Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния




Скачать 107.67 Kb.
НазваниеВыступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния
Дата публикации27.05.2013
Размер107.67 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы


Выступление заместителя Председателя ЦИК России С.В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ) 10–13 сентября 2008 года, Румыния

Уважаемые организаторы и участники конференции, коллеги,
дамы и господа!

Как показывает практика проведения выборов в Российской Федерации, весьма актуальным является вопрос о роли правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов.

Что мы понимаем под обеспечением безопасности выборов?

Обеспечение безопасности выборов – это комплекс правовых, организационных, информационных, технических и иных мер, осуществляемых избирательными комиссиями, правоохранительными и другими органами по выявлению, предупреждению и пресечению действий, препятствующих свободному волеизъявлению граждан и реализации избирательных процедур в соответствии с порядком и правилами, установленными избирательным законодательством.

К правоохранительным органам по сложившейся традиции за современную историю выборов мы относим: органы прокуратуры, органы безопасности, органы внутренних дел, противопожарную службу, таможенную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Именно эти органы и учреждения оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов. Это закреплено и в документах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Правоохранительными органами в соответствии с действующим законодательством принимаются организационно-практические меры по решению стоящих перед ними задач с учетом обстановки, складывающейся в период избирательной кампании. При необходимости эти меры согласуются с избирательными комиссиями. Кроме того, осуществляется и совместная деятельность избирательных комиссий и правоохранительных органов в процессе их взаимодействия.

Мы рассматриваем взаимодействие избирательных комиссий и правоохранительных органов как согласованную по целям, формам и методам совместную деятельность, направленную на создание благоприятных условий для подготовки и проведения честных и справедливых выборов в целях реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и нормами международного права.

В Российской Федерации сложилась практика организационно-правового обеспечения взаимодействия избирательных комиссий и правоохранительных органов. В этих целях перед федеральными выборами Правительство Российской Федерации издает соответствующие постановления. Например, в 2007 году – «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации». В нем закреплены основные направления взаимодействия правоохранительных органов и избирательных комиссий. В субъектах Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления также принимаются аналогичные постановления.

Правовую основу участия правоохранительных органов в избирательном процессе в Российской Федерации составляет целый ряд международно-правовых и внутригосударственных законодательных актов.

Важное место занимают федеральные законы о выборах: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», а также федеральные законы о соответствующих правоохранительных органах, о безопасности, о противодействии экстремистской деятельности и другие.

Эти акты определяют общие и частные задачи правоохранительных органов в ходе избирательных кампаний, устанавливают функции и полномочия правоохранительных органов, закрепляют порядок использования ими сил и средств, взаимодействие с другими государственными органами, механизмы контроля над их деятельностью.

Помимо этого, деятельность правоохранительных органов по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации регулируется обширным перечнем подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также соответствующими правоохранительными органами. На основании этих документов, например, в 2007 и 2008 годах Центральная избирательная комиссия Российской Федерации заключила ряд соглашений с правоохранительными органами. В частности, о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с налоговыми органами и миграционной службой по проверке соответствующих сведений, представляемых кандидатами. Кроме того, о взаимодействии с Росфинмониторингом, Росрегистрацией по выявлению и недопущению участия в финансировании избирательных кампаний кандидатов и политических партий юридических лиц, которым избирательное законодательство запрещает оказывать финансовую поддержку кандидатам и политическим партиям.

Таким образом, сформирована и активно используется нормативная правовая база, регулирующая вопросы участия правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов.

На всех стадиях избирательного процесса в соответствии с установленной компетенцией правоохранительные органы решают целый ряд задач по обеспечению безопасности выборов, а именно:

1) выявление, предупреждение и пресечение призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности России, к совершению массовых беспорядков, к действиям, нарушающим равноправие граждан или возбуждающим социальную, расовую, национальную, религиозную вражду;

2) противодействие возможным попыткам представителей организованных преступных группировок продвижению своих кандидатов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

3) выявление, предупреждение и пресечение противоправных действий по подкупу избирателей, агитационной деятельности и иных противоправных действий (бездействии), нарушающих избирательные права граждан;

4) выявление, предупреждение и пресечение «черных» PR–технологий, имеющих целью манипулировать общественным мнением;

5) выявление, предупреждение и пресечение финансовых злоупотреблений при формировании и расходовании средств избирательных фондов, незаконных фактов привлечения иностранных инвестиций в избирательные кампании кандидатов, политических партий;

6) обеспечение безопасности общественно-политических и иных массовых агитационных мероприятий;

7) обеспечение безопасности работы избирательных комиссий, защите членов избирательных комиссий при осуществлении ими законной деятельности, если им оказывается сопротивление или угрожает опасность, а также кандидатов и иных участников избирательного процесса;

8) обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Также решаются задачи по содействию избирательным комиссиям в установленных законодательством формах по:

проверке достоверности сведений о кандидатах – неснятой и непогашенной судимости, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), и других, представляемых кандидатами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о выборах;

проверке достоверности сведений об избирателей и их подписей, содержащихся в подписных листах;

проверке финансовых отчетов кандидатов, политических партий;

контролю за возвратом бюджетных средств, выделенных в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов или политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов;

контролю за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на проведение выборов.

И отдельной задачей можно выделить – рассмотрение представлений избирательных комиссий о проведении соответствующих проверок и пресечении правонарушений закона.

На федеральном уровне вопросы обеспечения безопасности выборов рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации, на координационных и оперативных совещаниях при руководителях правоохранительных органов, на которых вырабатываются конкретные меры по обеспечению скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений с избирательными комиссиями.

В этих целях при подготовке и проведении выборов образуются совместные рабочие группы. Так, во время федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации в 2007–2008 годах в состав рабочих групп входили не только члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и сотрудники ее Аппарата, но и ведущие специалисты правоохранительных органов, представители министерств, ведомств, общественных организаций и видные ученые. Речь идет о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, о Рабочей группе по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о Рабочей группе по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.

Новой формой сотрудничества избирательных комиссий и правоохранительных органов явилось создание Межведомственной рабочей группы по координации работы, связанной с организаций голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Хочу подчеркнуть, что представительный характер и высокая квалификация членов совместных рабочих групп, их деятельность реально способствовали обеспечению гласности и транспарентности избирательных кампаний, соблюдению международных избирательных стандартов и действующего избирательного законодательства.

В декабре 2007 года в Министерстве внутренних дел Российской Федерации был создан Координационный центр по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, содействия избирательным комиссиям в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. В работе центра выделен ряд направлений: обеспечение правопорядка и общественной безопасности, взаимодействие с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, общественными объединениями и средствами массовой информации. Аналогичные координационные центры были образованы и в субъектах Российской Федерации.

Важную роль в обеспечении законности и безопасности выборов играют и органы прокуратуры. Особое внимание в своей работе они уделяют профилактике экстремистских и террористических проявлений, предупреждению и пресечению иной противоправной деятельности, препятствующей проведению выборов. Анализ прокурорско-судебной практики и изучение материалов прошедших избирательных кампаний свидетельствуют, что действенный надзор прокуроров за законностью возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с выборами, является важнейшим инструментом укрепления доверия к выборам.

Кроме того, объектом повышенной ответственности правоохранительных органов является и общественная безопасность в местах массового скопления людей при проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий и демонстраций. В ходе таких мероприятий правоохранительным органам приходится решать такие задачи, как обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание содействия организаторам мероприятий, осуществление надзора за соблюдением требований избирательного законодательства и другие.

Особого внимания и оценки заслуживает работа органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка на избирательных участках в помещениях избирательных комиссий, охране автоматизированных комплексов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», мест для голосования, по обеспечению сопровождения транспортных средств, перевозящих избирательные документы. Нами выработан согласованный алгоритм действий при поступлении сообщений (в том числе и в избирательные комиссии) о готовящихся диверсионно-террористических актах и других проявлениях терроризма. В 2007 и 2008 годах мы проводили учения с сотрудниками органов внутренних дел и членами избирательных комиссий на учебных объектах (помещения избирательных комиссий, помещения для голосования), а также подготовили два учебно-методических фильма по обеспечению избирательных прав граждан и правопорядка на выборах для использования их в процессе обучения кадров избирательных комиссий и сотрудников правоохранительных органов.

Все избирательные участки и прилегающие к ним территории в день голосования находятся под особым контролем у сотрудников органов внутренних дел. Например, на выборах 2 марта 2008 года для охраны избирательных участков по всей стране было задействовано около 450 тысяч и более 50 тысяч пожарных и спасателей.

Следует сказать, что деятельность правоохранительных органов по вопросам обеспечения безопасности избирательного процесса не должна противоречить законодательству. В частности, правоохранительным органам запрещается вмешиваться в деятельность избирательных комиссий, а сотрудникам правоохранительных органов – участвовать в проведении предвыборной агитации на стороне какой-либо политической партии или кандидата. Подобного рода деятельность является незаконной и влечет за собой юридическую ответственность.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации подготовили Методическое пособие по оказанию органами внутренних дел содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, в котором даются разъяснения по организации взаимодействия в период выборов.

Анализ правоприменительной практики в ходе прошедших избирательных кампаний позволяет определить ряд направлений, касающихся дальнейшей проработки вопросов, связанных с обеспечением безопасности выборов. Приведу примеры некоторых из них:

Требует совершенствования механизм проведения проверок наличия у кандидата двойного гражданства или вида на жительство иностранного государства. Складывается парадоксальная ситуация, когда государственному органу известны номер паспорта, дата его выдачи, орган, выдавший паспорт, а также место постоянной регистрации кандидата на территории иностранного государства, но при этом не всегда возможно получить официальное подтверждение данной информации. Это связано с отсутствием у Российской Федерации международных соглашений с иностранными государствами, в том числе и странами Содружества Независимых Государств о предоставлении подобного рода информации.

В настоящее время нуждается в совершенствовании институт ответственности за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний и правил расходования средств избирательных фондов. Так, нерешенной остается проблема внесения пожертвований в избирательные фонды подставными лицами. Прямой запрет на это в избирательном законодательстве Российской Федерации отсутствует. Вместе с тем в мировой практике такое деяние является одним из самых строго наказуемых.

Уважаемые участники конференции!

Полагаю, что с учетом сделанного доклада вам становится достаточно ясно, какую важную роль правоохранительные органы играют в обеспечении правопорядка, безопасности и спокойствия граждан на выборах в России. Эта работа обеспечивается благодаря конструктивному взаимодействию избирательных комиссий и правоохранительных органов в целях укрепления законности и обеспечения избирательных прав граждан.

Мой коллега, Сиябшах Магомедович Шапиев, в свое докладе «Обеспечение безопасности и достоверности избирательных документов» продолжит обсуждение начатой мной темы, конкретизируя участие правоохранительных органов в избирательном процессе на отдельных его стадиях.

 

Благодарю за внимание.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния icon2 грудня 2004 року, №36, випуск 1
Князевич. По его словам, исходя из вышеперечисленных нарушений он отказался принимать участие в заседании цик 24 ноября, на котором...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconЭлекторальный пульс харькова
Статистическая погрешность не превышает 3,2%. Задача исследования состояла в том, чтобы измерить электоральные предпочтения харьковчан...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния icon«Итоги выборов депутатов Государственной Думы VI созыва» в понедельник,...
Неверов: Главный итог выборов – люди проголосовали за курс Медведева, Путина и «Единой России»

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconПрограмма международной конференции
Выступление Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconВ центризбирком стали меньше жаловаться на выборы
Цик РФ после региональных и муниципальных выборов 11 октября получает меньше жалоб по сравнению с аналогичными выборами, прошедшими...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconРостислав Туровский Итоги и уроки губернаторских выборов
График региональных выборов стал менее упорядоченным. Всего же почти за полтора года с октября 2000 г по январь 2002 г выборы глав...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния icon«Военная угроза национальной безопасности России»
Цель: познакомиться с основными типами угроз национальной безопасности России, рассмотреть роль Вооружённых сил Российской Федерации...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconПресс-релиз: Обеспечение общественного порядка и безопасности в период...

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconЭрик Шираев: Америка «прохлопала» Россию Американский психолог и...
Американский психолог и политолог о том, какая из двух стран больше изменится после президентских выборов

Выступление заместителя Председателя цик россии С. В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной Конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (аовсе) 10–13 сентября 2008 года, Румыния iconПолитическое Бородино По итогам выборов левые в Латвии ни на шаг не приблизились к цели
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница