Основы теоретической психологии уч




НазваниеОсновы теоретической психологии уч
страница1/84
Дата публикации23.03.2013
Размер9.73 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

www.koob.ru

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

Основы теоретической психологии.

уч.

М., 1998.

528 с.
Содержание:

От авторов.
Теоретическая психология как область психологической науки

(вводная глава).
Часть 1.
ПРОЛЕГОМЕНЫ
К ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

ИССЛЕДОВАНИЮ.
Часть 2.
БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ

ПСИХОЛОГИИ.
Часть 3.
МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

КАТЕГОРИИ.
Часть 4.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ.
Часть 5.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ.
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА -

^ ЯДРО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
(вместо заключения).
Литература.
От авторов
В книге предлагается читателям (студентам старших курсов педву-

зов и психологических факультетов университетов, а также аспиран-

там кафедр психологии) целостное и систематизированное рассмотре-

ние основ теоретической психологии как особой отрасли науки.
Учебное пособие продолжает и развивает проблематику, содержа-

щуюся в предшествующих трудах авторов (Ярошевский М.Г. История

психологии, 3-е изд., 1985; Ярошевский М.Г. Психология XX столе-

тия, 2-е изд., 1974; Петровский А.В. Вопросы истории и теории психо-

логии. Избранныетруды, 1984; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Ис-

тория психологии, 1995; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История

и теория психологии, в 2-х томах, 1996; Ярошевский М.Г. Историче-

ская психология науки, 1996).
В книге рассматриваются: предмет теоретической психологии, пси-

хологическое познание как деятельность, историзм теоретического

анализа, категориальный строй, объяснительные принципы и клю-

чевые проблемы психологии. По своему существу "Основы теорети-

ческой психологии" - учебное пособие, предназначенное для завер-

шения полного курса психологии в высших учебных заведениях.
Вводная глава "Теоретическая психология как область психологи-

ческой науки" и главы 9, 1 1, 14 написаны А.В. Петровским; глава 10 -

В.А. Петровским; главы 1,2,3,4,5,6,7,8, 12, 13, 15, 16, 17-

М.Г. Ярошевским; заключительная глава "Категориальная система -

ядротеоретической психологии" написана совместно А.В. Петровским,

В.А. Петровским, М.Г. Ярошевским.
Авторы с благодарностью примут замечания и предложения, ко-

торые будут способствовать дальнейшей научной работе в области те-

оретической психологии.
Проф. А.В. Петровский

Проф. М.Г. Ярошевский
Теоретическая психология как область психологической науки

(вводная глава)
Предмет Предмет теоретической психологии - самореф-

теоретической лексия психологической науки, выявляющая и ис-

психологии следующая ее категориальный строй (протопси-
хические, базисные, метапсихологические, экстра-

психологические категории), объяснительные принципы (детерми-

низм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие

на историческом пути развития психологии (психофизическая, пси-

хофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психо-

логическое познание как особый род деятельности.
Термин "теоретическая психология" встречается в трудах мно-

гих авторов, однако он не был использован для оформления особой

научной отрасли.
Элементы теоретической психологии, включенные в контекст как

общей психологии, так и прикладных ее отраслей, представлены в

трудах российских и зарубежных ученых.
Анализу подвергались многие аспекты, касающиеся природы и

структуры психологического познания. Саморефлексия науки обо-

стрялась в кризисные периоды ее развития. Так, на одном из рубе-

жей истории, а именно в конце XIX - начале XX столетия, разго-

релись дискуссии по поводу того, на какой способ образования по-

нятий должна ориентироваться психология - либо на то, что при-

нято в науках о природе, либо на то, что относится к культуре. В

дальнейшем с различных позиций обсуждались вопросы, касающи-

еся предметной области психологии, в отличие от других наук и спе-

цифических методов ее изучения. Неоднократно затрагивались та-

кие темы, как соотношение теории и эмпирии, эффективность объ-

яснительных принципов, используемых в спектре психологических

проблем, значимость и приоритетность самих этих проблем и др.

Наиболее весомый вклад в обогащение научных представлений о

своеобразии самой психологической науки, ее состава и строения

внесли российские исследователи советского периода П.П. Блонский,

Л.С. Выготский, М.Я. Басов, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Однако

до сих пор не были выделены ее составляющие из содержания раз-
личных отраслей психологии, где они существовали с другим мате-

риалом (понятиями, методами изучения, историческими сведения-

ми, практическими приложениями и т. п.). Так, С.Л. Рубинштейн в

своем капитальном труде "Основы общей психологии" дает трак-

товку различных решений психофизической проблемы и рассмат-

ривает концепцию психофизиологического параллелизма, взаимо-

действия, единства. Но этот круг вопросов не выступает как пред-

мет изучения особой отрасли, отличной от общей психологии, ко-

торая прежде всего обращена к анализу психических процессов и

состояний. Теоретическая психология, таким образом, не выступи-

ла для него (как и для других ученых) в качестве особой интеграль-

ной научной дисциплины.
Особенностью формирования теоретической психологии в на-

стоящее время является противоречие между уже сложившимися ее

компонентами (категориями, принципами, проблемами) и ее не-

представленностью как целостной области, как системы психоло-

гических категорий. Отмеченное противоречие авторы попытались

устранить в этой книге. В то же время если бы она была названа

"Теоретическая психология", то это предполагало бы завершенность

становления обозначенной таким образом области. В действитель-

ности мы имеем дело с "открытостью" этой научной отрасли для

включения в нее многих новых звеньев. В этой связи целесообраз-

но говорить об "основах теоретической психологии", имея в виду

дальнейшую разработку проблематики, обеспечивающую целост-

ность научной области.
В контексте теоретической психологии возникает проблема со-

отношения эмпирического знания и его теоретического обобщения.

При этом сам процесс психологического познания рассматривается

как особого вида деятельность. Отсюда, в частности, возникает так-

же проблема соотношения объективных методов исследования и

данных самонаблюдения (интроспекции). Неоднократно возникал

сложный в теоретическом отношении вопрос о том, что фактиче-

ски дает интроспекция, могут ли результаты самонаблюдения рас-

сматриваться наравне с тем, что удается обрести объективными ме-

тодами (Б.М. Теплов). Не получается ли так, что, заглядывая в се-

бя, человек имеет дело не с анализом психических процессов и со-

стояний, а только лишь с внешним миром, который в них отражен

и представлен?
Важной стороной рассматриваемой отрасли психологии высту-

пают ее прогностические возможности. Теоретическое знание яв-

ляется системой не только утверждений, но и предсказаний по по-

воду возникновения различных феноменов, переходов от одного
утверждения к другому без непосредственного обращения к чув-

ственному опыту.
Выделение теоретической психологии в особую сферу научного

знания обусловлено тем, что психология способна собственными

силами, опираясь на собственные достижения и руководствуясь соб-

ственными ценностями, постичь истоки своего становления, перс-

пективы развития. Еще памятны те времена, когда "методология

решала все", хотя процессы возникновения и применения методо-

логии могли не иметь с психологией ничего общество. У многих до

сих пор сохраняется вера в то, что предмет психологии и ее основ-

ные категории могут быть изначально взяты откуда-то извне - из

области внепсихологического знания. Огромное число распростра-

ненных методологических разработок, посвященных проблемам де-

ятельности, сознания, общения, личности, развития, написаны фи-

лософами, но при этом адресованы именно психологам. Послед-

ним вменялось в обязанность особое видение своих задач - в духе

вполне уместного в конце XIX века вопроса "Кому и как разраба-

тывать психологию?", то есть в поиске тех областей научного зна-

ния (философии, физиологии, теологии, социологии и т. д.), кото-

рые созидали бы психологическую науку. Конечно, поиск психоло-

гией в себе самой источников своего роста, "ветвлений", расцвета

и появления ростков новых теорий был бы абсолютно немыслим

вне обращения психологов к специальным философским, культу-

рологическим, естественнонаучным и социологическим работам.

Однако при всей значимости той поддержки, которую оказывают

психологии непсихологические дисциплины, они не способны под-

менить собой труд самоопределения психологической мысли. Тео-

ретическая психология отвечает на этот вызов: она формирует об-

раз самой себя, вглядываясь в свое прошлое, настоящее и будущее.
Теоретическая психология не равна сумме психологических тео-

рий. Подобно любому целому, она представляет собой нечто боль-

шее, чем собрание образующих ее частей. Различные теории и кон-

цепции в составе теоретической психологии ведут диалог друг с дру-

гом, отражаются друг в друге, открывают в себе то общее и особен-

ное, что роднит или отдаляет их. Таким образом, перед нами - мес-

то "встречи" этих теорий.
До сих пор ни одна из общепсихологических теорий не могла

заявить о себе в качестве теории, действительно общей по отноше-

нию к совокупному психологическому знанию и условиям его об-

ретения. Теоретическая психология изначально ориентирована на

построение подобной системы научного знания в будущем. В то

время как материалом для развития специальных психологических
История психоло-

гической науки

и историзм теоретиче-

ской психологии
теорий и концепций служат факты, получаемые эмпирически и

обобщаемые в понятиях (первая ступень психологического позна-

ния), материалом теоретической психологии являются сами эти те-

ории и концепции (вторая ступень), возникающие в конкретных

исторических условиях.

Неразрывно связанные области психологи-

ческой науки - история психологии и тео-

ретическая психология - тем не менее су-

щественно различаются по предмету иссле-

дования. Задачи историка психологии со-

стоят в прослеживании путей развития исследований и их теорети-

ческого оформления в связи с перипетиями гражданской истории и

во взаимодействии со смежными областями знаний. Историк пси-

хологии следует от одного периода становления науки к другому, от

характеристики взглядов одного видного ученого к анализу воззре-

ний другого. В отличие от этого теоретическая психология исполь-

зует принцип историзма для аналитического рассмотрения резуль-

тата развития науки на каждом его (развития) этапе, вследствие че-

го становятся явными составляющие современного теоретического

знания в наиболее значимых характеристиках и подходах. Истори-

ческий материал в этих целях привлекается для осуществления те-

оретического анализа.
Поэтому авторы сочли целесообразным обратиться прежде всего

к деятельности российских психологов, чьи труды в силу идеологи-

ческих препон оказались очень слабо представленными в мировой

психологической науке. Вместе с тем предложенные для рассмотре-

ния основы теоретической психологии можно было бы построить на

материале, полученном путем анализа американской, французской,

немецкой или какой-либо другой психологии. Правомерность подо-

бного взгляда можно объяснить тем обстоятельством, что в россий-

ской психологии фактически оказались отраженными (при всех труд-

ностях их ретрансляции сквозь "железный занавес") основные на-

правления психологической мысли, представленные в мировой
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы теоретической психологии уч iconВопросы к экзамену «основы психологии»
Определение психологии. Предмет психологии. Основные отличия научной и житейской психологии

Основы теоретической психологии уч iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

Основы теоретической психологии уч iconУчебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено...
Ступпицкий В. П., проф каф психологии Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова, академик раэп, член-корреспондент Международной...

Основы теоретической психологии уч iconН. Л. Мишатина Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды
В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии...

Основы теоретической психологии уч icon1 Естественно- научные основы психологии
Возникновение психики как результат эволюции материи. Современные представления об этапах развития психики. Психика и мозг человека:...

Основы теоретической психологии уч iconУчебники, учебные пособия Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко Основы медицинской...
Под редакцией проф каф психологии рэа им. Плеханова, академика раен, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента...

Основы теоретической психологии уч iconИнвестиционная стратегия методические рекомендации для студентов всех форм обучения
Контрольная работа по дисциплине «Инвестиционная стратегия» состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть...

Основы теоретической психологии уч iconВ. Н. Мясищев и др. "Основы общей и медицинской психологии"
Психология и деонтология. Взаимоотношения медицинского работника и больного

Основы теоретической психологии уч iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Основы теоретической психологии уч iconИ. В. Вачков основы технологии группового тренинга
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница