Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования




Скачать 484.87 Kb.
НазваниеФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования
страница1/5
Дата публикации26.05.2013
Размер484.87 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
www.vbibl.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования



Стандарты начального образования

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

(утвержден приказом МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5.03.2004 г. № 1089)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общее положение

Начальное общее образование — первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает следующий перечень предметов, обязательных для изучения: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыкальное искусство, технология, физическая культура.

В рамках предмета технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модель (раздел) «Практика использования информационных технологий» .

Русский язык и литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском (родном) языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Особенностью начальной школы является отсутствие обязательной итоговой аттестации выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу служат основой для организации контроля учебных достижений обучающихся.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

^ Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и,..». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

^ Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях

с русским языком обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

· • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

· • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

^ Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью. Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Признаки текста'. Списывание текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика. Графика Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.

Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

^ Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1-е, 2-е спряжение).

Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

^ Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

· « значимые части слова;

· признаки изученных частей речи;

· типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

· • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

· • различать произношение и написание слов;

· находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

· • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

· создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

· соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант — текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

· работы со словарем;

· соблюдения орфоэпических норм;

· передачи в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

· овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Ный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу ирмо «Дзержинская ншдс»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconПриказ
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconУважаемые родители!
С 1 сентября 2011 г все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconВ связи с переходом на новый государственный стандарт начального общего образования
С 1 сентября 2012 года начальная школа переходит на новый Государственный стандарт начального общего образования, утвержденным постановлением...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconИнформация для родителей по
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Каспийска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования iconIv учебный план для ступени начального общего образования
«Пристанинская основная общеобразовательная школа», реализующего основную образовательную программу начального общего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница