ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Педагогическая психология как наука, ее структура. Этапы становления педагогической психологии. Предмет, задачи и основные проблемы педагогической психологии.
Методы педагогической психологии. Основные методы педагогической психологии. Школьный тест умственного развития (цель, процедура проведения, количественный и качественный анализ, коррекционная программа).
Обучение, виды обучения (личностно-ориентированное, традиционное и проблемное), их достоинства и недостатки. Дайте характеристику мышления, развивающегося у детей при традиционном школьном обучении.
Обучение как условие развития. Теории обучения. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития.
Развивающее обучение, его характеристика. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Теория содержательного обобщения в обучении В.В. Давыдова. Теоретическое мышление, его характеристика.
Развивающее обучение, его характеристика. Развивающее обучение Л.В. Занкова. Его характеристика, принципы.
Учение, учебная деятельность. Основные характеристики учебной деятельности. Предмет, средства и способы учебной деятельности. Компонентный состав учебной деятельности, их характеристика. Особенности формирования учебной деятельности. Возрастные особенности формирования учебной деятельности. Диагностика учебной деятельности (по А.К. Марковой).
Вводно – мотивационный компонент учебной деятельности. Мотив, учебная мотивация. Классификация учебных мотивов. Условия формирования внутренней мотивации. Возрастные особенности мотивации учения в школе (Е.П. Ильин). Изучение мотивации учеников (по А.К. Марковой).
Операционально-познавательный компонент учебной деятельности. Учебные задачи, их источник, характеристика, структура, средства решения. Учебные действия и операции (мыслительные, перцептивные, мнемические).
Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности. Контроль, его виды. Предварительный, текущий контроль и их функции. Самоконтроль, виды. Стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала (П.П. Блонский).
Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности. Итоговый контроль, его содержание. Уровни усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько). Оценка и самооценка учебной деятельности (разграничение понятий «оценка» и «отметка»). Принципы оценки по Ш.А. Амонашвили. Способы оценивания. Три этапа перехода от внешних форм оценивания к самооценке. Виды самооценки.
Педагогическая оценка, функции, формы проявления и виды (по Б.Г. Ананьеву). Значение педагогической оценки в формировании самооценки учащегося. Аффект неадекватности.
Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности. Причины и последствия школьной неуспеваемости.
Научение. Сущность научения и его виды. Теории научения.
Деятельностные теории научения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Исходные положения теории. Учение об интериоризации как основа теории поэтапного формирования умственных действий. Ориентировочная и исполнительная части, типы ООД, их характеристика.
Воспитание, сущность и психологические механизмы. Воздействие на мотивационную сферу. Идеалы и убеждения как основополагающие мотивы поведения. Формирование привычек. Условия формирования личности, роль оценки в воспитании.
Методы и средства воспитания. Смысловые барьеры в воспитании и условия их преодоления.
Особенности семейного воспитания. Отношение родителей к ребенку как эмоциональная основа семейного воспитания (безусловная любовь, обусловленная любовь и непринятие ребенка). Стили воспитания, их характеристика. Демократический, авторитарный стили воспитания.
Стили воспитания, их характеристика. Гиперопека (потворствующая, доминирующая), гипоопека, гиперсоциализация, эмоциональное отвержение. Стихийные механизмы формирования личности.
Личность учителя как условие эффективного обучения. Моносубъектное взаимодействие, гуманистическое педагогическое взаимодействие; принципы его организации (по Орлову А.Б.).
Педагогическое общение, его специфика. Стили руководства. Стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик). Условия эффективного педагогического общения. Правила и техники эффективного педагогического общения.
Я – концепция учителя. Типы педагогических центраций личности учителя по А.Б. Орлову. Индивидуальные стили педагогической деятельности по А.К. Марковой.
Педагогические способности, их классификация (Крутецкий В.А., Гоноболин Ф.Н.; Кузьмина Н.В.; Аминов Н.А.).
|