«Психология педагогической деятельности»




Скачать 174.15 Kb.
Название«Психология педагогической деятельности»
страница1/2
Дата публикации03.09.2013
Размер174.15 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2




Тема: «Психология педагогической деятельности»

1.Структура педагогической деятельности. 2.Мотивы педагогической деятельности

3.Педагогические способности.

4.Индивидуальные особенности учителя.


Вопрос 1. Структура педагогической деятельности. Психологические особенности учителя могут быть раскрыты и понятны только в связи с особенностями всех сторон его педагогической деятельности. Деятельность учителя слагается из отдельных, но взаимосвязанных компонентов. Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный, коммуникативный и организаторский.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое ме­сто принадлежит конструированию урока, внеклассного меро­приятия, подбору учебного материала в соответствии со школь­ными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработке (трансформации) для изложе­ния учащимся. Вся эта работав, в конечном счете выливается в подробный конспект урока, занятия, внеклассного мероприятия, где предусмотрено все: содержание, система и последовательность собственных действий, система и последовательность действий детей (группы, класса в целом и отдельных учеников).

Педагог должен добиться глубоких знаний учеников, а для этого так подбирать и перерабатывать учебный материал, чтобы самые трудные теоретические вопросы были прочно усвоены.

Глубокое понимание и прочное усвоение, в свою очередь, невозможно без активной деятельности самих обучающихся. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обу­чения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности. В связи с этим многие учителя обратились к проблемному обу­чению и созданию проблемных ситуаций на уроках и другим новым образовательным технологиям.

Очевидно, что какими бы общими руководствами (про­граммой, методической литературой) ни пользовался педагог, каждое занятие зависит во многом от его знаний, его творче­ства, особенностей мышления, где огромное значение приобре­тает аналитическая деятельность педагога.

Организаторский компонент. Важное место в структуре пе­дагогической деятельности занимает и организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое, неразделимое целое. Все, что планирует педагог провести в течение урока (занятия) должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс.

Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Доказательством этому являются примеры из опыта работы в школах студентов-практикантов. Студент может составить, перед уроком хороший конспект, а урок не получился, так как он не сумел организовать работу в классе. Или, наоборот, знания студента по предмету и по методике далеко не совершен­ны, но организаторские способности позволили ему провести урок и добиться определенных результатов.

Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей, постоянная активи­зация их познавательной сферы.

Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыс­лительной деятельности, то урок может носить только развле­кательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет.

Если же учитель сумел организовать, класс, полностью ов­ладел своим поведением, но в изложении материала не поста­вил перед учениками четкой задачи, не уточнял ответы учащих­ся во время опроса по ходу изложения материала, то в резуль­тате может иметь место тот же недостаток — отсутствие глубо­кого усвоения знаний.

Это же относится и к организации игровой, трудовой дея­тельности учеников, их общения.

В процессе организации обучения и познавательной дея­тельности обязательно выполнение ряда функций. Опытный педагог, обладающий организаторским мастерством, в первую оче­редь организует совместную деятельность учащихся, что особо значимо на первом году обучения и обусловливает формирова­ние коллективистических отношений. Важна и организация индивидуальной деятельности учащихся, орга­низация влияния коллектива на деятельность каждого, органи­зация влияния родителей на детей, детских организаций, шефов-старшеклассников и т. д. Во всех этих связях и отношениях класса педагог уделяет особое место организации контроля за деятельно­стью учащихся.

Коммуникативный компонент. Он включает в себя установле­ние и поддержание отношений с учениками, родителями, адми­нистрацией, учителями.

Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Поэтому взаимоотношения между учеником н учителем в начальных классах, прежде всего, привлекают внимание учащихся. Учени­ки оценивают в начале обучения не знания учителя или его умение организовать урок, а его доброту, внимательность, и в силу своей большой эмоциональности, впечатлительности младший школьник может подражать этим отношениям. Влияние коммуникативных качеств учителя на младшего школьника настолько велико, что оно во многом определяет стиль отношений, которые сложатся в коллективе класса.

Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоцио­нально-положительный пассивный, эмоционально-отрицатель­ный активный, эмоционально-отрицательный пассивный и не­уравновешенный.

Оказывается, что взаимоотношения детей в в боль­шинстве случаев соответствуют тому или другому эмоцио­нальному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя с эмоционально-положительным активным отно­шением к детям, который проявляет открытую доброжелатель­ность, стремится видеть хорошее в личности ученика, активно поощряет учащихся, ученики помогают друг другу, откровен­ны, инициативны, в классе ярко выражены товарищеские чув­ства друг к другу.

У учителя эмоционально-неуравновешенного, который то по­дозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентимен­тален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нер­возным, неровным в отношениях друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе (и в конструк­тивной, и в организаторской его стороне).

Так, во время объяснения нового материала на уроке его эмоциональная подача, обращенность учителя к ученикам помогают нм лучше усваивать знания. Организовать свое внимание во время объяснения помогает тактичное замечание учителя тем, кто не слушает, умение заметить ученика, не понявшего материал, и пояснить еще раз.

Осуществление индивидуального подхода, как одна из сто­рон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Педагог должен заметить и учесть особенно­сти ребёнка, которые мешают или, наоборот, помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ребёнка, связанная с его темпераментом, требует терпения и так­та взрослого; анатомо-физиологические особенности, выражающиеся в дефектах речи, требуют чуткости и внимания в обще­нии с таким детям и т. д.

В процессе обучения каждый этап урока (занятия) и особенно опрос требуют продуманного и по возможности заранее спланиро­ванного общения. Умение слушать, не перебивая, вовремя задать наводящий вопрос, справедливо оценивать ответ, не поддаваясь субъективному отношению к учащемуся, — залог благотворного влияния личности педагога на ученика. Следует подчеркнуть, что в начальных классах именно коммуникативные, а не конструктивные и 0организаторские компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения учащихся. Это объясняется тем, что у учителя часто складывается положительный или отрицательный стереотип в отношениях с учениками, это мешает объективности в отношениях и требует от учителя анализа и перестройки поведения.

... А. И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет в педагогической деятельности дополнительные стороны. Информационная сторона (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности дошкольника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство.

2. Мотивы педагогической деятельности. ^ Мотивы педагогической деятельности. Среди всего многооб­разия мотивов именно профессиональные мотивы безоговорочно ,признаны ведущими в личности учителя, определяющими все остальные.

Профессиональные мотивы учителя, как и всякая мотива­ция, составляют сложную структуру. В нее включаются мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствован и я педагогической деятельности.

Безусловно, в основе всех этих мотивов лежит широкая со­циальная установка: чувства общественного долга, патриотиз­ма, интернационализма. Именно эти чувства определяют все мотивы и соответственно деятельность. Но в процессе педагогического труда зта социальная уста­новка подкрепляется мотивами, которые связаны с привле­кательностью конкретной деятельности. Вот почему имен­но на эти мотивы учителю следует обратить особое внимание.

К мотивам выбора педагогической профессии относят ин­терес к работе с детьми, подражание (в первую очередь люби­мому учителю), способности к организаторской деятельности, проверенные в работе с детьми, и др.

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивы, прояв­ляющиеся в процессе педагогической деятельности, очень часто совпадают. Последние, появившись еще в годы учебы в педаго­гическом училище или институте, имеют место на протяжении всей работы учителя, становятся действеннее и активнее. К ним относятся: интерес к детям (или, как говорят многие учителя, любовь к детям, причем учителя начальных классов всегда уточняют возрастную группу детей, т. е. любовь к детям имен­но младшего школьного возраста); общественная важность труда учителя; наличие педагогических способностей (прояв­ляющихся, например, в удачном построении уроков). Осталь­ные мотивы, имевшие место до начала работы учителя (реко­мендации старших, подражание любимому учителю), наполня­ются новым содержанием в конкретной деятельности и слива­ются с вышеперечисленным.

Появление мотивов совершенствования педагогической дея­тельности стимулирует учебная программа, которая в послед­ние годы значительно усложнилась: введено много теоретиче­ского материала, в ряде случаев требуется умение формиро­вать знания на основе общих теоретических понятий. Вот поче­му основным побуждением к совершенствованию педагогиче­ского мастерства учителя начальных классов является мотив — повысить уровень своих знаний и умений.

Реализуя это побуждение, учителя стремятся к самообразо­ванию, повышению квалификации в институтах усовершенство­вания учителей, в системе высшего заочного педагогического образования. Однако этой общей установке — повысить уро­вень знаний и умений — могут соответствовать разные по­требности.

Встречаются случаи, когда учитель стремится пополнить багаж только в конструктивной стороне деятельности, причем ими утилитарно отбирается только конкретный материал, кото­рый можно включить непосредственно в тот или другой урок. В этом случае побуждения не стимулируют учителя к переосмыслению имеющихся знании с позиций полученных теоретических сведений. Даже обучаясь в институте, такие учителя с трудом осваивают новую ступень мастерства.

Современные требования общества к обучению в школе делают нетерпимым утилитарный подход к совершенствованию знаний. Учитель не может владеть лишь суммой рецептов. Бурное развитие общества предполагает изменчивость возраст­ных границ, а значит, и постоянную творческую перестройку в работе учителя. Поэтому учитель должен стремиться овладеть новыми теоретическими положениями в процессе изучения об­щественных дисциплин психолого-педагогического цикла, а так­же частных методик. Только в этом случае уровень развития учащихся будет соответствовать требованиям времени.

В соответствии с профессиональными мотивами у учителя формируются и все остальные качества его личности.

3.Педагогические способности. В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется син­тез его личных качеств и знаний, умений, навыков. Вот почему педагогу так важно глубоко осознавать свои психические осо­бенности, которые необходимы для его профессии, и постоянно заниматься самовоспитанием.

В первую очередь успех в обучении и боепитании подра­стающего поколения зависит от таких черт,
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Психология педагогической деятельности» iconЛитература к курсу «Психология педагогической и учебной деятельности»
Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах и опорных конспектах. М.: Айрис Пресс. 2006

«Психология педагогической деятельности» iconВопросы к экзамену по дисциплине психология педагогической и учебной деятельности
Теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Понятие развивающего обучения

«Психология педагогической деятельности» iconВопросы к экзамену по педагогике Факультет Истории и права. Педагогическое...
Ценностные характеристики педагогической деятельности. Гуманитарная сущность педагогической деятельности

«Психология педагогической деятельности» iconПрограмма курсов переподготовки по специальности «психология и педагогика...
Модуль Технологии психолого-педагогической деятельности в дошкольном образовании (по фгт)

«Психология педагогической деятельности» iconВопросы к экзамену
Педагогическая психология как наука, ее структура. Этапы становления педагогической психологии. Предмет, задачи и основные проблемы...

«Психология педагогической деятельности» iconПрограмма педагогической практики для студентов профессионально-педагогического...
...

«Психология педагогической деятельности» iconПоложение об учебном кабинете мбоу сош №60
Учебный кабинет представляет собой специально оборудованное и оснащённое помещение, предназначенное для учебной деятельности обучающихся...

«Психология педагогической деятельности» iconЛекция 1 Тема «История и современное состояние психологии педагогической и учебной деятельности»
Тема «История и современное состояние психологии педагогической и учебной деятельности»

«Психология педагогической деятельности» iconМетодическое сопровождение педагогической практики
Организация работы по экологическому образованию детей на педагогической практике

«Психология педагогической деятельности» iconКонтрольная работа по предмету: «юридическая психология» тема: психосемиотика...
Вначале сделаем общий анализ психосемиотики в трудовой деятельности, а затем перейдем к анализу использования знаковых систем на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница