Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» №




НазваниеТематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» №
страница1/5
Дата публикации21.03.2013
Размер0.57 Mb.
ТипТематический план
www.vbibl.ru > Психология > Тематический план
  1   2   3   4   5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»


темы

Название разделов и тем

Количество

Часов

Аудиторные

Всего

Лекции

Семинарские практические занятия

1

^ Методология научного познания и проблема изучения психики.

10

6

4

1.1

Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности

4

2




1.2

Структура и функции методологического знания

4

2

2

1.3

Особенности познавательной ситуации изучения психики

4

2

2

2.

Классический тип рациональности и психологическая методология.

12/4

6/2

6/2

2.1

Формирование классического типа научной рациональности в Новое

Время; классическая философская традиция

4

2

2

2.2

Общенаучный уровень методологии и классическая психология

6

2

2

2.3

Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)


/4

/2

/2

2.4

Методы классической психологии

4

2

2

3.

Неклассический тип рациональности и психологическая методология

10/2

6/2

4

3.1

Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.

4

2

2

3.2

Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология

4

2

2

3.3

Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).


/2

/2




3.4

Методы неклассической психологии.

2

2




4.

Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология

8/2

6

2/2

4.1

Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.

4

2

2

4.2


Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология.

2/2

2

/2

4.3

Методы постнеклассической психологии.

2

2




5.

Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.

10

6

4

5.1

Проблема единиц анализа психики

2

2




5.2

Проблема объективного метода в психологии

2

2

2

5.3

Проблема критериев нормы в психологии.

2

2

2

6.

Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.


10

4

6

6.1

Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.

4

2

2

6.2

Уровни и виды психологических исследований.

2




2

6.3

Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.


4

2

2

ИТОГО:

60/8

60/8

34/4

26/4



Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики.
Тема 1.1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире.

^ Основные структурные компоненты лекции: Понятие науки (проблема дефиниции, формы существования и функции науки, основные критерии научности знания). Соотношение понятий «наука», «мировоззрение», «философия» (наука и мировоззрение, наука и философия).

^ Основное содержание лекции:

Понятие науки. Проблема определения понятия «наука» как одна из наиболее сложных проблем современной теории познания и методологии науки. Наука может рассматриваться как особый метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций и т.д.

Важной в деле определения науки является ее выделение из широкого круга альтернативных форм познания действительности, к которым, прежде всего, следует отнести мифологию, религию, философию, обыденное познание.

Существует несколько альтернативных позиций связанных с попыткой решения вопроса о возникновении науки. Б. Рассел и ряд других зарубежных и отечественных ученых полагают, что наука зарождается в древнегреческой цивилизации. Наиболее распространенной точкой зрения считается концепция ее возникновения в эпоху нового времени. При определении науки будем ориентироваться на эту последнюю концепцию.

Под наукой будем понимать особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку системно организованных знаний о мире (Степин).

Формы существования науки:

  • Наука как знание;

  • Наука как деятельность;

  • Наука как социальный институт.

Функции науки:

  1. Культурно-мировоззренческая;

  2. Индустриально-производственная;

  3. Социального управления;

  4. Обобщения и аккумуляции социального опыта.

Основные критерии научности знания:

  1. формально-логическая непротиворечивость знания;

  2. эмпирическая обоснованность и проверяемость знания;

  3. рациональный характер знания;

  4. интерсубъективность. (Зеленков).

Эти критерии частично теряют свою актуальность при переходе от классического типа рациональности (с конца 18 –начала 19в до 30-ых г. 20 в.) к неклассическому (конец 30-ых г. 20-го в. – 70-е г. 20-го в.) и далее к постнекласическому (появляется в посл. трети 20-го в.).

Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".

Вслед за Зинченко и Мещеряковым определяем мировоззрение как «комплекс обобщенных представлений данной личности о своем месте в мире и о себе» [Зинченко]. Основной проблемой, которую решает мировоззрение является проблема отношения между человеком к действительностью, частью которой он является. Различные виды знания отличаются по своим возможностям участия в мировоззрении человека.

Философия – это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» [Степин энцикл. 1142]. Как наука, так и философия направлены на придание мировоззрению человека рационально-теоретической формы. Одной из функций философии является категоризация имплицитных культурных процессов. В современной философии существует два подхода к проблеме взаимоотношения науки и философии.

- размежевание науки и философии, обоснование самостоятельного статуса философии (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология).

- научное познание как высшая культурной ценности, а философия – инструмент решения метанаучных проблем (позитивизм и неопозитивизм) (Корнилова 2008).

В.С.Степин рассматривает мировоззрение или картину мира как контекст, влияющий на специфику научного познания, как в индивидуальном, так и надындивидуальном масштабах. В надындивидуальном плане такой картиной мира является именно философская картина мира, или философия.

Литература:

1. Степин, В.С. Теоретическое знание. – М.,2000.

2. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с.

3. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006.

4. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – М., 2003 - 672 с.

5. Грицанов, А.А. В.С.Степин / История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002. – 1376с.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconПлан и тематика семинарских занятий по дисциплине Методология, теория...
Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconТематический план дисциплины «Педагогическая и учебная деятельность»
Тема Предметная область и основные понятия психологии педагогической и учебной деятельности

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconУчебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология»
«Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы...

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconПрограмма дисциплины методология и методы научного исследования
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconЭльвира Маратовна Ноябрь 2010 Дата рождения: 23 мая 1981 e mail : arifelvira @ gmail com Skype
«Теория и методология гендерных исследований», Московский центр гендерных исследований (сертификат)

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconУчебной дисциплины Русская орфография и пунктуация: история, теория...
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с р с.) и трудоемкость (в часах)

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Политическая психология» (для студентов дневного отделения)
Методы политико-психологических исследований. Методы психологического вмешательства в политику. Психологические приемы политического...

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № icon16. методология и организация социологических исследований >16 Типология...
Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее...

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconТематический план дисциплины «Психология личности и межличностных отношений»

Тематический план учебной дисциплины «методология, теория и методы психологических исследований» № iconУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница