Скачать 279.16 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Камень-на-Оби
Рабочая программа по обществознанию 8 класс базовый уровень на 2012–2013 учебный год Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса Кравченко А. И. «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006. Составитель: Кулик Лариса Егоровна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Камень-на-Оби 2012 ^ Статус документа Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа составлена для преподавания «Обществознания» в 8-ых общеобразовательных классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3». Настоящая рабочая программа разработана на Программы среднего (полного) общего образования по обществознанию А. И. Кравченко. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9» , издательство «Русское слово», 2007 г. Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию. Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. ^ – освоение комплекса знаний о структуре общества, путях его развития, о социально-экономических отношениях для применения их при осуществлении типичных подростковых социальных ролей. ^ – создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции; – воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; – освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы социально-экономических знаний, необходимых для социальной адаптации; – овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста; – формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений. Спецификой содержания курса обществознания 8 класса является систематизированное изучение вопросов экономики, социальных отношений, обращение непосредственно к проблеме человека, его потребностей и способностей, что имеет важное мировоззренческое значение для формирующейся личности. В ходе изучения обществознания в 8 классе учащиеся изучат: – сущность, типы общества, пути и формы его развития; – сущность и содержание процесса социализации; – основные экономические явления и процессы, их значение в жизни современного общества; – социальную структуру общества и социальную стратификацию. Являясь теоретически насыщенным, курс представляет определенную сложность в овладении, т.к. требует от школьника подросткового возраста обращения к сложным проблемам жизни современного общества. Выполнение большинства учебных и творческих заданий связано с необходимостью анализа реальных социально-экономических отношений, что предполагает обращение к источникам социальной информации – СМИ, Интернет, наблюдение отношений в семье, школе и т.п. Данное обстоятельство определяет высокий воспитательный и развивающий потенциал курса. Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Структура курса включает в себя 3 раздела. Предусмотрено 3 повторительно-обобщающих урока по итогам изучения каждого раздела, итоговая контрольная работа, резерв (2 часа). УМК курса (утвержден на заседании городского МО учителей истории):
Функции курса обществознания для 8 класса заключаются в следующем:
Курс состоит из 3 разделов: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера. Данное тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа при 1 часе в неделю. Контрольные работы – 4. Программа реализуется с помощью УМК: - А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. – М.: «Русское слово», 2008 г. - А.Л. Певцова. Обществознание 8-9. Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2008 г. В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование: - презентации по курсу обществознания 8 класса. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы, интегрированные уроки, мультимедийные уроки, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков. Предусмотрено широкое применение интерактивных упражнений («карусель», «дебаты», «аквариум», «живая линия» и др.) в целях формирования коммуникативной культуры учащихся и поддержания двигательной активности восьмиклассников. Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания в рабочей тетради УМК, эссе) и устный опрос (диалог, собеседование). Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
^ Изучение курса «Обществознание» было продиктовано потребностями современного общества. Сегодня необходимо создавать условия для социализации личности; формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы. Курс содержит, обусловленный рамками учебного времени, минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире для реализации гражданских прав и обязанностей. ориентирована для работы по учебникам для 8-х классов (авторы А.И.Кравченко и Л.Л.Певцова) и рассчитана на 1 ч. в неделю (34 ч. в год). Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать
Валеологические задачи: - создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02); - адаптировать личность к жизни в обществе; - правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.); - включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; - соблюдать комфортный психологический климат на уроке. ^ Обществоведческое образование – необходимое условие становления гражданского достоинства человека, оптимальной социализации индивида, так как содействует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество. Курс содержит:
^ системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности и перспективности между различными разделами курса. ^ Как отмечают специалисты, для мыслительной сферы учащихся 8 – 9 классов характерны возрастающая способность к абстрагированию, рассуждению в категориях не только действительного, но и возможного, интеллектуальное экспериментирование, выдвижение собственных версий (И.С.Кон). Соответственно в курсах обществознания особое внимание уделяется диалогическим соотношениям ряда ключевых категорий, помогающим раскрыть характер взаимодействий людей в социальной среде. Расширяется и круг используемых источников. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения учащимися типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. ^ В учебном процессе используются формы и методы активного обучения: практикумы, дискуссии, выполнение проектов, ролевые игры, тренинг и др. Разнообразные практические задания, социологические микроисследования, разработка проектов, диспуты выводят учащихся за рамки урока, а изученное содержание курса оказывает влияние на внеурочную деятельность. Гражданское воспитание осуществляется с опорой на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к анализу реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. Уроки строятся в соответствии с логикой мыслительного процесса: постановка проблемы – поиск ответа (возможны парные и групповые формы работы), где главными действующими лицами на всех этапах урока являются учащиеся. Основным компонентом темы является учебный текст. С ним связаны вспомогательные тексты, имеющие не только учебную, но и методическую направленность. Это – вопросы, задания, материалы для чтения и обсуждения. Предусмотрены различные типы заданий: поисковые, альтернативные, проблемные и др. Технология подобных уроков включает:
Учебно-методическими компонентами являются учебник, познавательные задания для учащихся, схемы, таблицы, тесты. Сочетаются разнообразные формы занятий: игровые формы, моделирование ситуаций, «круглые столы», практикумы, дискуссия, работа в группах. Применяются разнообразные типы уроков: уроки сообщения новых знаний, комбинированные уроки, уроки лабораторного и семинарского типа, повторительно-обобщающие уроки. Применяются разнообразные технологии: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология. ^ Содержание обществоведческого образования создает необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия, прежде всего, с наиболее близким курсом истории, что способствует усилению познавательного потенциала обоих предметов. Курс обществознания активно взаимодействует также с курсами географии, литературы, предметами образовательной области «Искусство», другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы, обобщения, формируемые в изучаемых или ранее изученных темах различных учебных дисциплин. В организации познавательной деятельности школьников межпредметные связи заключаются в таких подходах, как опора на единую линию развития общих логических и учебных умений; согласованное применение познавательных методов и приемов локализации явлений (история, география), работы с текстом ( литература, язык, история), системного анализа явлений (история) и др. ^ Ученики 8 класса должны: знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства; сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными; характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е.указывать свойственные им значимые признаки; объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние; приводить собственные примеры, т.е. пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах; давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, назначении. ^ Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - умении объяснять явления и процессы социальной действительности; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей; - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - умении выполнять познавательные и практические задания. ^ Устный, письменный ответ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
Контроль уровня обучения При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:
По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме. Требования к уровню подготовки В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. ^ • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). ^ • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации. ^ Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература для учителя
14. Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003. 15. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2002. Литература для учащихся:
^ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 8 класс 34 часа к учебнику: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебное пособие для 8 кл. – М.: Русское слово, 2010
|
![]() | Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н.... | ![]() | Обществознание 10-11 класс (68 часов). Автор: Кравченко А. И. – 2-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 |
![]() | Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 класс. – М.: Ооо «тид русское слово – рс» | ![]() | ... |
![]() | Примерный учебный план для I-II классов дагестанских общеобразовательных учреждений разработан на основе федерального государственного... | ![]() | Рф от 05. 03. 2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре и началам математического анализа,... |
![]() | Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений | ![]() | Московской области, учебных планов общеобразовательных учреждений. Региональный базисный учебный план является основой для формирования... |
![]() | Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы | ![]() | Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом современное развитие человечества характеризуется... |