Что такое возрастная психология?




НазваниеЧто такое возрастная психология?
страница1/68
Дата публикации05.04.2013
Размер9.35 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие ...............................................................................................................3

Глава 1. Что такое возрастная психология?.............................................................5

Глава 2. В которой кое-что о прогрессе ..................................................................31

Глава 3. О том, что происходит с каждым из нас, когда мы живем среди людей...........................................................................................................................65

Глава 4. Я-это.............................................................................................................85

Глава 5. Мы так похожи, или другие - это..............................................................123

Глава 6. О теориях и их полезности (очень личная и очень короткая)…............177

Глава 7. О жизни и смерти........................................................................................187

^ Глава 8. О том, как теории влияют на жизнь,

или о педагогических позициях...............................................................................235

Глава 9. О великих теориях: Ж.Пиаже и Л.С. Выготский....................................255

Глава 10. Нормальный человек - это......................................................................299

Глава 11. О культуре и субкультуре ......................................................................357

Глава 12. О младенцах от 0 до 2-х лет (очень длинная).......................................373

Глава 13. О раннем детстве (2-4 года)....................................................................429

Глава 14. О середине детства (5-7 лет) ..................................................................445

Глава 15. О конце детства (8-12 лет) (в ней же «Школа в школе»)………….....469
Глава 16. О подростках (13-17 лет) ........................................................................505

Глава 17. О юности (18-22 года) .............................................................................537

Глава 18. О взрослении (23-30 лет).........................................................................551

Глава 19. О переходном возрасте (30-35 лет)........................................................577

Глава 20. О зрелости (36-50 лет).............................................................................599

Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет)……….................................................625

Глава 22. О старости (старше 65 лет).....................................................................641

Очень краткое послесловие.....................................................................................662

Абрамова Г. С.

А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
ISBN 5-7695-0303-3
Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге,
подчинены основной теме - становлению человека, формированию
жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование
в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем,
кто интересуется проблемами современной психологии.

УДК 159.9
ББК 88

© Абрамова Г.С, 1998
© Издательский центр «Академия», 1998




ПРЕДИСЛОВИЕ


Эта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы:

• я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

• отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

• авторитет науки в обществе был достаточно высок;

• мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

• ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

• не существовало тревоги за будущее...
Эта книга написана

• потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

• потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;

• потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят;

• потому что это, прежде всего, путь построения текста -
словесного текста, обращенного к слушателю; потому что
существует мировая художественная литература и наука, ко-
торые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинст-
во осуществления живой жизни выразить невозможно...

Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной
психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, ка-
кой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках
университета.

Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание
человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно
позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гумани-
ста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое
поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень
важно, я бы даже сказала, пристрастно важно.

Хотелось показать использование разных способов понимания
человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тек-
сте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи,
и отрывки из художественной литературы, и многое другое...

Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций помо-
жет читателю сориентироваться в собственной картине мира.

Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности чело-
века не отпугнут читателя словом «смерть».

Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавший
его человек захотел со мной поспорить...

Считала, что недоговоренность - основное свойство пси-
хологического знания. Иначе это называют открытостью,
открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исход-
ного положения, позволяющего понимать предмет своего
изучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта для
любого, обладающего минимальной любознательностью, воз-
можностью задавать самому себе вопросы...

Относительность истины научного знания в психологии
приобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы человека, получившего это знание. Это дела-
ет историю науки не только историей поиска истины, но и
историей судеб...

Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Как
это узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, если
тайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразга-
данная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день, который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, «завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий нас, представляется нам тьмой. Восходит лишь
та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще
впереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда».

В моей работе нет конкретных биографий людей, с которыми
встречалась близко за годы профессиональной практической
работы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при-
сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца, переделать заново не один раз многие страницы.

Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком ради
помощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлении
своей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикой
кем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизнь
гораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле-
ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир фантомами чувств, мыслей, желаний и...

Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мне
простит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции о
том, как надо и что должно быть...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое возрастная психология? icon1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...

Что такое возрастная психология? iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Что такое возрастная психология? iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

Что такое возрастная психология? iconПосредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;...

Что такое возрастная психология? iconКроме эмпирических (исследовательских) методов возрастная психология...
Кроме эмпирических (исследовательских) методов возрастная психология использует и другие группы методов: аналитические, сравнительные,...

Что такое возрастная психология? iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

Что такое возрастная психология? iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
Предмет, задачи, структура, основные проблемы психологии развития и возрастной психологии

Что такое возрастная психология? iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Что такое возрастная психология? iconОМ! Что такое связанность (бандха)?
Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы),...

Что такое возрастная психология? iconРыцарь науки /Козленя-Каминская Е. И.//Возрастная и педагогическая...
Рыцарь науки /Козленя-Каминская Е. И.//Возрастная и педагогическая психология. Сб науч тр./ Науч ред. О. В. Белановская, В. И. Секун...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница