Скачать 75.34 Kb.
|
Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени А.С. Пушкина г. Волжска РМЭ Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «ДОБРО и ЗЛО» Авторы: Прохоренко Елена Валерьевна- преподаватель ИКН I квалификационная категория и Будёнина Ольга Юрьевна - учитель начальных классов II квалификационная категория г. Волжск 2012 г. Тема занятия «Добро и зло» Цель :обучить педагогов реализовывать методики деления на группы и работа в них. Задачи: Познакомить педагогов с методикой выявления левополушарных и правополушарных. Обучить последовательности работы в подгруппах. Показать педагогам необходимость целенаправленного воспитания в детях доброты, чувства сопереживания . Порассуждать о том ,что добро требует ежечасного, каждодневного труда души. Методы: Объяснительный, практический. Формы: Фронтальная и групповая деятельность. План занятия:
Ход занятий: Добро и зло творить всегда Во власти всех людей Но зло твориться без труда Добро - творить трудней.
II. Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. (А.Л. Сиротюк) Главной целью нашей работы является формирование у детей мотиации к обучению. Учитель ставит перед собой задачу сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. - Для ПП учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности,т.к. у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждаюшие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности,со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать своё положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: « Пятерка любой ценой». Большой интерес у ПП школьников вызывает эстетическая сторона предметов. - для формирования мотивации к учебной деятельности ЛП учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом являються мотив продолжения образования.занятия школьными науками рассматриваються как средство для развития своего мышления. Выражена поребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. Учмтелю при выборе методов и приемов в процессе обучения во внеклассной работе необходимио учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом асимметрии полушария. Наша школа разрабатывает курс по организации индивидуально-групповой работы на уроке. Для этого, конечно же, нужно уметь разными способами делить класс на группы. Педагоги используют разные методики деления на группы по модулям: по типу темперамента, по переработке информации людей делят на четыре категории: визуалы, кинестетики, аудиалы и дискреты и деление на правополушарных и левополушарных. Нас заинтересовала последняя методика(выявление лево и правополушарных). Немного об этом…Исследуя, учёные доказали, что левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать. Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического действия недостаточно… Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Сегодня на мастер – классе мы покажем как можно поделить класс на группы, учитывая ведущую деятельность ребенка. Уважаемые педагоги, с вами проведем экспресс – тест на выявление левополушарнх и праводолушарных. ^ При выполнении задания учитываются особенности восприятия Левополушарных ( замедленная реакция и неуверенные движения )и Правополушарных (быстрая реакция уверенная координация движений). 1.Педагогов просим встать попросторней , чтобы суметь повернуться в удобном направлении. А) Тест. *Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли. * Вращение только против часовой стрелки — значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени. * Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот. У других - смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот. (Методика Станислава Редругина) ^ В каждом из перечисленных случаев, вам необходимо определить, какая рука является «ведущей». 1 Переплетите пальцы рук в «замочек». Большой палец какой руки находится сверху? 2 Возьмите листок с отверстием (диаметр которого 1,5 см), и не задумываясь, одним глазом посмотрите в это отверстие, но заранее найдите объект, на который вы будете смотреть сквозь отверстие . 3 Переплетите руки в позе «Наполеона» (скрестить руки на груди). Какая рука оказалась сверху? 4 Изобразите « бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? 2. Деление на группы: I и группа - ЛП II и группа – ПП Для того, чтобы определить свою ведущую деятельность, посмотрите на результат, если ведущая правая рука вы относитесь к левополушарным, если левая рука, то вы относитесь к правополушарным. Так как действия мозга и рук асимметричны. ^ Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Как вы думаете, что же старик ответил ? (выслушиваем ответы каждой группы, причём, ПП даём притчу на листочках, ЛП в этом не нуждаются ,т.к. они аудиалы). (… Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь ). Как вы уже поняли, речь пойдёт о Добре и зле. 3. Работа в группах. Дается задание для правополушарной группы ( у которой ведущая деятельность - левое полушарие головного мозга), где участники должны суметь выделить суть и важнейшие моменты предложенных выражений. Для левополушарных ( ведущая деятельность – правое полушарие головного мозга), им присуще выделение деталей, логика, анализ результатов. Задание : 1группа – закончи притчу своими словами «Иоан Златоуст» ( ПП). 2 группа – изобразить с помощью знаков- символов сюжет притчи «Бабочка» ( ЛП ). 3 группа – из представленных заготовок ,выберите пословицы о добре и зле; объясните смысл этих пословиц(ПП). 4 группа – как без слов( с помощью мимики и жестов) можно выразить добро и зло?(ЛП) (все притчи в приложении) -Обратите внимание на рисунки детей (1,2 кл.),как они видят и представляют Добро и Зло( мы видим ,что кто-то попытался цветом показать это, кто-то с помощью сказочных героев). У меня к вам просьба, закройте глаза… на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди. Немного отдохнули и переходим к следующему заданию. - Составьте, пожалуйста, заповеди доброты, которые пригодятся в дальнейшей вашей работе. (Напоминаем, что правополушарные выражают с помощью текста, а левополушарные – знаками и символами.)
(Примерные высказывания.) IV.Итог занятия - На занятии мы показали, как можно поделить класс на группы. -делим с помощью экспресс - диагностики на группы; -заранее для групп подготовлены задания ( обязательно учитывать тип функциональной ассиметрии полушарий); -использование таблицы- помощника, где отмечены психологические особенности учащихся с доминирующим правым и левым полушарием.
Здесь будут учитываться: восприятие на слух (добрые слова) –для ЛП, прикосновение –для ПП. Встали в круг. - Произнесите, пожалуйста, добрые слова, которые вы бы хотели подарить друг другу (с помощью прикосновения руки) – я хочу подарить вам любовь… Наши слова: Прикоснись ко мне добротой И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой!.. Спасибо за участие и поддержку! |
![]() | Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке» | ![]() | Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
![]() | Искусственный интеллект: добро и зло как запретный плод / В. Н. Трофимов, Е. В. Трофимова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков... | ![]() | Мастер-класс посвящен вопросам проведения родительского собрания в условиях современной школы, рассчитан на классных руководителей,... |
![]() | Осознание детьми простой истины: помогая другим, делая добро, ты обретаешь счастье, смысл жизни | ![]() | Курочка Ряба – Это Добро и Зло и весь Космос (накопил в себе эти два потенциала) |
![]() | Мастер-класс по данной теме проводится ежегодно с целью привлечения абитуриентов для поступления в колледж на специальность «Пожарная... | ![]() | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад |
![]() | Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции | ![]() | Место урока в системе уроков по теме: Первый урок в теме «Решение квадратных уравнений» |