Скачать 9.35 Mb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕПредисловие ...............................................................................................................3 Глава 1. Что такое возрастная психология?.............................................................5 Глава 2. В которой кое-что о прогрессе ..................................................................31 Глава 3. О том, что происходит с каждым из нас, когда мы живем среди людей...........................................................................................................................65 Глава 4. Я-это.............................................................................................................85 Глава 5. Мы так похожи, или другие - это..............................................................123 Глава 6. О теориях и их полезности (очень личная и очень короткая)…............177 Глава 7. О жизни и смерти........................................................................................187 ^ или о педагогических позициях...............................................................................235 Глава 9. О великих теориях: Ж.Пиаже и Л.С. Выготский....................................255 Глава 10. Нормальный человек - это......................................................................299 Глава 11. О культуре и субкультуре ......................................................................357 Глава 12. О младенцах от 0 до 2-х лет (очень длинная).......................................373 Глава 13. О раннем детстве (2-4 года)....................................................................429 Глава 14. О середине детства (5-7 лет) ..................................................................445 Глава 15. О конце детства (8-12 лет) (в ней же «Школа в школе»)………….....469 Глава 16. О подростках (13-17 лет) ........................................................................505 Глава 17. О юности (18-22 года) .............................................................................537 Глава 18. О взрослении (23-30 лет).........................................................................551 Глава 19. О переходном возрасте (30-35 лет)........................................................577 Глава 20. О зрелости (36-50 лет).............................................................................599 Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет)……….................................................625 Глава 22. О старости (старше 65 лет).....................................................................641 Очень краткое послесловие.....................................................................................662 Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с. ISBN 5-7695-0303-3 Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основной теме - становлению человека, формированию жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемами современной психологии. УДК 159.9 ББК 88 © Абрамова Г.С, 1998 © Издательский центр «Академия», 1998 ПРЕДИСЛОВИЕЭта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы: • я много лет не занималась научной работой в области психологии развития; • отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей; • авторитет науки в обществе был достаточно высок; • мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения; • ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность; • не существовало тревоги за будущее... Эта книга написана • потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом; • потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми; • потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят; • потому что это, прежде всего, путь построения текста - словесного текста, обращенного к слушателю; потому что существует мировая художественная литература и наука, ко- торые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинст- во осуществления живой жизни выразить невозможно... Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, ка- кой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках университета. Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гумани- ста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень важно, я бы даже сказала, пристрастно важно. Хотелось показать использование разных способов понимания человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тек- сте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи, и отрывки из художественной литературы, и многое другое... Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций помо- жет читателю сориентироваться в собственной картине мира. Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности чело- века не отпугнут читателя словом «смерть». Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавший его человек захотел со мной поспорить... Считала, что недоговоренность - основное свойство пси- хологического знания. Иначе это называют открытостью, открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исход- ного положения, позволяющего понимать предмет своего изучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта для любого, обладающего минимальной любознательностью, воз- можностью задавать самому себе вопросы... Относительность истины научного знания в психологии приобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы человека, получившего это знание. Это дела- ет историю науки не только историей поиска истины, но и историей судеб... Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Как это узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, если тайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразга- данная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день, который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, «завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий нас, представляется нам тьмой. Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще впереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда». В моей работе нет конкретных биографий людей, с которыми встречалась близко за годы профессиональной практической работы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при- сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца, переделать заново не один раз многие страницы. Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком ради помощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлении своей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикой кем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизнь гораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле- ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир фантомами чувств, мыслей, желаний и... Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мне простит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции о том, как надо и что должно быть... |
![]() | Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):... | ![]() | В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
![]() | А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с | ![]() | Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;... |
![]() | Кроме эмпирических (исследовательских) методов возрастная психология использует и другие группы методов: аналитические, сравнительные,... | ![]() | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е... |
![]() | Предмет, задачи, структура, основные проблемы психологии развития и возрастной психологии | ![]() | Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
![]() | Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы),... | ![]() | Рыцарь науки /Козленя-Каминская Е. И.//Возрастная и педагогическая психология. Сб науч тр./ Науч ред. О. В. Белановская, В. И. Секун... |