Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации




НазваниеРабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации
страница1/12
Дата публикации20.08.2013
Размер1.14 Mb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1621с этнокультурным (еврейским) компонентом образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГБОУ СОШ № 1621с этнокультурным (еврейским) компонентом

образования на 2012 – 2013 учебный год

Составители:
Педагогический коллектив ГБОУ СОШ № 1621

Москва 2012 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Структура психолого – педагогического обеспечения реализации ФГТ,

ФГОС НОО, ФГОС ООП ГБОУ СОШ № 1621:

2.1. Кадровые условия реализации программы.

2.2. Материально-технические условия реализации программы.

2.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.

2.4. Учебно – методические условия.

3. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа

жизни.

4. Программа коррекционной работы (начальное образование).

5. Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям

реализации основной образовательной программы основного общего

образования.

5.1. Модель психолого-педагогического сопровождения участников

образовательного процесса на основной ступени общего образования.

5.2. Основные направления психолого-педагогического сопровождения

6. Программа коррекционной работы (основное общее образование).

7. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка основных

участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

  1. ^ Пояснительная записка



«Рабочая программа обеспечения психолого – педагогических условий основных образовательных программ ГБОУ СОШ № 1621 с этнокультурным (еврейским) компонентом образования» составлена на основе:

- нормативно-правовых документов федерального уровня:

- Закона «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

- Типовых положений об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);

- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ);

- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

- Приказа МОиН РФ № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказа МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»;

- Приказа МОиНР № 69 от 31. 01. 2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- Приказа МОиНР № 74 от 01. 02. 2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

нормативных документов Министерства образования и науки:

- Письма МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

- Письма МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

- Письма МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

- Письма МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

- Письма МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003 «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения»;

- Письма МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;

- Приказа МО и Н РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 года);

- Письма МО и Н РФ № 03-255 от 19.04.2011 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

нормативных документов Департамента образования г. Москвы:

- Письма № 2/35-156 от 01.06.2011г «Методические материалы и разъяснения по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

программ ГБОУ СОШ с этнокультурным (еврейским) компонентом образования № 1621:

- Программы развития ГБОУ СОШ №1621

- Образовательной программы работы с дошкольниками

- Образовательной программы начального общего образования ГБОУ

- Образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1621
^ Цель программы: обеспечить условия для успешной реализации основных образовательных программ ГБОУ СОШ № 1621 с этнокультурным (еврейским) компонентом образования.
^ Медико-психолого-педагогическое обеспечение рабочей программы
Реализация основных концептуальных положений о деятельности инновационного образовательного учреждения требует системы медико- психолого-педагогического и социального сопровождения. В условиях неблагополучной социальной сферы деятельность этой службы приобретает особое значение. Эта система достаточно традиционна, находится под государственным контролем и пользуется всеми основными способами регулирования на уровне нормативных актов (санитарно-гигиенический режим, режим питания, освещения и т.д.).

В практическом плане осуществляется психологическое сопровождение, даются целенаправленные консультации для родителей:

- диагностика состояния и развития интеллекта;

- личностная психодиагностика;

- исследование социального взаимодействия детей в группе.

Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое реализуется посредством следующих направлений

  • диагностического (систематическое изучение зоны актуального и ближайшего развития, выявление особенностей протекания познавательных психических процессов – воображение, восприятие, внимание, память, мышление);

  • информационного (ознакомление педагогов и родителей с особенностями индивидуального развития, обучение приемам и методам самопознания и самовоспитания);

  • профилактического (предупреждение всевозможных психологических срывов, затруднений в познавательной деятельности, в общении);

  • коррекционного (коррекция возможных отклонений в развитии и поведении личности);

  • прогностического (прогнозирование достижений личности в зоне ее ближайшего развития).

^ Педагогическое сопровождение предусматривает систему психолого – педагогических мер индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с индивидуальной программой его развития.

В ГБОУ СОШ № 1621 реализуется комплексный план оздоровительных мероприятий гигиенического воспитания детей, за счет чего планируется достичь снижения заболеваемости. Для выполнения задач сохранения здоровья и физического развития детей в ГБОУ СОШ № 1621 используются такие средства, как гигиена режима, развитие движений, полноценное питание.

Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья детей часто являются причиной трудностей в общении, усвоении образовательного материала, усилия медицинского персонала и педагогов должны быть направлены на устранение факторов, вызывающих эти нарушения. Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении, формировании здоровья актуальна.
^ Социальная служба связана с усилением контактов ГБОУ СОШ № 1621 с микро- и макросоциумом и предусматривает ряд программ.
Таким образом, служба сопровождения представляет собой емкое системное ядро, связанное с другими блоками и реализующее общие задачи обучения и воспитания детей на различных возрастных этапах, начиная с дошкольного возраста.

^ Программа подготовки детей к школе
Пояснительная записка
Важность работы по подготовки будущих первоклассников к школьному обучению объясняется рядом причин.

Прежде всего, следует отметить неоднородность состава детей, поступающих в первый класс. Они отличаются по возрастным и типологическим особенностям, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. Часть из них приходят из дома (без опыта коллективных отношений), некоторые посещали детские сады, кого-то водили в детские дошкольные учреждения. Но, приходя в школу, большинство их объединяет неподготовленность к усвоению знаний.

Психологическая готовность ребенка к школе в настоящее время рассматривается не как владение им определенными качествами, требующимися школьнику, а как наличие предпосылок для формирования этих качеств.

Качество усваиваемых знаний зависит от уровня развития познавательной деятельности: от восприятия и представления, памяти, мышления ит.д. Во время обнаруженные нарушения успешно поддаются коррекции и компенсации. Известно, что для овладения грамотой, прежде всего, необходимо определенное развитие фонематического слуха, зрительного восприятие, пространственной ориентировки и моторики мелких мышц руки.

Все это обуславливает необходимость проведения занятий, подготавливающих детей к обучению в школе. Специальными коррекционными приемами можно облегчить процесс усвоения учебного материала. С этой целью начинаются подготовительные занятия будущих первоклассников, которые помогут в дальнейшем формированию программных знаний и навыков.

Таким образом, раннее и целенаправленное изучение детей в подготовительный период позволит наметить некоторые коррекционные мероприятия, что позволит более успешному продвижению первоклассников в процессе фронтального обучения.

^ В подготовительный период ставятся следующие задачи:

1) первичное изучение детей, поступающих в первый класс (выявление общего и речевого развития детей, уровня владения учебными знаниями и навыками);

2) развитие интереса к обучению;

3) введение в школьную жизнь ребенка;

4) развитие фонематического слуха;

5) введение математических понятий ( «больше на..», «меньше на…» и т.д.)

6) формирование зрительного и пространственного восприятия;

7) подготовка моторики руки к письму.
^ Готовность к школе – это интегральная характеристика развития ребенка, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и зрительно-моторной координации ит.д.
^ Первичная диагностика умений будущих первоклассников
Важно выяснить умение ребенка ориентироваться в окружающей действительности, особенности его познавательной деятельности

(целенаправленность, устойчивость, сознательность, продуктивность качество речи).
^ Развитие интереса к обучению
Учебные занятия важно строить так, чтобы дети чувствовали уверенность в своих силах, полюбили школу, чтобы у них появилось желание учиться именно в этой школе. Организовать первую встречу для родителей до начала занятий, рассказать и показать то, чему школа учит, как воспитывает своих учеников. Для этого организовать выставку работ учащихся, оформить фотовитрину проведения праздников, концертов. Посетить кабинеты, рассказать, какие кружки работают в школе. Подобную экскурсию следует организовать и для будущих первоклассников, чтобы заинтересовать их и пробудить желание учиться в стенах данной школы.

Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях, будет способствовать развитию интереса к обучению, пробуждать положительные эмоции, что поможет быстрее адаптировать детей к новым школьным условиям.

^ Развитие фонематического слуха
Работе по формированию фонематического слух предшествует формирование у них умения слушать, различать звуки окружающей действительности. На следующем этапе – учить вычленять отдельное слово из фразы. Вводится условно-графическая запись слов, предложений, слога, звука. Такая запись помогает детям более наглядно осознать состав слова и предложения, сделать их анализ.

Этап формирования звукового анализа рассматривается как начальный этап ориентировки в фонемной системе языка. Главное в этот период – научить способу выделения в слове звуков, независимо от их артикуляционной характеристики, определять его место в слове, подбирать слова на данный звук.
^ Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки
На занятиях по подготовке детей к школе учим (закрепляем умение) различать предметы по форме, цвету, размеру, объёму и т.д. Умение точно воспроизводить образец, выполнять его по памяти и по словесной инструкции – сформирует у детей зрительные представления, предметно-пространственное воображение, будет вырабатываться слуховое внимание, умение понимать обращенную речь. Такая работа подготовит детей к правильному восприятию букв.
^ Подготовка детей к обучению письму
Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заниматься подготовкой руки ребенка к обучению письма. Рекомендуются специальные упражнения для рук. В то же время дети приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги. Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для развития мелких мышц руки.

Выполняя заказ родителей, в школе № 1621 начинает функционировать группа по подготовке детей к школе, целью которой является всестороннее их развитие, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Группа функционирует с 1 ноября по 1 мая. В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

● сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

● обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;

● устранить разноуровневость подготовки к обучению в школе;

● исключить дублирование школьной программы при подготовке к обучению в школе.
Основные принципы работы группы по подготовке детей к школе:

● учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

● уважение к ребенку, к процессу и результату его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

● комплексный подход;

● систематичность и последовательность;

● вариантность заданий;

● наглядность.

В основу отбора содержания обучения заложены следующие положения:

● учет индивидуальных и возрастных особенностей;

● практическая направленность;

● занимательность;

● наглядность и др.

^ Учебно-методические условия
За основу учебного плана взята программа по подготовке 5-6 летних детей к школе. Автором программы является Н.А. Федосова (Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность», из-во «Просвещение», 2007 год). В 1997г., 2001г., 2005 году проходила экспертизу и имела гриф «Допущено Министерством образования РФ». С 22.01.97 года рекомендована «Органам Управления образования субъектов РФ» Минобразованием России – Письмо № 990/14-15 от 22.01.97 года «О подготовке детей к школе, при организации занятий на базе общеобразовательных учреждений».

Программа имеет несколько разделов: «Здоровье и физическая культура», «Зеленая тропинка», «Искусство и культура», «Речевое развитие. От слова к букве», «Математические ступеньки» и др.

На основе этой программы в учебный план группы по подготовке к школе включены следующие предметы:

- Речевое развитие. От слова к букве (развитие речи и подготовка к обучению грамоте);

- Математические ступеньки;

- Психологическая подготовка.

Предмет «От слова к букве» имеет своей целью разностороннее развитее ребенка, его связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений. Готовит детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Речевое развитие направлено на расширение словарного запаса, совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использование в речи предложений разных видов. Формирует умение правильно употреблять слова по смыслу, учит выделять существенные признаки предметов, активизирует словарь. Развивает внимание, интерес к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения стихотворений, сказок. Развивает диалогическую и монологическую речь. Проводится один раз в неделю.

«Математические ступеньки» развивают умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, понимать относительность свойств объекта, делать основные выводы. Три основные группы знаний, получаемые детьми: арифметическая (числа от 0 до 10), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, положение в пространстве) и содержательно-логические. Проводится один раз в неделю.

^ Учебный план


Образовательная область

Название предмета

^ Кол-во часов

Филология

От слова к букве (подготовка к обучению грамоте)

2 ч.

Математика

Математические ступеньки

2 ч.

Психологические занятия




2 ч.

Итого в неделю




6 ч.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconПоложение о классном руководителе Общие положения
Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка....

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconКонкурс исследовательских работ «Галерея Славы Юга России» «Наставник»...
Казаченко Татьяна Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconЗадачи педагога-психолога: Сохранение и укрепление психологического...
Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconИнститут психолого-педагогических проблем детства рао музыкальная...
Фестиваль педагогических идей и решений в дополнительном образовании детей 2012/13

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения реализации основной...
Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотной психолого-педагогической поддержке и участие в образовательном процессе,...

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации icon10. Психолого-педагогическая работа
Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса; способствовать созданию оптимальных...

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconСемёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости...
Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,...

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconДиректор решением
Создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализации программы развития школы

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconИсточник информации о значении показателя (исходные данные для его расчёта)
Доля педагогических работников, участвующих в реализации программ дошкольного образования, с высшим профессиональным образованием...

Рабочая программа обеспечения психолого педагогических условий реализации iconМетодические рекомендации по внедрению и использованию педагогических...
Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм методов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница