Программа по дисциплине "Психология влияния" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент




Скачать 222.96 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине "Психология влияния" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент
страница1/2
Дата публикации20.03.2013
Размер222.96 Kb.
ТипПрограмма
www.vbibl.ru > Психология > Программа
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Кафедра психологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

__________А.Ю. Петров

«____»___________2007г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СД. 10 – Психология влияния
Специальность 030301.65 – Психология

Специализация Психология управления

Форма обучения очная

Н. Новгород

2007

Учебная программа составлена на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 (020400) Психология, утвержденного 17.03.00г., регистрационный номер - 235 гум/сп.

  2. Учебного плана для специальности 030301.65 (020400) Психология, специализация Психология управления утвержденного 15.05.2003 г.



Программа по дисциплине "Психология влияния" принята на заседании кафедры психологии, протокол № 1 от 30.08.2007г.

Разработчик - к.психол.н., доцент

СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой

психологии

___________________

"____"__________2007г.

Пояснительная записка

Курс "Психология влияния" в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 030301.65 – Психология относится к блоку основных дисциплин специализации «Психология управления». Данный учебный курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Социальная психология», «Психология личности», «Психология общения».

Предлагаемая программа позволяет студентам изучить психологические закономерности влияния и воздействия и способы противостояния деструктивному влиянию.

Обучение по программе построено на сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы. На практических и семинарских занятиях студенты развивают профессиональные способности психологического наблюдения, проницательности в распознавании различных видов и проявлений влияния, овладевают навыками конструктивного влияния и контрвлияния.

Самостоятельная работа предполагает подготовку к семинарским занятиям, усвоение лекционного материала, учебной и научной литературы, указанной к каждой теме курса, выполнение практических и исследовательских заданий.

В результате изучения данного курса студенты:

  • расширяют свои профессиональные знания о предпосылках, закономерностях, способах влияния и контрвлияния;

  • повышают свою коммуникативную компетентность в конструктивном влиянии на окружающих и противостоянии их нежелательному влиянию.

Содержание и методика проведения учебных занятий соответствует концепции учебного процесса в университете.

  1. ^

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель курса «Психология влияния» состоит в формировании у студентов научных представлений о психологических закономерностях влияния и его последствиях.
^ Задачи дисциплины:

  1. Познакомить студентов с современными научными концепциями о причинах, условиях, механизмах осуществления влияния.

  2. Представить различные психологические классификации видов влияния и противостояния влиянию.

  3. Сформировать у студентов представления о конструктивности – деструктивности различных видов влияния.

  4. Познакомить студентов с техниками влияния, применяющимися в сферах межличностного и профессионального общения, в рекламе, политтехнологиях.




  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения данной дисциплины студент должен:



  • знать основные понятия и концепции психологического влияния;

  • владеть методами, средствами, конкретными технологиями конструктивного влияния;

  • уметь анализировать и рефлексировать проявления скрытого внешнего и личного влияния;

  • владеть навыками открытого конструктивного контрвлияния.




  1. ^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

120

9

Аудиторные занятия

54

9

Лекции

36

9

Практические занятия

18

9

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

66

9

Курсовая работа

-

-

Курсовой проект

-

-

Контрольная работа

-

-

Вид итогового контроля


Зачет

9



  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Тематический план

Наименование

тем и разделов

Кол-во часов

Всего

Аудиторные

Сам.

работа

Лекц.

Сем.

^ I. Общая характеристика психологического влияния

26

10

4

12

1

Предметное поле психологии влияния

2

-

-

2

2

Представления о различных аспектах влияния в психологических концепциях общения

12

4

2

4

3


Основные закономерности и механизмы

психологического влияния

12

4

2

6

^ II. Содержание, техники и средства различных видов психологического влияния

44

14

6

24

1

Содержание и методы силового психологического влияния

8

2

-

6

2

Понятие о манипуляции. Манипулятивные методы психологического влияния

12

4

2

6

3

Содержание и методы конструктивного психологического влияния

12

4

2

6

4

Методы преднамеренного и непреднамеренного личного влияния

12

4

2

6

^ III. Прикладные аспекты психологии влияния

30

8

4

18

1

Влияние группы на личность. Влияние в массовых информационных процессах

12

4

2

6

2

Психология политического влияния

10

2

2

6

3

Влияние в деструктивных сектах

8

2

-

6

^ IV.Психологические закономерности противостояния нежелательному влиянию

20

4

4

12

1

Личностные факторы влияния

10

2

2

6

2

Условия и способы противостояния нежелательному влиянию

10

2

2

6

ИТОГО:

120

36

18

66




    1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Общая характеристика психологического влияния

^ Тема 1. Предметное поле психологии влияния. Содержания понятия «психологическое влияние». Влияние и воздействие. История изучения феномена психологического воздействия. Функции психологического воздействия: воспитательная, пропагандистская, управленческая, психотерапевтическая. Классификация видов психологического влияния по различным основаниям: по результату; по степени осознанности; по наличию цели; по вектору направленности; по степени личного участия и активности инициатора влияния. Сравнительный анализ личного и личностного влияния (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша). Инициатор и адресат влияния. Цели инициатора влияния. Психологические и непсихологические средства влияния. Основные составляющие влияния (установка, поведение, когниция). Результаты влияния. Понятие о противостоянии влиянию. Исследования взаимосвязи явлений влияние, власть, лидерство.

^ Тема 2. Представления о различных аспектах влияния в психологических концепциях общения. Феномен влияния в зарубежных концепциях общения. Психологические закономерности влияния в общении людей, обусловленные опытом и переживаниями раннего детства, в психоаналитической теории З.Фрейда. Феномен влияния в концепции транзактного анализа Э. Берна. Теория социального подражания Г. Тарда. Теория обмена Дж. Хоманса. Теория символического интеракционизма Д. Мида. Теория управления впечатлениями Э. Гофмана. Малая группа как инструмент влияния и социального контроля в концепции Ч. Кули. “Плохое поведение” детей как средство влияния на взрослых в концепции Р. Дрейкурса. Теория социального научения А.Бандуры.

Отечественные теории психологического влияния. Критерии выделения уровней общения в концепции А. Добровича. Общая характеристика примитивного, манипулятивного, стандартизованного, конвенционального, игрового, делового и духовного уровней общения. Классификация уровней межличностных отношений Е.Л. Доценко и ее критерии. Психологическая характеристика уровней доминирования, манипуляции, соперничества, партнерства, содружества и соответствующих им способов воздействия.

^ Тема 3. Основные закономерности и механизмы психологического влияния. Закономерности и механизмы психологического воздействия. Особенности воздействия на мотивационно-потребностную, эмоциональную, интеллектуально-познавательную, поведенческую сферы человека. Механизм трансформации убеждений. Механизм трансформации стереотипов. Механизм трансформации установок. Когнитивный диссонанс и результаты психологического воздействия. Общая характеристика фундаментальных психологических принципов, позволяющих оказывать влияние на человека. Принцип благорасположения: факторы физической привлекательности, похвалы, сходства. Принцип взаимного обмена и способы его нейтрализации. Принцип дефицита. Психологическое давление дефицита времени. Ограничение количества в рекламе и продажах. Конкуренция из-за ограниченных ресурсов. Обязательства и последовательности как ключевые факторы влияния и защита от них. Принцип социального доказательства. Принцип авторитета.


^ Раздел II. Содержание, техники и средства различных видов влияния

Тема 1. Содержание и методы силового психологического влияния: нападение, принуждение. Нападение и принуждение как основные виды силового влияния. Импульсивное, целенаправленное и тотальное нападение: причины, протекание, результаты. Основные формы психологического нападения (деструктивная критика, деструктивные констатации, деструктивные советы). Основные формы психологического принуждения.

^ Тема 2. Понятие о манипуляции. Манипулятивные методы психологического влияния. Понятие манипуляции. Критерии, признаки манипуляции. Причины, предпосылки, корни манипуляции. Виды манипулятивного воздействия: по Шострому Э., по Сидоренко Е.В., по Доценко Е.Л. Составляющие манипуляции. Манипулятивная технология. Механизмы манипулятивного воздействия. Деструктивность манипулятивного воздействия.

Этические аспекты манипуляции. Проблема распознавания манипуляции. Виды психологических защит от манипуляции. Место манипуляции в системе человеческих отношений.

^ Тема 3. Содержание и методы конструктивного психологического влияния: убеждение, аргументация и контраргументация. Понятие аргументации, убеждения, тезиса, аргумента. Отличие аргументации от внушения. Правила и условия эффективности аргументации. Техники и виды аргументации. Контраргументация. Техники контраргументации.

Развивающая стратегия воздействия. Психологические условия реализации диалога. Умение задавать вопросы, умение слушать, передача информации как основы паритетного диалога. Понятие ненасильственной коммуникации. Правила эффективного выражения своих чувств и сообщения о потребностях и проблемах в общении. Техники конструктивного общения.

^ Тема 4. Методы преднамеренного и непреднамеренного личного влияния: внушение, заражение, подражание, харизма и обаяние, самопрезентация и самопродвижение. Заражение: понятие, факторы, формы. Законы подражания Ж. Тарда. Внушение как метод психологического влияния: понятие, отличия внушения и заражения, факторы, виды и способы внушения. Пробуждение импульса к подражанию как метод психологического влияния. Просьба как метод психологического влияния. Игнорирование как метод психологического влияния.

Психологическая характеристика харизмы и обаяния. Приобретенное и личное обаяние (Г. Лебон). Харизматическая, транзакционная и трансформационная модели лидерства. Общая и специфическая концепции харизматического лидерства. Психологические характеристики харизматического лидера (А. Нахаванди). Составляющие харизмы (модели С.И. Мокшанова и Е. Сидоренко, М. Адаевой).

Самопрезентация, самопродвижение и формирование благосклонности целевой персоны как методы психологического влияния. Стратегии самопрезентации Э. Джонса (самовосхваление, лесть, подражание, одолжение, запугивание, самопродвижение, примероносительство, мольба). Основные правила, техники и парадоксы самопродвижения.
^ Раздел III. Прикладные аспекты психологии влияния

Тема 1. Влияние группы на личность. Влияние в массовых информационных процессах. Влияние группы на личность: конформизм, фасилитация, социальная леность, групповая поляризация, огрупление мышления, влияние меньшинства. Массовые влияния в больших группах: деиндивидуализация, массовая коммуникация. Управление и манипуляция в толпе. Слухи. Вожаки толпы и их способы убеждения.

Цели и задачи рекламного воздействия. Базовые потребности, эксплуатируемые рекламой. Алгоритм эффективного убеждающего воздействия в рекламе. Механизм психологического заражения в рекламе. Факторы эффективности психологического заражения. Влияние формы и цвета на восприятие рекламы. Особенности политической рекламы.

^ Тема 2. Психология политического влияния. Психологические характеристики политической манипуляции. Принципы повышения эффективности воздействия СМИ на аудиторию: приоритетность, неординарность фактов, новизна фактов, успех, высокий общественный статус. Факторы подверженности адресата политической манипуляции: технологические, психологические, ситуативные, внеситуативные. Причины снижения степени неадекватности информационной среды общества. Основные источники угроз информационно-психологической безопасности личности. Модель трансформации информационно-психологического воздействия в угрозу информационно-психологической безопасности личности. Универсальные манипулятивные технологии, применяющиеся в СМИ: формирование и распространение образов, “мнимый выбор”, техники формирования доверия и предпочтения политику и т.п. Тайное принуждение в политике. Психологическая война. Понятие о “рефлексивном управлении”. Основные формы психологической защиты от информационно-психологического манипулятивного воздействия: уход, изгнание, блокировка, управление, затаивание, игнорирование. Психологические основы пропаганды. Роль правды и лжи в пропаганде.

Политическое лидерство как особый вид влияния. Способы выдвижения лидеров. Основные группы теорий политического лидерства. Психологическая характеристика личности политического лидера. Политическая коммуникация как средство влияния. Типы социальной власти, предоставляющие возможности влияния (Дж. Френч, Б. Рейвен). Непрямые методы влияния политического лидера.

^ Тема3. Влияние в деструктивных сектах. Проблема влияния в деструктивных сектах. Феномен деструктивных культов и контроля сознания. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления). Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе. Психологические механизмы влияния на личность в культе. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания.

^ Раздел IV. Психологические закономерности противостояния нежелательному влиянию

Тема 1. Личностные факторы влияния. Психологические причины подверженности влиянию. Факторы личностного роста в противостоянии влиянию. Способность к конструктивному личному влиянию. Условия развития коммуникативно-личностного потенциала влияния.

^ Тема 2. Условия и способы противостояния нежелательному влиянию. Понятие и алгоритм цивилизованного противостояния влиянию. Мониторинг эмоций. Психологическая самооборона. Техники психологической самообороны. Информационный диалог. Техники информационного диалога. Конструктивная критика. Техники конструктивной критики. Цивилизованная конфронтация. Этапы конфронтации. Дополнительные способы противостояния влиянию: энергетическая мобилизация, творчество, уклонение, отказ.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности»...
Направление подготовки: 117 б – Инноватика (профиль подготовки – управление инновациями в промышленности (машиностроение))

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconПрограмма по дисциплине «Информационные технологии на транспорте»...
Специальность 190701. 65 Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине \"Психология влияния\" принята на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 30. 08. 2007г. Разработчик к психол н., доцент iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница