Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего




НазваниеДа поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего
страница1/20
Дата публикации09.06.2013
Размер1.61 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Святитель Игнатий

(Брянчанинов)

Слово о смерти

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего

(Втор. 16:3)
Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в

вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую

оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в

обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела,

чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства,

принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и

недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при

совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела;

потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается

жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения

человеков. Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? Это остается

для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным.

Сокровенное таинство — смерть! До озарения человеков светом христианства,

большею частию они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия;

величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако

сердце и падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так

сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому

доказательством: все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую

или несчастную, соответственно земным заслугам.

Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в

вечности. Если во время краткого здешнего странствования наши заботы

сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем

приятным, тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности. Что

совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели

там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и

невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части

преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, необходимо нам

раскрыть таинство смерти и увидеть невидимую телесными очами загробную

будущность человека.

Таинство смерти объясняется нам Словом Божиим, а посредством действия Святого

Духа соделывается даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных

благодатию: Святый Дух, сказал апостол Павел, испытует глубины Божия, не только

человеческие (1 Кор. 2:10).

Смерть — разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки

разделяемых. Смерть — разлучение души с телом вследствие нашего падения, от

которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем.

Смерть — казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога.

Смертию болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его

составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и

отдельно существует тело его.

И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в

землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем; оно

продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного

соединения с душою, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой

видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи

проникнуты обильно благодатию Божиею, и в самой сени смертной являют начала

своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо

того, чтоб разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление всех

недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и живы — мертвы по естеству

человеческому, живы по присутствию в них Святого Духа. Они свидетельствуют, в

каком величии и святости создан Богом человек, и что это величие, эта святость

возвращены искуплением.

В то время, как тело уснуло сном смертным, что совершается с душою? Слово Божие

открывает нам, что наши души по разлучении их с телами присоединяются —

соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам — к

Ангелам света или к ангелам падшим. С ангелами они составляют по естеству своему

один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом,

усвоенными свободным произволением естеству, в первобытности непорочному и

святому. Неоспоримые доказательства этому находим в Священном Писании и в

писаниях святых Отцов. Господь обетовал покаявшемуся разбойнику немедленное

преселение душою с креста в рай. Аминь глаголю тебе, сказал Он ему, днесь со

Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Страдалец, нищий Лазарь, отнесен был, по кончине

своей, Ангелами в отделение рая, называемое лоном Авраамовым, а умерший

немилосердый богач, веселившийся во время земной жизни на вся дни светло, был

низвергнут в ад (Лк. 16:19-31). Души праведных, разлучившиеся с телами,

наслаждаются блаженством на небе в ожидании воскресения тел, как повествует

тайноведец Иоанн Богослов (Откр. 6:10, 11); во аде, в ужасных муках, ожидают

его, грешники (Откр. 20:13). Когда вострубит труба воскресения, тогда рай

представит небожителей для славного соединения с телами их, которые оживут от

гласа Сына Божия (Ин. 5:25), как услышал этот голос четверодневный и уже

смердящий Лазарь и ожил: ад представит мертвецов своих для Страшного суда и

окончательного приговора. По изречении приговора и по исполнении его усугубится

блаженство праведников, — грешники возвратятся в ад свой для сугубого мучения

(Пс. 9:18). О состоянии праведников по воскресении Господь возвестил, что они

яко Ангелы Божии на небеси суть, равни бо суть Ангелом (Мф. 22:30; Лк. 20:36).

Предвозвещая о Своем Втором Пришествии и Страшном Суде, Господь сказал, что

тогда Он речет стоящим одесную Его праведникам: приидите, благословеннии Отца

Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира; а стоящим ошуюю

грешникам речет: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и

аггелом его (Мф. 25:34,41). И то достоверно, что воздаяние как праведников, так

и грешников весьма различно. Правосудие Божие воздаст каждому человеку по делом

его (Откр. 22:12). Не только небесных обителей бесчисленное множество, по

свидетельству Спасителя, но и ад имеет множество различных темниц и различного

рода мучения: согрешивший в ведении биен будет много, согрешивший в неведении

биен будет мало (Лк. 12:47,48).

Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь

благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред

отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми Ангелами вечное

блаженство. Напротив того, нечестивые, то есть неверующие во Христа,

злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые проводили

жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя

покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами. Патриархи

Восточно-Кафолической Церкви в Послании своем говорят:

«Души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до

разлучения с настоящею жизнию покаявшихся, только не успевших принести никаких

плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных

бдениях, сокрушение сердечное, утешение бедных и выражение делами любви к Богу и

ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и

благопотребным, — души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими

грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них. Облегчение же

получают они по бесконечной благости, чрез молитвы священников и благотворения,

совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую в частности

приносит священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за

всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь» [1].

Смерть грешников люта (Пс. 33:22), говорит Писание, а для благочестивых и святых

она — переход от молв и смятений житейских к нерушимому спокойствию, от

непрерывных страданий к непрерывному и некончающемуся блаженству, переход с

земли на небо и соединение с бесчисленным сонмом святых Ангелов и бесчисленным

сонмом святых человеков. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении

любовию к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей.

Преподобный Макарий Великий рассуждает об этом предмете следующим образом:

«Когда исходит из тела душа человеческая, тогда совершается некое великое

таинство. Если она повинна будет греху, то приступают к ней полчища демонов и

ангелы сопротивные и силы темные, и похищают душу в область свою. И не должно

сему как бы необычайному удивляться. Если человек, живя еще в сем веке, им

покорился и повиновался, и соделался их рабом, тем более, когда исходит от мира,

бывает ими пленен и порабощен. Также, напротив, в отношении лучшего состояния

должно разуметь: святым Божиим рабам и ныне предстоят Ангелы, и святые духи

сохраняют и окружают их. А когда из тела изыдут, лики Ангельские, восприяв их

душу, относят в свою страну, в мир святыни, и приводят их к Господу» [2].

Уже то самое, что для душ человеческих предназначено одно место жительства,

одинаковое наслаждение и одинаковая казнь с ангелами, служит указанием, что души

— существа по всему подобные ангелам. Это очевидно из вышеприведенных слов

Господа, сказавшего, что праведные человеки по воскресении подобны и равны

Ангелам. Древним праведникам Аврааму, Лоту, Иакову и другим Ангелы являлись в

виде мужей, и не вдруг познавали праведники, что явившиеся им не человеки, а

бесплотные. По воскресении Христовом Ангелы явились женам-мироносицам в образе

мужей, облеченных в блестящие белые ризы (Лк. 24:4; Ин. 20:12); при вознесении

Христовом они явились Апостолам также в виде мужей, одеянных в белую одежду

(Деян. 1:10). Святые Отцы часто видели Ангелов светлыми белоризцами, а демонов —

черными безобразными эфиопами. Господь, по воскресении Своем, внезапно стал

посреди Апостолов, находившихся вместе в горнице. Апостолы устрашились, полагая,

что видят дух; но Господь успокоил их, объяснив разность между явлением духа и

явлением Своим в прославленном теле. Что смущени есте, сказал Он им, и почто

помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь:

осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща

(Лк. 24:38, 39). Здесь не сказано, что дух не имеет никакого вида. Мало этого:

предоставлено признавать, что духи, то есть ангелы и души, имеют вид; сказано

только, что они не имеют плоти и костей, которые сохранило тело Христово и в

прославленном его состоянии. Выразили свое понятие христиане иерусалимские,

понятие, что духи имеют вид, признав духом виденного отроковицею Роди апостола

Петра, чудесно избавившегося из темницы. Ангел его есть (Деян. 12:13-15),

сказали они. Святой Макарий Великий говорит, что Ангелы имеют образ и вид, так

как и душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид как ангела,

так и души, есть образ и вид внешнего человека в его теле [3]. Тот же угодник

Божий научает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако,

при всей тонкости своей, суть тела. Они — тела тонкие, эфирные, так как,

напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело

служит одеждою для тонкого тела — души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие

душе, надеты подобные члены тела [4]. Когда душа разлучается с телом посредством
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconУ вашего ребенка есть любимый сказочный или мультипликационный герой?
Сделайте каждый день вашего пребывания в Holiday Inn неповторимым и незабываемым

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconП. Я. Чаадаев философические письма*
Повторяю, посудите каково же было мое удивление при получении вашего письма. Вот все, что я имею вам сказать, сударыня, по поводу...

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconСила вашего подсознания
Ваша жизнь также чудодейственным образом изменится, как только начнете применять магическую силу вашего подсознания

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconXix-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по немецкому языку
Всемирный день учителей. Через 10 дней будет отмечаться Всемирный день учителей, учрежденный юнеско в 1994 году. Конечно же, этот...

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconВопросы на сегодня
Добрый день. Я уже пользовался услугами Вашего сайта и очень Вам благодарен за Ваши советы и подсказки в моем строительстве

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconПамятка №1. Стоматология для беременных
Но обращаясь даже в стоматологию для беременных, сообщите администратору о сроке беременности и о состоянии вашего здоровья. При...

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconИнструкция: «Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися...
Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую...

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconИнструкция в этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния...
Читайте каждое утверждение и решайте. Верно ли оно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна первоначальная...

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconЯпония: все столицы и еще
Вы прибываете  в токийский международный аэропорт Нарита, где встретитесь с русскоговорящим гидом, который будет вас сопровождать...

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего iconПроцедура зачисления/списания денежных средств на Ваш клиентский...
Зачисление денежных средств (ДС) на Ваш клиентский счет возможно путем перечисления дс безналичным переводом, для чего необходимо...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница