Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем




НазваниеЗаконы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем
страница1/7
Дата публикации06.06.2013
Размер0.72 Mb.
ТипЗакон
www.vbibl.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7
1.Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни.

Социология – наука об обществе. (ввёл в науку франц.уч.Огюст Конт) -основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.

Она оказалась со всех сторон развития общества (государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.)

С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.

Предмет изучения социологии: фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма. (выступает и как философская наука).

На самостоятельный характер социологии указал французский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой объективное изучение социальных факторов.

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах.

^ Социология изучает также законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем.

Структура социологического знания – определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. системе.

^ Важной частью структуры соц. знания являются 1)знания о соц. составе населения страны и соц. структуре общества. 2) научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. 3) научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе соц. институтов (гос-во, право, церковь, наука, культура и т.д.).

Уровни соц. знания:

-общесоциологические теории, -специальные социологические теории;

-конкретные социологические исследования,

^ Общесоциологические теории касаются глубинных или сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса.

Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, соц. групп и институтов.

^ Конкретные соц. исследования. Проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений.

2.Функции социологической науки.

Основные функции социологии: познавательная, практическая и идеологическая.

Познавательная заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Практическая состоит в том, что бы на основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов разработать практически рекомендации. (социологические прогнозы относительно ближайшего и отдалённого будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.)

Идеологическая. Социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на её место в системе общественных и гуманитарных наук.

^ 3.Социологическое учение О. Конта.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский учёный и философ Огюст Конт (1798-1857). Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

^ Уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нём проблем.

Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо наличие социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо включение людей в разнообразные виды общения, что бы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность – писателя, художника, композитора, учёного и т.д.

^ Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.

Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они базируются на данных науки, на научных наблюдениях. Основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии.

Открыт им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человека». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии, (доминирует религиозная мифология.)

На метафизической стадии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира.

На позитивной стадии, человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.

^ В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».

Гармония в обществе-это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоёв.

^ 4.Органическая теория общества Г. Спенсера.

Позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

^ Спенсер был широкообразованным учёным. Создал ряд фундаментальных трудов по философ, соц-ии, психологии и др.

Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов.

^ Он рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам.

В эволюции он выделил основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределённого к определённому (возрастание порядка).

Органической теории общества как целостной системы, обоснование путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, а также решения многих проблем более частного характера.

^ 5.Теория социального реализма Э. Дюркгейма и его эволюционного развития общества.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Большую роль играют непосредственная и более широкая социальная сфера.

^ Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, строго логическом, объяснении явлений общественной жизни.

Под Социологией, он понимал науку о социальных фактах\

^ 2 основных признака социальных факторов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей.

Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

^ 6.Психологическое направление в социологии. (С.Де – Роберти, Кареев Н.И.).

Психологическое направление в социологии России сложилось в 90-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д.

^ Е.В. Де-Роберти называют представителем позитивистской философии. (стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории».) Исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, исходя из их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д.

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

^ Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений.

Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения.

Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры,

Следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому.

^ 7.Социологическая теория марксизма.

Как указывали Маркс и Энгельс, предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии.

В таком подходе заключается «сведение индивидуального к социальному», что характеризовалось Лениным как важнейший принцип марксистской социологии.

^ Марксизм сосредоточивает своё внимание на общественном бытии людей и их общественном сознании.

Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном знании.

^ Согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ.

Способ производства предстаёт как единство двух его основных сторон: производственных сил(люди с их знаниями) и производственных отношений(это те отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.)

С точки зрения марксистской социологии общество предстаёт как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

^ Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Идеологические отношения складываются сознательно.

^ 8.Социологическая мысль в России конца 19 – начала 20 в. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Бакунина и Петра Кропоткина

Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Государство, - это всегда власть меньшинства. Социалист-анархист, живя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Бакунин критикует «государственный социализм», в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества.

Идеи анархизма получили свое дальнейшее развитие в работах

П.Кропоткина, который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе».

^ В России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в начале 70-х годов прошлого столетия. Затем его влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов Российская философско-социологическая мысль отошла от анархизма.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем icon1. Классификация видов экономического анализа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем icon3. Законы экологии в социальных экологических системах 48
...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconАктуальность исследования системы принятия решений, как одной из...
Такая организация на пространстве Европы является отражением процесса международной интеграции, который в XX веке стал одной из ключевых...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconЭкономико-правовой институт
В результате изучения дисциплины студент должен: постичь законы развития и функционирования биосферы как целостной системы

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconОценка социально-экономического положения молодежи и перспектив его изменения
Длительность и противоречивость реформирования многих сфер общественного и государственного развития на федеральном уровне, неравномерность...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем icon1. Задачи, ставившиеся в 2012 году на основании Указов Президента от 7 мая 2012 года
Кратко охарактеризовать динамику развития социальной сферы за 2008-2012 годы (период действия первого этапа Стратегии социально-экономического...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconВопрос Особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы:...
Философия наука о наиболее общих законах развития природы, общества, и человеческого мышления. Предмет философии вышеуказанные законы....

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconПредпринимательство в России на современном уровне развития можно...
Одним из важных средств модернизации предприятий можно использовать механизм формирования организационной культуры, который позволяет...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconНеобходимость исследования сущности управления устойчивым развитием...
Основой управления устойчивого развития в данном случае выступает экономическая устойчивость функционирования предприятий. Именно...

Законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем iconЗакон республики беларусь
Закон направлен на создание правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница