Скачать 0.57 Mb.
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики. Тема 1.1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире. ^ Понятие науки (проблема дефиниции, формы существования и функции науки, основные критерии научности знания). Соотношение понятий «наука», «мировоззрение», «философия» (наука и мировоззрение, наука и философия). ^ Понятие науки. Проблема определения понятия «наука» как одна из наиболее сложных проблем современной теории познания и методологии науки. Наука может рассматриваться как особый метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций и т.д. Важной в деле определения науки является ее выделение из широкого круга альтернативных форм познания действительности, к которым, прежде всего, следует отнести мифологию, религию, философию, обыденное познание. Существует несколько альтернативных позиций связанных с попыткой решения вопроса о возникновении науки. Б. Рассел и ряд других зарубежных и отечественных ученых полагают, что наука зарождается в древнегреческой цивилизации. Наиболее распространенной точкой зрения считается концепция ее возникновения в эпоху нового времени. При определении науки будем ориентироваться на эту последнюю концепцию. Под наукой будем понимать особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку системно организованных знаний о мире (Степин). Формы существования науки:
Функции науки:
Основные критерии научности знания:
Эти критерии частично теряют свою актуальность при переходе от классического типа рациональности (с конца 18 –начала 19в до 30-ых г. 20 в.) к неклассическому (конец 30-ых г. 20-го в. – 70-е г. 20-го в.) и далее к постнекласическому (появляется в посл. трети 20-го в.). Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение". Вслед за Зинченко и Мещеряковым определяем мировоззрение как «комплекс обобщенных представлений данной личности о своем месте в мире и о себе» [Зинченко]. Основной проблемой, которую решает мировоззрение является проблема отношения между человеком к действительностью, частью которой он является. Различные виды знания отличаются по своим возможностям участия в мировоззрении человека. Философия – это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» [Степин энцикл. 1142]. Как наука, так и философия направлены на придание мировоззрению человека рационально-теоретической формы. Одной из функций философии является категоризация имплицитных культурных процессов. В современной философии существует два подхода к проблеме взаимоотношения науки и философии. - размежевание науки и философии, обоснование самостоятельного статуса философии (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология). - научное познание как высшая культурной ценности, а философия – инструмент решения метанаучных проблем (позитивизм и неопозитивизм) (Корнилова 2008). В.С.Степин рассматривает мировоззрение или картину мира как контекст, влияющий на специфику научного познания, как в индивидуальном, так и надындивидуальном масштабах. В надындивидуальном плане такой картиной мира является именно философская картина мира, или философия. Литература: 1. Степин, В.С. Теоретическое знание. – М.,2000. 2. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с. 3. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006. 4. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – М., 2003 - 672 с. 5. Грицанов, А.А. В.С.Степин / История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002. – 1376с. |
![]() | Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии | ![]() | Тема Предметная область и основные понятия психологии педагогической и учебной деятельности |
![]() | «Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы... | ![]() | Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций |
![]() | «Теория и методология гендерных исследований», Московский центр гендерных исследований (сертификат) | ![]() | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с р с.) и трудоемкость (в часах) |
![]() | Методы политико-психологических исследований. Методы психологического вмешательства в политику. Психологические приемы политического... | ![]() | Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее... |
![]() | ![]() | Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов... |