Скачать 5.29 Mb.
|
Учебник нового века Педагогика Учебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации Методы психолого-педагогической диагностики Н. В. БОРДОВСКАЯ А.А.РЕАН серия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА Н. В. БОРДОВСКАЯ А. А. РЕАН ![]() Учебник для вузов Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Питер (С) Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000 Бордовская Нина Валентиновна Реан Артур Александрович ПЕДАГОГИКА- УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Серия “Учебник нового века» Главный редактор В. Усманов Зав. гуманитарной редакцией М. Чураков Зав. психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор М. Лебедева Литературные редакторы П.Выжлецов, В. Полищук Корректоры Т. Брылева, Н. Солнцева Художник обложки В. Королева Оригинал-макет подготовили М. Лебедева, Ю. Страшко ББК 74я7 УДК 37. 01(075) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Б82 Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с. –– (Серия «Учебник нового века») ISBN 5-8046-0174-1 Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии. Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания. Бордовская Н.В., 1999 Реан А.А., 1999 Серия, оформление, издательство “Питер”, 2000 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 6 Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 10 ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 15 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 20 ^ Резюме 27 ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 28 Вопросы и задания для самоконтроля 30 Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 31 ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 31 ^ Воспитание как процесс 32 СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39 ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 43 МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 46 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. 54 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И 54 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 54 ^ Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 59 ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 59 Образование как система и процесс 64 ^ Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 81 Закономерности обучения 83 Виды и стили обучения 86 ^ Типы организации социальных отношений в процессе обучения. 93 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 95 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 99 ^ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 104 ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 117 Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119 «Свободные школьные общины» (основаны в Германии Г. Литцем, П. Гехеебом) — это школы-интернаты, организация жизни которой строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Обучение базировалось на основе обязательного труда и выборе учебных занятий. В качестве принципа организации обучения применялась курсовая система, причем отсутствовал стабильный учебный план. В области воспитания приоритет отдавался гражданской ответственности на основе принципа интернационализма. Пятую часть всех учащихся составляли дети из других стран. 119 ^ СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124 Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 135 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 135 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 144 СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 151 ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 155 ^ ПРОЦЕССЕ 162 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 162 СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 166 МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175 ^ Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 176 Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. 178 Профессиональная мотивация 181 РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 192 ^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 198 Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников. 199 Задачи по изменению отношения к учебе 200 ^ Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 204 Задачи на применение метода “ пример” 204 Задачи на выбор способа поведения 206 Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 207 Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 208 ^ З а д а ч и н а п е р е о р и е н т а ц и ю 211 Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 213 Задача на усиление внимательности и самоконтроля 214 ^ Задачи на проявление и развитие творчества 215 Проблемные задачи 217 Задача на педагогическое стимулирование 218 Задачи самовоспитания 218 Задача на стимулирование к самовоспитанию 220 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 221 ^ Ситуации самооценки 225 Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 227 ^ Ситуация выбора профессии 228 Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам1 229 Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 230 ^ Ситуация стимулирования к самовоспитанию 234 Ситуация стимулирования ко лжи 235 Ситуация молчаливого одобрения 236 Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 237 Ситуация выбора, приводящего к неудаче 237 ^ Ситуации предъявления требований 238 Ситуации предъявления требования-унижения 240 Ситуация приведения примера 241 Ситуации обвинения - ощущения несчастья 242 Ситуации доверия-лжи 243 Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 244 Ситуации подчинения и влияния среды 245 Ситуация проявления ответственности 246 Ситуации убеждения 247 Ситуации риска 247 Ситуации оказания помощи 249 Ситуация взаимопомощи 251 Ситуация критики 252 Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 253 ^ Ситуации выражения своего отношения к человеку 254 Ситуация расхолаживания и дезорганизации 256 Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257 МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257 ^ Диагностика профессиональной направленности личности 262 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 266 Изучение самооценки личности 269 ^ Тест «Транзактный анализ общения» 273 Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 274 Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 276 ^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 283 |
![]() | Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») | ![]() | П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ ред. В. Н. Дружинина. — Спб |
![]() | Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги... | ![]() | Так было 75 лет тому назад, когда Л. С. Выготский размышлял об «Историческом смысле психологического кризиса». Так есть сегодня,... |
![]() | Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н.... | ![]() | ... |
![]() | Место урока: урок проводится 3-им в разделе, посвященном творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (после знакомства с художественным... | ![]() | Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник) |
![]() | Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике... | ![]() | Учебник предназначен для студентов педагогических колледжей |