Скачать 4.97 Mb.
|
![]() Для отображения нумерации страниц бумажного оригинала книги включите опцию «Показать непечатные символы». Рецензенты: доктор философских наук, профессор Г. М. Андреева; доктор психологических наук, профессор Т. Д. Марцинковская Стефаненко Татьяна Гавриловна Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с. ISBN 978-5-7567-0414-3 Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде. ^ УДК 159.9 ББК 88.5 ISBN 978-5-7567-0414-3 © ЗАО Издательство«Аспект Пресс», 2007, 2009www.aspectpress.ru Предисловие к третьему изданию 4 Предисловие к четвертому изданию 4 ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 5 1.1. Этнический парадокс современности 5 1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 6 1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности 8 ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 10 2.1. Этнос как психологическая общность 10 2.2. Культура как психологическое понятие 12 2.3. Что такое этнопсихология? 14 ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 19 3.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 19 3.2. Изучение психологии народов в Германии и России 21 3.3. Психология народов В. Вундта 23 3.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 24 Рекомендуемая литература 26 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 26 4.1. Конфигурации культур 26 4.2. Базовая и модальная личность 27 4.3. Предмет и задачи психологической антропологии 29 СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ 31 5.1. Эмпирические исследования перцептивных процессов 31 5.2. Зрительные иллюзии и культура 33 5.3. Цвет: кодирование и категоризация 35 5.4. Немного о тестах интеллекта 38 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 40 6.1. Релятивизм, абсолютизм, универсализм 40 6.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека 42 6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 45 ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 48 7.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 48 7.2. Влияние культуры на развитие ребенка 51 7.3. Этнография детства 55 7.4. Архивные, полевые и экспериментальные исследования социализации 57 7.5. Отрочество и «переход в мир взрослых» 62 ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 66 8.1. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность? 66 8.2. Национальный характер или ментальность? 70 8.3. Пути к разгадке русской души 74 8.4. Проблема нормы и патологии личности 80 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 85 9.1. Социальная психология и культурный контекст 85 9.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89 9.3. Экспрессивное поведение и культура 93 9.4. Язык пространства и времени 98 9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции 101 КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 104 10.1. Регулятивная функция культуры 104 10.2. Индивидуализм и коллективизм 107 10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры 111 10.4. Культурная специфика моделей конфликта 115 10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля 119 10.6. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 122 МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 126 11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические 126 11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 128 11.3. Основные компоненты этнической идентичности 130 11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки 133 РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 135 12.1. Этапы становления этнической идентичности 135 12.2. Влияние социального контекста на этническую идентичность 140 12.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 143 12.4. Модели измерения этнической идентичности 147 МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 152 13.1. Этноцентризм как социально-психологическое явление 152 13.2. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации 156 13.3. Этнические стереотипы: основные свойства 159 13.4. Социальная каузальная атрибуция 163 ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ — ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ 167 14.1. Определение и типы этнических конфликтов 167 14.2. Этнические конфликты: как они возникают 170 14.3. Этнические конфликты: как они протекают 174 14.4. Урегулирование этнических конфликтов 177 АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 182 15.1. Адаптация, аккультурация, приспособление 182 15.2. Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде: основные факторы 186 15.3. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 190 Литература 192 Двум Галинам Михайловнам — памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко и моему Учителю Г. М. Андреевой |
![]() | Фото Андрея кара и итар- тасс. Татьяна Огородникова не только успешная и талантливая. Еще и смелая | ![]() | Овсянников Дмитрий, Давыдов Дмитрий, Морозова Марина, Завьялова Татьяна, Завьялова Татьяна |
![]() | Третьякова Татьяна Николаевна 19. Третьяков Леонид Вадимович – по доверенности Третьякова Т. Н. 20. Шарпан Марина Сергеевна 21.... | ![]() | Новое слово в педагогике готовится сказать рижская общеобразовательная школа «Анниньмуйжас»: здесь открывается класс духовно-нравственного... |
![]() | Латвии растет, многие супружеские пары не спешат обзаводиться детьми. Оказывается, кроме материальных причин, есть еще одна будущие... | ![]() | Казаченко Татьяна Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин |
![]() | Львов), Ирина Амросиева (Киев), Галина Попадюк (Ивано-Франковск), Ирина Неделько (Киев), Оксана Сакелари (Одесса), Оксана Малеванная... | ![]() | Бочкарёва Татьяна Николаевна,учитель истории и обществознания маоу «Лицей №62» города Саратова, высшая категория, в 2007 году награждена... |
![]() | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е... | ![]() | Ельшина Татьяна Константиновна, 24. 10. 1959, врач-биохимик по профессии, работает по настоящее время в больнице №13 г. Н. Новгорода.... |