Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (часть 2 «Психические процессы и психические состояния»)
Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений; краткая характеристика основных видов ощущений.
Свойства ощущений. Понятие о чувствительности. Общие закономерности ощущений. Компенсаторные возможности ощущений человека.
Понятие о восприятии. Психологические закономерности перцептивной деятельности человека. Основные свойства восприятия.
Классификация восприятия; характеристика основных видов восприятия. Проблема развития восприятия.
Общие представления о памяти. Роль памяти в жизни человека. Основные теории памяти.
Психологические закономерности мнемической деятельности. Подходы к классификации памяти, виды памяти человека.
Характеристика основных процессов памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание).
Явление реминисценции. Индивидуальные особенности памяти. Проблема развития памяти.
Понятие о мышлении, его специфика и роль в жизни человека. Особенности мыслительной деятельности. Основные виды и формы мышления.
Характеристика мыслительных процессов (операций). Логические формы мышления.
Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума. Проблема развития мышления человека.
Понятие о воображение как специфически человеческом познавательном психическом процессе. Значение воображения в жизни человека. Связь воображения с психическими и органическими процессами человека.
Основные виды воображения, их краткая характеристика. Проблема развития воображения.
Аналитико-синтетический характер воображения. Приемы воображения. Индивидуальные особенности воображения.
Подходы к пониманию внимания в психологии. Значение внимания в жизни человека. Виды внимания.
Характеристика основных свойств внимания. Рассеянность и ее виды. Проблема развития внимания человека.
Понятие о речи, ее роль в психическом развитии человека. Основные функции речи. Анатомо-физиологические основы речи.
Виды речи и проблема их развития. Основные исследования речи в психологии.
Понятие о чувствах и эмоциях в психологии. Основные функции чувств. Физиологические основы чувств. Связь чувств с органическими и познавательными процессами человека.
Формы выражения чувств. Психологические теории чувств. Основные качества чувств.
Формы переживания чувств. Специфика высших социальных чувств человека, их развитие и воспитание.
Понятие о воли в психологии. Значение воли в жизни человека, ее важнейшие функции. Характеристика основных теорий воли.
Физиологические основы воли. Роль речи в развитии воли. Психологическая структура воли, простые и сложные волевые акты. Волевые усилия человека.
Основные критерии воли. Индивидуальные особенности воли. Проблема воспитания воли.
Общее представление о психических состояниях. Основные функции психических состояний. Подходы к классификации психических состояний в психологии.
Психологическая характеристика эмоциональных состояний (радость, эйфория, стресс, дистресс и паника).
Психологическая характеристика эмоциональных состояний (фрустрация, депрессия и тревога).
Психологическая характеристика активационных состояний (вдохновение, скука, апатия).
Психологическая характеристика тонических и тензионных состояний (утомление и переутомление; состояние сенсорного голода).
|