Психология внимания




Скачать 338.46 Kb.
НазваниеПсихология внимания
страница1/3
Дата публикации20.03.2013
Размер338.46 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Учебно-методическое пособие

по курсу «Общая психология»

для студентов специальности Г 07.01.00 «Психология»

Гродно 2002



ВВЕДЕНИЕ

Учебный план специальности Г 07.01.00 «Психология» традиционно предусматривает глубокое изучение студентами прежде всего фундаментального общепсихологического знания, составляющего необходимую основу профессионального образования. При этом значительное место в курсе общей психологии занимает раздел, посвященный рассмотрению познавательных психических процессов, каждый из которых участвует в формировании у человека адекватной картины мира.

Особая роль принадлежит вниманию как сквозному психическому процессу, пронизывающему и объединяющему целостную психику человека. Изучение феноменологии внимания, его многозначности, психического статуса, видов и основных свойств должно составлять содержание образовательного процесса по данному разделу курса общей психологии.

В предлагаемом пособии представлен как теоретический, так и практический материал по психологии внимания. При этом в теоретическую часть включены такие вопросы психологии внимания, которые не нашли достаточно полного отражения в учебниках по общей психологии. Дидактическое предназначение данного раздела состоит в том, чтобы студенты смогли грамотно и содержательно сформулировать выводы на основании анализа данных, полученных в результате самостоятельного исследования отдельных свойств и видов внимания по методикам, предложенным в следующем разделе.

Этой же цели служит и последний раздел пособия. Он представляет собой своего рода мини-хрестоматию, где для самостоятельного изучения предлагаются научные статьи, знакомство с которыми будет способствовать расширению знаний студентов по различным аспектам психологии внимания.

В пособие включен достаточно широкий репертуар заданий для самостоятельного изучения студентами индивидуальных особенностей проявлений видов и свойств внимания как феномена когнитивной сферы психики конкретного человека. Выполнение предложенных заданий обеспечивает не только формирование у студентов практических психодиагностических умений, но прежде всего создает возможности для реализации в учебном процессе обучающе-исследовательского принципа.

Каждое из предлагаемых заданий представляет собой методику, позволяющую осуществить диагностику тех или иных особенностей изучаемого психического феномена - внимания. Описание каждой методики включает в себя цель, необходимое для проведения эксперимента оборудование, ход работы (в том числе инструкцию испытуемому), необходимые указания для обработки результатов и интерпретации полученных данных с помощью таблиц и шкал. Данный алгоритм описания методики должен быть отражен студентами в протоколе эксперимента, который заканчивается выводами, формулируемыми на основе полученных экспериментальных данных и в соответствии с поставленной исследовательской целью.

Один из разделов пособия содержит ряд заданий, которые могут быть использованы на семинарских занятиях по психологии внимания с целью осуществления контроля усвоения знаний по теме «Внимание» как преподавателем, так и для само- и взаимоконтроля студентов.

В пособии приводится список рекомендуемой литературы по проблеме психологии внимания, при использовании которой студенты смогут составить полное и разностороннее представление об этом феномене человеческой психики.

Пособие адресуется студентам, обучающимся по специальности Г 07.01.00 «Психология», как дневной, так и заочной форм.

^ РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВНИМАНИИ

В настоящее время в психологической науке относительно внимания как феномена психики нет единого мнения. Существуют многочисленные определения внимания, в которых объединяющим началом является понимание его как важнейшего фактора в организации деятельности человека.

Прежде чем обратиться к определению внимания, следует рассмотреть этимологию термина «внимание». Очевидно его происхождение от латинского слова attendo, обозначающего напряжение души, обращение к объекту. Русские термины «внимать», «внемлю» также указывают на действие «взятия в душу» объекта, его усвоение субъектом.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.

В данном определении под направленностью сознания понимается проявление такого его свойства, как избирательность, или селективность отражения. Благодаря ему зона сознания дифференцируется на зону внимания (ясного сознания) и зону неясного сознания. Первая включает те объекты, которые благодаря направленности на них сознания человека будут отражаться ярко, точно и отчетливо. В зоне неясного сознания отражение объектов неотчетливое, смутное. Эти особенности отражения в терминах гештальт-психологии обозначены понятиями «фигура» и «фон».

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека.

Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

^ 1.1. Феноменология внимания

Знание явлений внимания и невнимания - то есть феноменологии внимания - и умение их различать необходимо каждому психологу, независимо от его практической специализации.

В современной психологии феномены внимания разделяют на субъективные и объективные явления, сопровождающие акт внимания.

Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:

- на психофизиологическом уровне - это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т.п.;

- на мышечном, двигательном уровне - это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т.п.);

-характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т.д.

Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания, представлены:

- формальными характеристиками когнитивных содержаний сознания (ясность - смутность, отчетливость - расплывчатость, живость - неподвижность);

- характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес - отсутствие интереса, удивление - безразличие и т.п.);

- характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий - отсутствие напряженности, активность - пассивность и т.п.).

Субъективно состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части: фокальную и периферическую. Феномен внимания связывают именно с фокальной частью, в которой объекты осознаются ясно, отчетливо, ярко и живо. При этом о ясности психических образов говорят в том случае, если в них различимы детали; об отчетливости - если образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания; живость образов восприятия и памяти, находящихся в фокальной части сознания, обнаруживается в их сближенности, что создает эффект эйдетизма.

Одной из важнейших характеристик образов этой части сознания является их действенность. Она проявляется в том, что они обеспечивают единство и взаимосвязь всех актуально протекаю-

щих осознаваемых процессов. Не случайно внимание называют «монархом сознания», поскольку именно оно организует поток актуальных мыслей, переживаний и действий человека.

Другой характеристикой фокальной области сознания является эмоциональная окраска объекта внимания. Так, например, длительное внимание к любому объекту, по мнению некоторых психологов, вызывается и поддерживается благодаря процессу идентификации, вследствие чего данный объект становится позитивно или негативно значимым для человека. Ч.Тарт на основании такого понимания проводил следующий демонстрационный эксперимент: он ставил на стул посередине комнаты пустую сумку и просил всех участников эксперимента сосредоточить свое внимание на ней, попытаться идентифицировать себя с этим предметом, думать о ней как о своей любимой сумке, о которой следует заботиться, как о самом себе. Спустя несколько минут экспериментатор неожиданно сильным ударом сбивал сумку со стула. Это действие вызывало у всех участников эксперимента сильную аффективную реакцию - гнев, возмущение, у некоторых даже физическое ощущение боли.

Вклад внимания в регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивает такие эффекты, как увеличение продуктивности и качества деятельности, приобретение знаний, обеспечение бдительности и др.

Вместе с тем внимание может быть фактором дезорганизации деятельности. Примерами могут служить «развал» навыка при усиленном внимании к совершаемым действиям, феномен смыслового пресыщения, возникающий при непрерывной зрительной или слуховой фиксации на слове. Негативным следствием длительного произвольного внимания может стать утомление. В этой связи психологи отмечают, что невнимание не всегда является недостатком, порой оно служит желательным «предохранительным клапаном», который защищает сознание от информационной перегрузки.

Динамика и совокупность названных выше объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образуют различные структуры состояний, видов и свойств внимания: например, состояния бдительности, концентрации; виды внимания - активное и пассивное, произвольное и непроизвольное; а также такие свойства, как способность к переключению, распределению и т.п.

Проявлением, противоположным вниманию, является невнимание. Феноменология невнимания представлена различными яв-

лениями, среди которых наиболее известна и изучена рассеянность. Она понимается как неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Имеющиеся данные позволяют дифференцировать состояние рассеянности, выделяя такие ее виды, как:

- истинная рассеянность, называемая также отупением или сонливостью. Ее признаки: преобладание вместо ясных восприятий и представлений неясных и смутных, уменьшение интеллектуального напряжения, фиксация взора в пустоту. Специальными техниками релаксации и медитации осуществляется контролируемое погружение в такое состояние;

- мнимая рассеянность, причина которой - глубокая внутренняя концентрация на объекте, в силу чего ее называют также «липким вниманием»;

- ученическая рассеянность, в основе которой лежит чрезмерная переключаемость, подвижность внимания, что дало ей название «порхающее внимание»;

- старческая рассеянность, возникающая в связи с плохой пе-реключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентрацией внимания.

Феноменология невнимания не исчерпывается названными видами рассеянности и может быть представлена:

- направленным невниманием, то есть сознательным игнорированием определенных объектов (мыслей, воспоминаний, ощущений, другого человека и т.п.);

- привычным невниманием - игнорированием повторяющихся, привычных событий (например, тиканья часов, давления одежды и т.п.).

Таким образом, понятие «внимание» объединяет множество разнообразных феноменов психики человека, что обусловливает многозначность его понимания.

^ 1.2. Многозначность определения внимания

Психические явления, как известно, существуют в виде психических процессов, свойств и состояний. При этом рассмотрение явления как процесса предполагает выделение его процессуальных характеристик; как психического свойства - характеристик устойчивости и постоянства; как психического состояния - как особого состояния, возникающего в определенных ситуациях. Многознач-

8

ность феномена внимания заключается в том, что оно может быть рассмотрено и как процесс, и как свойство, и как состояние.

^ Внимание как психический процесс. Трактовка внимания как процесса связана с тем, что любая деятельность, которая сопровождается направленностью и сосредоточенностью на ней сознания человека, развертывается во времени, имеет начало и конец. Возникает вопрос о синхронизации внимания и деятельности, поскольку своевременная активизация внимания, совпадающая с началом деятельности и даже несколько опережающая ее, обязательна для эффективной реализации целей деятельности человека.

Состояние повышенной готовности к включению в деятельность - это особое рабочее состояние сознания, именуемое пред-вниманием. Оно может возникать непроизвольно в ответ на стимул, по собственной инициативе человека или как следствие внешней инструкции. Физиологическая основа предвнимания - это избирательное повышение чувствительности.

Состояние предвнимания характеризуется постепенным повышением интенсивности сосредоточения в процессе подготовки к выполнению деятельности. В этой связи выделяют нижнюю и верхнюю границы предвнимания. Нижняя граница соответствует тому моменту, когда происходит первичное сосредоточение, отвечающее содержанию деловой направленности. Верхняя граница характеризуется достижением оптимальной интенсивности внимания, позволяющей приступить к выполнению основной деятельности. Нижняя и верхняя границы предвнимания могут быть сближены, но могут и значительно отдаляться друг от друга. Это зависит от умения человека управлять своим вниманием, уровня овладения выполняемой деятельностью, психического состояния в момент начала деятельности, мотивации, типа темперамента и т.п. В целом состояние предвнимания весьма кратковременно: экспериментально установлено, что оно длится около 500 миллисекунд, далее происходит его угасание.

При включении в деятельность предвнимание сменяется так называемым процессуальным вниманием, которое функционирует на протяжении всего времени осуществления деятельности. В рамках такого внимания выделяют упреждающее внимание. Оно предусматривает целенаправленный поиск и отбор необходимой информации, предвосхищение результатов деятельности, то есть участие в построении модели будущего действия, выбор способов осуществления деятельности.

В собственно процессуальном внимании выделяют ряд динамических фаз:

- фазу восходящего внимания, для которой характерно повышение сосредоточенности сознания на объекте в момент начала интеллектуальных или практических действий с ним. В этот период происходит достижение уровня наиболее продуктивной сосредоточенности внимания на деятельности;

- положительный сдвиг внимания, при наступлении которого происходит быстрое возрастание углубленности и устойчивости внимания. В результате повышается уровень сосредоточения, обеспечивается высокий темп выполнения задания на фоне выраженной интеллектуальной активности, опосредованной эмоциональными и волевыми компонентами личности;

- спад внимания, характеризующийся быстрым снижением концентрации внимания и отвлечением от деятельности. Он сопровождается снижением интеллектуальной активности, ослаблением волевой регуляции деятельности. Причинами спада внимания могут явиться: утомление, неуспех деятельности, снижение мотивации достижения, эффекты межличностного взаимодействия, ингибиру-ющие внимание (негативная внешняя оценка, обида и т.п.).

^ Внимание как свойство личности. При рассмотрении внимания как устойчивой постоянной особенности человека имеется в виду, что такие личностные образования, как мотивы, ценности, идеалы, эталоны, цели направляют и регулируют внимание человека, наполняя его личностным смыслом. В этой связи В.И.Страхов отмечает, что внимание производно от свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, влияющим на формирование других свойств личности, проявляющихся в деятельности и взаимоотношениях людей.

Как личностное свойство внимание проявляет себя как внимательность - черта личности, определяемая системой ценностных ориентации и направленностью личности и, в свою очередь, определяющая, к чему и в какой степени может быть внимательным человек.

Внимательность имеет две формы проявления:

- первая форма связана с постоянным вниманием человека к окружающей обстановке, умением замечать изменения в предметной среде и внешней ситуации, умением организовывать предметную деятельность и контролировать ее исполнение. Такая внимательность называется объектной и проявляется в таких свойствах

10

личности, как наблюдательность, любознательность, деловитость и т.п.;

- вторая форма внимательности обнаруживается во взаимодействии людей друг с другом, в общении и называется субъектной внимательностью. Она имеет нравственное содержание и выражается в умении наблюдать и понимать психические состояния других людей. Идеал внимательности по отношению к другому человеку предполагает целый ансамбль личностных свойств, куда входят чуткость, отзывчивость, умение замечать настроение другого человека, желание прийти на помощь и т.п. Подобная внимательность - предпосылка эмпатии.

Объектная и субъектная внимательности у каждого человека сочетаются в определенной пропорции: они могут быть или равно представленными, или одна из них может являться доминирующей.

^ Внимание как психическое состояние. В психологии внимание рассматривается не только как процесс и свойство, но и как психическое состояние.

В зависимости от соотношения внутренней сосредоточенности на выполняемой деятельности и ее внешней выраженности выделяют четыре состояния внимания:

- действительная внимательность - состояние, характеризующееся углубленностью в деятельность, которая имеет очевидную внешнюю картину интенсивного сосредоточения (специфическая поза внимания, отсутствие лишних движений, фиксированный взгляд и т.п.);

- действительная невнимательность - состояние, противоположное предшествующему состоянию. При этом низкий уровень сосредоточенности на деятельности сочетается с соответствующими внешними проявлениями (отсутствие фиксированной позы, двигательная расторможенность, отсутствие визуального контакта и т.п.);

- кажущаяся внимательность - состояние, при котором отвлечение от необходимой в этот момент деятельности маскируется внешними признаками внимания. Это состояние есть ни что иное, как симуляция внимания;

- кажущаяся невнимательность - состояние активного сосредоточения внимания на деятельности на фоне маловыраженных внешних признаков.

Таким образом, внимание, действительно, является многозначным психическим феноменом: оно многолико и ни одно из его кон-

11

кретных проявлении не дает о нем исчерпывающего представления. Поэтому целесообразно рассматривать внимание как сложную иерархическую систему, организующим фактором которой являются цели деятельности человека.

1.3. ^ Психический статус внимания в целостной психике человека

Рассмотрение вопроса о психическом статусе внимания предполагает опору на представление об основной психологической триаде, образованной следующими классами психических процессов, имеющих место в человеческой психике: когнитивными, эмоциональными и регуляторно-волевыми (по Л.М.Веккеру).

Определяя психический статус, внимание можно рассматривать как рядоположенный процесс в группе познавательных процессов. Правомерность такого подхода обусловлена имеющимися доказательствами «автономности» внимания как самостоятельного психического феномена. К их числу относятся следующие:

- физиологические, в том числе наличие специфических физиологических механизмов внимания (безусловного ориентировочного рефлекса, очага оптимального возбуждения, доминанты и т.п.); изменение вегетативных функций (степени мышечного напряжения, частоты движения глазных яблок и т.п.);

- психологические, в том числе особая ясность и отчетливость воспринимаемой из внешнего мира информации, наличие определенных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемос-ти и т.п.), повышение качества и продуктивности деятельности как результат внимания.

Этих доказательств вполне достаточно для признания определенной автономности внимания как психического феномена.

Представляется вполне правомерной и другая точка зрения, согласно которой внимание явным образом выходит за пределы исключительно когнитивного процесса. Этот «выход за пределы» состоит в том, что внимание включается во все три класса основной психологической триады, как бы пронизывая и когнитивную, и эмоциональную, и регуляторно-волевую сферы целостной психики человека. Это позволяет выделить особый статус внимания как феномена, интегрирующего психическую деятельность человека, как сквозного психического процесса, органично связанного с другими психическими процессами и свойствами и объединяющего психику в единое целое.

12

Такой психический статус внимания определяет его специфические особенности, отличающие его от других психических процессов. В частности, внимание не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов. В этой связи Р.С.Немов отмечает, что всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. У внимания нет также собственного результата. Если результат процесса восприятия - образ объекта, процесса памяти - представление об объекте и т.п., то у внимания аналогичных «продуктов» нет, оно содействует эффективному протеканию других психических процессов.

^ 1.4. Функции внимания

Способность внимания обеспечивать оптимальные условия для осуществления других психических процессов обусловлена определенными его функциями, в числе которых следует указать следующие:

- селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;

- прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;

- контролирующая функция внимания заключается в его направленности на оценку как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.

Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену.

По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, которое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет ин-тегративную функцию.

13

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология внимания iconП. Я. Гальперин к проблеме внимания
Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания,...

Психология внимания iconПрограмма «Прикладная социальная психология»
...

Психология внимания iconВопросы к экзамену по курсу «Психология личности и межличностных отношений»
Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология....

Психология внимания iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

Психология внимания iconРазвитие внимания. Причины и преодоление невнимательности в начальной школе
Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям...

Психология внимания iconПосредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;...

Психология внимания iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология»...
Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;...

Психология внимания iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология»...
Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;...

Психология внимания iconТема: криминальная психология
Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии

Психология внимания iconКонтрольные вопросы к экзамену по курсу «Общая и экспериментальная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница