Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А




Скачать 32.33 Kb.
НазваниеМотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А
Дата публикации21.07.2013
Размер32.33 Kb.
ТипСтатья
www.vbibl.ru > Психология > Статья
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Горгодзе Т.А., Ильницкая Л.А.

Южноукраинский национальный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского (г. Одесса)
Статья посвящена проблеме мотивации учебной деятельности студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования.

Изучение структуры учебной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе в различных сферах, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной подготовки: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Мотивация учебной деятельности, как и отношение к будущей профессии и мотивы её выбора, является чрезвычайно важными фактором, обуславливающим успешность профессионального обучения.

Целью нашей работы является изучение мотивации учебной деятельности студентов. Для достижения цели были поставлены следующие задания: 1) провести изучение научной литературы по теме исследования; 2) подобрать методы исследования для проведения эмпирической части работы; 3) проанализировать особенности мотивации учебной деятельности студентов на основе экспериментальных данных.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что она с давних пор занимает умы учёных и ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций. Среди них – монографии российских (В.Г. Асеева, А. Васильева, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона и др.) и зарубежных авторов (Д.В. Аткинсона, А.Г. Маслоу, Д. Халла, X. Хекхаузена и др.). Изучению мотивации учебной деятельности посвящены работы А.К Макарова, А.А Реана, В.А Якунина и др.

Несмотря на многочисленные исследования проблемы мотивации поведения, в частности мотивации учебной деятельности, она остается актуальной и сегодня. Мотивация (от греч. motif от лат. moveo — двигаю) — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивация представляет собой активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий [2]. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) мотивация полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов [1]. В качестве основных мотивов учебной деятельности студентов различают: общесоциальные (осознание общественных потребностей, интересов, социальных норм, установок), научно-познавательные (отношение к самому процессу познания, к содержанию того, что изучается), профессиональные (желание овладеть выбранной профессией), мотивы самоутверждения (осознание своих способностей и стремление их проявить), утилитарные (мотивы собственного благополучия) и др.

Экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности студентов проводилось на базе ЮЕУ (г. Одесса). В эксперименте принимали участие студенты 1-3 курсов возрастом от 16 до 22 лет. При этом выборка составляла 20 человек.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были подобраны методы исследования с учётом направленности исследования и заданий работы. С целью диагностики нами была использована Методика изучения мотивов учебной деятельности, разработанная на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А.Якунина).

На втором этапе проводилось непосредственное исследование испытуемых в групповой форме. Мы отдали предпочтение первой половине дня, поскольку в это время кривая продуктивности студентов находится на высоком уровне.

На третьем этапе исследования был проведен количественный и качественный анализ полученных данных. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о том, что 31% респондентов выделяют в качестве ведущего мотива получение квалификации. Равномерно распределить выборы мотива получения диплома и успешности в профессиональной деятельности (25% и 27% исследуемых соответственно). Лишь 16% студентов указали на мотив получения знаний как на доминирующий в их учебной деятельности.

Таким образом, результаты эксперимента позволяют делать выводы о недостаточной сформированности мотивации учебной деятельности студентов. В связи с этим актуальной является разработка путей и способов формирования мотивации учебной деятельности студентов вузов.
Литература

1.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / 2-е изд. - М.: Харвест, 2007. – 976 с.

2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2005.- 672 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А icon13 мотивация учебной деятельности в школе
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловлива­ющие проявление учебной активности: потребности, цели, установки,...

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconКурсовая работа (проект) по учебной дисциплине или профессиональному...
Рсовой работы (проекта) осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины или профессионального модуля, в ходе которого...

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconОбразовательные технологии
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconМотивация к учебной деятельности. Определение цели и задач урока
Ребята, сегодня замечательный весенний день. Когда я вышла утром на улицу, прислушалась к звукам и вдохнула свежий воздух, мне захотелось...

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconМотивация трудовой деятельности в гостинично-ресторанном комплексе
До сих пор мотивация к труду и связанное с этим состояние морали в производственных отношениях являются важнейшими факторами успеха...

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconУчебной дисциплины Русская орфография и пунктуация: история, теория...
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с р с.) и трудоемкость (в часах)

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconСовременные подходы по формированию и развитию мотивации учебной деятельности учащихся
Общий путь формирования достижения успеха в учебной деятельности состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у учащегося...

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconПриказ от 26 ноября 2009 г. N 673 об утверждении положения об учебной...
Приказ минобрнауки РФ от 26. 11. 2009 n 673 "об утверждении положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов),...

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconОрганизация и проведение учебной и производственной практики
Организация и проведение учебной и производственной практики студентов технолого-экономического факультета по направлению «Туризм»....

Мотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А iconОрганизация и проведение учебной и производственной практики
Организация и проведение учебной и производственной практики студентов технолого-экономического факультета по направлению «Сервис»....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница