Скачать 443.71 Kb.
|
Методические рекомендации по проведению Дня правовых знаний 1 сентября 2010 г. Правовое воспитание - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, развитие правового сознания и законопослушного поведения, преодоление правового нигилизма. Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения, органическая составная часть гражданского воспитания. Государством и общественностью придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, высокой гражданской активности и т. д. Важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно - правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народа. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести, которое становится внутренним контролером правопослушного поведения. Порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведения людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышления во взаимодействиях способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность. Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать, защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государства, защита законных прав и интересов - вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику культуры каждого человека. Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во многих регионах мира, приняло ряд документов о защите прав ребенка. Среди них особое место занимает Декларация о защите прав ребенка (1959) и Конвенция о правах ребенка (1989). Изучение этих документов в школе будет способствовать развитию у детей самоуважения, уважения к другим людям. Это чувство служит основой понимания детей своих прав, прав других людей, ответственности за свои права - всего того, что составляет фундамент гражданского - правового образования и воспитания. В 2010 году исполняется 20 лет со дня присоединения России к Конвенции ООН о правах ребенка. Это событие стало важным этапом в развитии и совершенствовании правового регулирования защиты прав детей, поскольку оказало значительное влияние на формирование действующего российского законодательства. Ошибочно думать, что гражданско - правовое воспитание понятие доступное только взрослым. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Некоторые нравственно - правовые понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже в определенной степени, дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с ними начинается в семье. Подготовка детей к жизни в демократическом обществе - сложная и ответственная задача. Школа, родители, все взрослые несут ответственность за внедрение духовных и нравственных ценностей. Реализация стратегии в области гражданского - правового образования и воспитания должна начинаться с детского сада и начальной школы, где вводится элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности. В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль образования граждан, что вызвано усложнением экологических и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом ответственности человека за свою судьбу. Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Основой этой культуры является правосознание личности, включающее как систематичные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенные отношения к праву и правопорядку. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания т.к. включает в себя непосредственные действия человек, его поведение (проявления законопослушания, уважения к праву, закону в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях: она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона). Приведенная выше характеристика правовой культуры показывает необходимость его систематического осуществления, начиная с младших классов. Применительно в начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание». Регулирующее правовые нормы предназначены для того, чтобы определенным образом упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они в основном определяют, что можно, а что нельзя, каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. Становление правовой культуры человека происходит под влиянием многих общественных факторов и условий жизни. Однако было бы ошибкой недооценивать значение образования - обучения, воспитания - в становлении гражданина. Стратегия развития образования в XXI веке в качестве одной из главных составляющих признала обучение правам человека, которое способствует формированию у детей чувства достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, веры, культуры. Трудно сформировать нравственно устойчивую личность, если она не знает самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, веры, культуры. Трудно сформировать нравственно устойчивую личность, если она не знает своих прав и не уважает права других. Обучение правам человека становится неотъемлемой частью общего образования. Права человека: - это совокупность правил, присущих человеческому сообществу, без которых оно не может существовать; - идеальные нравственные принципы; - совокупность представлений о достойном положении человека; - субъективные права, на овладение которыми может претендовать человек; - система жизнеобеспечения человека, без которой невозможно его нормальное развитие; - определенный минимум общесоциальных, общечеловечных и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от его социально-политической системы. Всемирная программа образования в области прав человека определяет следующие цели процесса обучения и приобретения знаний в области прав человека: - определение основных навыков и познаний в области прав человека, которые должны быть приобретены; - включение образования в области прав человека во все аспекты учебной программы, начиная с начального образования; - приспособление содержания и целей процесса приобретения знаний и области прав человека к потребностям учащихся с учетом их возраста и потенциала роста; - соотнесение процесса обучения и приобретения знаний о правах человека с обыденными реалиями и проблемами жизни учащихся; - применение стиля преподавания, отвечающего понятиям о правах человека; - применение методов обучения, способствующих уровню развития, способностям и стилям обучения учащихся, основанных на опыте учителя, при ко-гарых он выступает в качестве проводника знаний, посредника, советчика; - предоставление учащимся и учителям возможности для использования новых информационных технологий в интересах образования в области прав человека: - разработка показателей, методов, инструментов для качественной оценки процессов, результатов и последствий образования в области прав человека. Конкретные цели обучения нравам человека формулируют российские авторы учебного обеспечения по правам человека: - воспитывать личность, осознающую достоинство человека; - формировать межличностные отношения в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности; - давать знания о правах человека в национальном и международном измерениях; - воспитывать понимание неразрывной связи прав человека и сохранения мира на земле. При обучении правам человека должна быть реализована главная целевая установка гуманистического образования - воспитании гуманного человека. Из целей образования в области прав человека вытекают следующие конкретные задачи: - развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом; - признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами, формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ученик проживает, уважать цивилизации, отличные от его собственной; - развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями, формировать умения ненасильственного урегулировании конфликтов, - воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне. В соответствии с приказом по Министерству образования и науке республики Дагестан 1 сентября 2010 года в образовательных учреждениях республики проводится День правовых знаний. В этот день рекомендуется проведение специальных учебных занятий, организовать встречи и проводить беседы с участием представителей правоохранительных органов. Необходимо построить встречи так, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний о своих правах, установленный таким основополагающим для них международным актом, как Конвенция о правах ребенка, но и выслушать мнение детей о действительной реализации их прав, оказать помощь всем нуждающимся в защите детям. Примерная тематика учебных занятий приуроченных ко Дню знаний
Цели: - упорядочить знания учащихся об уголовной ответственности несовершеннолетних, ознакомить с видами наказаний, применяемые к несовершеннолетним преступникам; - развивать представления учащихся о видах преступлений (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести); - воспитывать чувство ответственности за свои поступки. 2. ^ Цели: - ознакомить с учащихся с понятиями «оконченное» и «неоконченное» преступление, «добровольный отказ от преступления», «соучастие в преступлении», «необходимая оборона»; - формировать умение противостоять негативным явлениям в обществе; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия, а также не поддаваться «чувству толпы». 3.^ Цели: - дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия; - развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом; - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. ^ Цели: - сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм», научить различать их; - дать представление о том, что такое злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей; - воспитывать позитивное отношение к окружающим людям. ^ Цели: - обучать детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их; - развивать умение видеть опасность и быстро реагировать на неё; - воспитывать самоконтроль, самообладание в сложных жизненных ситуациях. ^ Цели: - воспитание правовой культуры старшеклассников; - формирование навыков анализа правовых документов. ^ Цели: - воспитание правовой культуры старшеклассников; - формирование навыков анализа правовых документов. ^ Цели: - воспитание правовой культуры и основ безопасности старшеклассников; - привитие навыков противодействия старшеклассников вовлечению в экстремистские организации. ^ Цели: - ознакомление подростков с понятиями права и правовых взаимоотношений; - развитие навыков анализа основных международных законодательных документов в области прав ребенка. 10.^ Цели: - анализ основных федеральных законодательных документов в области прав ребенка; - воспитание уважения к российскому законодательству; - развитие навыков анализа законодательных документов 11.^ - развитие навыков аргументированного ведения дискуссии; - анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей. ^ Цели: - воспитание правовой грамотности школьников, духовно – нравственных качеств личности и гражданской позиции подростков Литература 1.Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения). М.: 2005. 2.Всеобщая декларация прав человека (извлечения). М.: 2004. 3.План действий: Всемирная программа образования в области прав человека. Нью-Йорк и Женева, 2006. 4. Об обучении правам человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Рекомендации министерства образования и науки Российской Федерации. Письмо Министерства образования и науки от 11.03. 2007 // Вестник образования, 2007. 5.Права ребенка и способы их реализации. ЮНИСЕФ. - М., 2002. 6.Азаров АЛ. Права человека. Новое знание. - М., 1995. 7.Болотина Т.В., Миков П.В. Права человека: теория и методика преподавания в школе. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2006. 8.Гражданское образование. /Пособие для педагогов под ред. Н. Воскресенской, И.Фрумина. М., 2000. 9.Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. 10.Конвенция о правах ребенка: об этом нужно знать каждому. Методическое пособие. Центр социальных и образовательных инициатив. - Ижевск, 2006. 11.Королькова Е.С. «Правовое образование во внеурочной деятельности школы. – М., 2002. 12.Мацковский М.С. Толерантность и реализация прав ребенка в системе школьного образования. – М., 2004. 13.Михайлова Н.Н.Социально – ролевые игры в правовом образовании. – М., 2002. 14.Миков П.В., Русакова Н.А. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам). – М., 2005. 15.Никитин А.Ф. Права ребенка дополнительные материалы к учебникам «Право и политика». «Основы государства и права». М.. Изд-во«Дрофа» 2000. 16.Обучаем правам ребенка. Методическое пособие для проведения тренингов. Под общей редакцией Ахметовой И.Ф. и Сиряковой Н.А. – М., Фонд «Новые перспективы», 2007. 17.О нашей Конвенции. Методическое пособие по преподаванию прав ребенка для среднего и старшего школьного возраста /Сост. Жабкина Т., Рожнева Ж., Элли Кин, Центр «Международной Амнистии». - М., 2005. 18.Певцова Е.А, Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. М., 2002. 19.Понимание прав человека. Информация для начинающих (КОМПАС) Совет Европы, 2002. 20.Поливанова К.Н., Спасская В.В., Хасан Б.И. Концепция струтуры и содержания правового образования в школе. – М., РФПК, 2003. 21.Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9 классов средней общеобразовательной школы /сост. Н.И.Элиасберг. - СПб. 1999. 22.Правовое образование: организация внеурочной работы. /Сборник материалов Российского фонда правовых реформ. М.Изд-во «Новый учебник», 2002. 23.Пронькин В. Живое право. Курс практического права. СПб., 2004. 24.Тюляева Т.И. Демократическая школа: демократическое управление. -М.:АПКиППРО,2006. 25.Через образование - к гражданственности. Сборник материалов. - СПб, 2005. 26.Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет». Методическое пособие. /Сост.О.А.Северина и др. - М.: Глобус. 2007. |
![]() | Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной... | ![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии... |
![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому... | ![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории... |
![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам... | ![]() | Методические рекомендации предназначены для медицинского персонала санитарно эпидемиологических и дезинфекционных станций, лечебно... |
![]() | Рекомендовано экспертным советом моу дод «Дом детского творчества имени Б. Т, Куропаткина» г. Полысаево | ![]() | Во исполнение приказа отдела образования №251 от 15. 09. 2011 г. «О проведении месячника правовых знаний в школах Сакского района»... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ![]() | Методические рекомендации предназначены для врачей Роспотребнадзора, профпатологов, специалистов медико-санитарных частей, руководителей... |