Скачать 9.73 Mb.
|
www.koob.ru Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. уч. М., 1998. 528 с. Содержание: От авторов. Теоретическая психология как область психологической науки (вводная глава). Часть 1. ПРОЛЕГОМЕНЫ К ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ. Часть 2. БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. Часть 3. МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. Часть 4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ. Часть 5. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - ^ (вместо заключения). Литература. От авторов В книге предлагается читателям (студентам старших курсов педву- зов и психологических факультетов университетов, а также аспиран- там кафедр психологии) целостное и систематизированное рассмотре- ние основ теоретической психологии как особой отрасли науки. Учебное пособие продолжает и развивает проблематику, содержа- щуюся в предшествующих трудах авторов (Ярошевский М.Г. История психологии, 3-е изд., 1985; Ярошевский М.Г. Психология XX столе- тия, 2-е изд., 1974; Петровский А.В. Вопросы истории и теории психо- логии. Избранныетруды, 1984; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Ис- тория психологии, 1995; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, в 2-х томах, 1996; Ярошевский М.Г. Историче- ская психология науки, 1996). В книге рассматриваются: предмет теоретической психологии, пси- хологическое познание как деятельность, историзм теоретического анализа, категориальный строй, объяснительные принципы и клю- чевые проблемы психологии. По своему существу "Основы теорети- ческой психологии" - учебное пособие, предназначенное для завер- шения полного курса психологии в высших учебных заведениях. Вводная глава "Теоретическая психология как область психологи- ческой науки" и главы 9, 1 1, 14 написаны А.В. Петровским; глава 10 - В.А. Петровским; главы 1,2,3,4,5,6,7,8, 12, 13, 15, 16, 17- М.Г. Ярошевским; заключительная глава "Категориальная система - ядротеоретической психологии" написана совместно А.В. Петровским, В.А. Петровским, М.Г. Ярошевским. Авторы с благодарностью примут замечания и предложения, ко- торые будут способствовать дальнейшей научной работе в области те- оретической психологии. Проф. А.В. Петровский Проф. М.Г. Ярошевский Теоретическая психология как область психологической науки (вводная глава) Предмет Предмет теоретической психологии - самореф- теоретической лексия психологической науки, выявляющая и ис- психологии следующая ее категориальный строй (протопси- хические, базисные, метапсихологические, экстра- психологические категории), объяснительные принципы (детерми- низм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, пси- хофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психо- логическое познание как особый род деятельности. Термин "теоретическая психология" встречается в трудах мно- гих авторов, однако он не был использован для оформления особой научной отрасли. Элементы теоретической психологии, включенные в контекст как общей психологии, так и прикладных ее отраслей, представлены в трудах российских и зарубежных ученых. Анализу подвергались многие аспекты, касающиеся природы и структуры психологического познания. Саморефлексия науки обо- стрялась в кризисные периоды ее развития. Так, на одном из рубе- жей истории, а именно в конце XIX - начале XX столетия, разго- релись дискуссии по поводу того, на какой способ образования по- нятий должна ориентироваться психология - либо на то, что при- нято в науках о природе, либо на то, что относится к культуре. В дальнейшем с различных позиций обсуждались вопросы, касающи- еся предметной области психологии, в отличие от других наук и спе- цифических методов ее изучения. Неоднократно затрагивались та- кие темы, как соотношение теории и эмпирии, эффективность объ- яснительных принципов, используемых в спектре психологических проблем, значимость и приоритетность самих этих проблем и др. Наиболее весомый вклад в обогащение научных представлений о своеобразии самой психологической науки, ее состава и строения внесли российские исследователи советского периода П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Однако до сих пор не были выделены ее составляющие из содержания раз- личных отраслей психологии, где они существовали с другим мате- риалом (понятиями, методами изучения, историческими сведения- ми, практическими приложениями и т. п.). Так, С.Л. Рубинштейн в своем капитальном труде "Основы общей психологии" дает трак- товку различных решений психофизической проблемы и рассмат- ривает концепцию психофизиологического параллелизма, взаимо- действия, единства. Но этот круг вопросов не выступает как пред- мет изучения особой отрасли, отличной от общей психологии, ко- торая прежде всего обращена к анализу психических процессов и состояний. Теоретическая психология, таким образом, не выступи- ла для него (как и для других ученых) в качестве особой интеграль- ной научной дисциплины. Особенностью формирования теоретической психологии в на- стоящее время является противоречие между уже сложившимися ее компонентами (категориями, принципами, проблемами) и ее не- представленностью как целостной области, как системы психоло- гических категорий. Отмеченное противоречие авторы попытались устранить в этой книге. В то же время если бы она была названа "Теоретическая психология", то это предполагало бы завершенность становления обозначенной таким образом области. В действитель- ности мы имеем дело с "открытостью" этой научной отрасли для включения в нее многих новых звеньев. В этой связи целесообраз- но говорить об "основах теоретической психологии", имея в виду дальнейшую разработку проблематики, обеспечивающую целост- ность научной области. В контексте теоретической психологии возникает проблема со- отношения эмпирического знания и его теоретического обобщения. При этом сам процесс психологического познания рассматривается как особого вида деятельность. Отсюда, в частности, возникает так- же проблема соотношения объективных методов исследования и данных самонаблюдения (интроспекции). Неоднократно возникал сложный в теоретическом отношении вопрос о том, что фактиче- ски дает интроспекция, могут ли результаты самонаблюдения рас- сматриваться наравне с тем, что удается обрести объективными ме- тодами (Б.М. Теплов). Не получается ли так, что, заглядывая в се- бя, человек имеет дело не с анализом психических процессов и со- стояний, а только лишь с внешним миром, который в них отражен и представлен? Важной стороной рассматриваемой отрасли психологии высту- пают ее прогностические возможности. Теоретическое знание яв- ляется системой не только утверждений, но и предсказаний по по- воду возникновения различных феноменов, переходов от одного утверждения к другому без непосредственного обращения к чув- ственному опыту. Выделение теоретической психологии в особую сферу научного знания обусловлено тем, что психология способна собственными силами, опираясь на собственные достижения и руководствуясь соб- ственными ценностями, постичь истоки своего становления, перс- пективы развития. Еще памятны те времена, когда "методология решала все", хотя процессы возникновения и применения методо- логии могли не иметь с психологией ничего общество. У многих до сих пор сохраняется вера в то, что предмет психологии и ее основ- ные категории могут быть изначально взяты откуда-то извне - из области внепсихологического знания. Огромное число распростра- ненных методологических разработок, посвященных проблемам де- ятельности, сознания, общения, личности, развития, написаны фи- лософами, но при этом адресованы именно психологам. Послед- ним вменялось в обязанность особое видение своих задач - в духе вполне уместного в конце XIX века вопроса "Кому и как разраба- тывать психологию?", то есть в поиске тех областей научного зна- ния (философии, физиологии, теологии, социологии и т. д.), кото- рые созидали бы психологическую науку. Конечно, поиск психоло- гией в себе самой источников своего роста, "ветвлений", расцвета и появления ростков новых теорий был бы абсолютно немыслим вне обращения психологов к специальным философским, культу- рологическим, естественнонаучным и социологическим работам. Однако при всей значимости той поддержки, которую оказывают психологии непсихологические дисциплины, они не способны под- менить собой труд самоопределения психологической мысли. Тео- ретическая психология отвечает на этот вызов: она формирует об- раз самой себя, вглядываясь в свое прошлое, настоящее и будущее. Теоретическая психология не равна сумме психологических тео- рий. Подобно любому целому, она представляет собой нечто боль- шее, чем собрание образующих ее частей. Различные теории и кон- цепции в составе теоретической психологии ведут диалог друг с дру- гом, отражаются друг в друге, открывают в себе то общее и особен- ное, что роднит или отдаляет их. Таким образом, перед нами - мес- то "встречи" этих теорий. До сих пор ни одна из общепсихологических теорий не могла заявить о себе в качестве теории, действительно общей по отноше- нию к совокупному психологическому знанию и условиям его об- ретения. Теоретическая психология изначально ориентирована на построение подобной системы научного знания в будущем. В то время как материалом для развития специальных психологических История психоло- гической науки и историзм теоретиче- ской психологии теорий и концепций служат факты, получаемые эмпирически и обобщаемые в понятиях (первая ступень психологического позна- ния), материалом теоретической психологии являются сами эти те- ории и концепции (вторая ступень), возникающие в конкретных исторических условиях. Неразрывно связанные области психологи- ческой науки - история психологии и тео- ретическая психология - тем не менее су- щественно различаются по предмету иссле- дования. Задачи историка психологии со- стоят в прослеживании путей развития исследований и их теорети- ческого оформления в связи с перипетиями гражданской истории и во взаимодействии со смежными областями знаний. Историк пси- хологии следует от одного периода становления науки к другому, от характеристики взглядов одного видного ученого к анализу воззре- ний другого. В отличие от этого теоретическая психология исполь- зует принцип историзма для аналитического рассмотрения резуль- тата развития науки на каждом его (развития) этапе, вследствие че- го становятся явными составляющие современного теоретического знания в наиболее значимых характеристиках и подходах. Истори- ческий материал в этих целях привлекается для осуществления те- оретического анализа. Поэтому авторы сочли целесообразным обратиться прежде всего к деятельности российских психологов, чьи труды в силу идеологи- ческих препон оказались очень слабо представленными в мировой психологической науке. Вместе с тем предложенные для рассмотре- ния основы теоретической психологии можно было бы построить на материале, полученном путем анализа американской, французской, немецкой или какой-либо другой психологии. Правомерность подо- бного взгляда можно объяснить тем обстоятельством, что в россий- ской психологии фактически оказались отраженными (при всех труд- ностях их ретрансляции сквозь "железный занавес") основные на- правления психологической мысли, представленные в мировой |
![]() | Определение психологии. Предмет психологии. Основные отличия научной и житейской психологии | ![]() | Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие... |
![]() | Ступпицкий В. П., проф каф психологии Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова, академик раэп, член-корреспондент Международной... | ![]() | В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии... |
![]() | Возникновение психики как результат эволюции материи. Современные представления об этапах развития психики. Психика и мозг человека:... | ![]() | Под редакцией проф каф психологии рэа им. Плеханова, академика раен, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента... |
![]() | Контрольная работа по дисциплине «Инвестиционная стратегия» состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть... | ![]() | Психология и деонтология. Взаимоотношения медицинского работника и больного |
![]() | В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских... | ![]() | Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии |