходимо шире использовать задания с выбором ответа из числа предложенных. Формирование умения деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание школьников на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена.

      13.  Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения нужно использовать разноплановые графические задачи.

      14.  Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока.

      15.  B процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.

      16.  Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, диафильмы, кинофильмы) и другие средства обучения.

      17.  Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.

18. В связи с тем, что учебник «Черчение» А.Д. Ботвинникова и др. рекомендован для 7-8 классов (может быть использован для работы и по программе «Черчение», 9 класс) используется следующее соотношение разделов программы 9 класса и разделов учебника

Наименование разделов программы

Номера разделов (глав) и параграфов учебника

Введение

Введение, гл. I (кроме п. 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, из § 2)

Метод проецирования и графические способы построения изображений

П. 2.2, 2.3, 2.5, 2.6 из § 2 гл.I; гл. II, III, V

Чтение и выполнение чертежей

Гл. IV, VII

Сечения и разрезы

§ 19 гл. IV

Сборочные чертежи

Гл. VIII

19. В связи с уменьшением в программе 9 классов количества графических работ обязательного минимума необходимо иметь в виду их соотношение, представленное в таблице

^ Нумерация работ (9 класс)

Номера работ по учебнику

Название графической работы

1

п. 2 из графической работы № 4 (рис. 99) – стр.78

рисунок 98,99

Чертежи и аксонометрические проекции

2

Графическая работа № 6 – стр. 106

Рисунок 138

Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)

3

Графическая работа № 9 – стр. 122


Эскиз и технический рисунок детали

4

Графическая работа № 14 – стр. 153 Рисунок 201

Чертеж детали с применением разреза

5

Графическая работа № 12 – стр. 135 Рисунок 177

Эскиз деталей с выполнением сечений

6

Графическая работа № 17 – стр. 172

Чертеж резьбового соединения

7

Графическая работа № 20 – стр. 207 Рисунок 259,260

Решение творческих задач с элементами конструирования

8

Графическая работа № 22 – стр. 218

Контрольная работа. Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы

Неиспользованные задания из оставшихся работ следует перевести в разряд упражнений. Это работы № 1,2,3 п.1; № 4,5,7,8,10,11,13,15,16,18,19. Работа № 21 снимается.

^ Раздел II. Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала


Содержание

Кол-во часов

Введение

2

^ МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

8

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

8

^ СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ

8

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ

8

ВСЕГО

34



^ Раздел III. Содержание тем учебного курса.
      I. ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

      Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.

      Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.

      Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа.

       ^ II. МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ (8 ч)

      Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись чертежа, нанесение размеров, масштабы).

      Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.

      ^ III. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ (8 ч)

      Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.

      Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

      Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.

      Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).

      ^ IV. СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (8 ч)

      Сечения и разрезы, сходство и различие между ними.

      Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.

      Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение вида и разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции.

      ^ V. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (8 ч)

      Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.

      Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений.

       Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация.

      Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование.

      Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц.

^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

      1.  По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.

      2.  Выполнить чертеж детали, содержащей сопряжения, по ее наглядному изображению.

      3.  Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.

      4.  По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.

      5.  По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.

      6.  Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).

      7.  Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.

      8.  Контрольная работа. По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.

      Перечисленные работы выполняются в рабочих тетрадях или на бумаге в клетку.

^ Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класс
Учащиеся должны знать:

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

- условные изображения и обозначения резьбы.

^ Учащиеся должны иметь понятие:

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по математике для 7 класса на 2012-2013 учебный год
Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации на 2012-2013 учебный год. Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др....

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-х классов рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочей программой...

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по математике для 9 класса на 2012-2013 учебный год
Алгебра: Учеб для 9 класса общеобразоват учреждений /авт. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.; под ред....

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по математике для 8 класса на 2011-2012 учебный год
Алгебра: Учеб для 8 класса общеобразоват учреждений /авт. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.; под ред....

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2012-2013 учебный год» разработана в соответствии

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа на 2012/2013 учебный год по физической культуре для учащихся 1в класса
Утверждена приказом №95 от30. 08. 2012г Рассмотрена и рекомендована к утверждению мбоу «Никифоровская сош №1» Управляющим советом...

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconУчебный план мкоу “Утамышская сош” для 1-2 класса на 2012/2013 учебный год Классы

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа по алгебре для 7 класса на 2011-2012 учебный год
Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 6 класс 1час...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...

Рабочая программа по черчению для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 7 класс 1час...
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница