Общая психология




НазваниеОбщая психология
страница1/8
Дата публикации06.04.2013
Размер1.08 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Е.И. Сатаева


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Нижний Новгород

2012

УДК 159.9

ББК 88.3

С 21


Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Н.Ю. Стоюхина

кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Челнокова





^ Сатаева, Е.И.

С 21

Общая психология: учебное пособие / Е.И. Сатаева. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 115 с.



Учебное пособие представляет собой систематизированный теоретический материал по общей психологии. Пособие позволит студентам овладеть базовыми психологическими понятиями и создаст предпосылки для более успешного освоения теорией и практикой современной психологической науки.

Целью учебного пособия является повышение качества подготовки студентов к практическим, семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Общая психология».

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения.

УДК 159.9

ББК 88.3


© Сатаева Е.И., 2012

© НГПУ им. К.Минина, 2012
Содержание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

4

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПсихологиИ как науки…………………………………………………………………….

5

РАЗДЕЛ 2. Психика и сознание………………………………..

21

РАЗДЕЛ 3. психические процессы…………………………..

37




Ощущение………………………………………………………

36




ВОСПРИЯТИЕ……………………………………………………..

39




ПРЕДСТАВЛЕНИе………………………………………………..

41




ВООБРАЖЕНИЕ…………………………………………………..

44




ПАМЯТЬ……………………………………………………………

46




МЫШЛЕНИЕ………………………………………………………

48




ЯЗЫК И РЕЧЬ……………………………………………………...

51




ВНИМАНИЕ……………………………………………………….

55




ВОЛЯ……………………………………………………………….

57




Эмоции и чувства…………………………………………..

60

РАЗДЕЛ 4. психические состояния………………………..

64

РАЗДЕЛ 5. психические свойства…………………………..

70




ЛИЧНОСТЬ………………………………………………………..

70




МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………………

88




СПОСОБНОСТИ…………………………………………………..

93




ТЕМПЕРАМЕНТ…………………………………………………..

98




ХАРАКТЕР…………………………………………………………

104

Раздел 6. Психология деятельности……………………..

106

заключение…………………………………………………………..

112

СПИСОК ЛитературЫ………………………………………………

113



ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие подготовлено на основе лекций по дисциплине «Общая психология». Его цель – является повышение качества подготовки студентов к практическим, семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Общая психология».

В нем раскрыто содержание таких разделов как: «Общая характеристика психологии как науки», «Психические процессы», «Психически состояния», Психические свойства», «Психология деятельности». Каждый раздел содержит: план текущей темы, краткое изложение основного материала по теме.

Краткий курс лекций, прежде всего, адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) очной, заочной, очно-заочной форм обучения.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПсихологиИ как науки
ПЛАН


  1. Этапы развития психологической науки

  2. Основные направления отечественной и зарубежной психологии

  3. Область изучаемых явлений в психологии

  4. Характеристика отраслей психологической науки

  5. Взаимосвязь психологии и современных наук



  1. Этапы развития психологической науки




Этап

Содержание

1 этап

Психология

как наука о душе

Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

2 этап

Психология

как наука о сознании

Начинается в XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать желать называли сознанием. Основным методам изучения считалось наблюдения человека за самим собой и описание

3 этап

Психология

как наука о поведении

Начинается в XX в. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались

4 этап

Психология

как наук, изучающая факты, закономерности и механизмы психике

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Развитие предмета психологии (психика) в рамках отдельных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. B одушевленности видели причину развития явлений и движения.

Аристотель. Представления о душе изложены Аристотелем в одноименном трактате («О душе»). Душа – это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа – это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение – это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия – материя, форма, причина и цель – объединены в философии Аристотеля в одно – энтелехия (от греч. целенаправленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она представляет собой некое органическое вещество – «пневму», которая у животных вырабатывается в крови. Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична.

Аристотель выделяет так называемые способности (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни.

Растительная душа обладает свойством уподобления, извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны по отношению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят питание, рост и размножение. Эта способность – общая у растений, животных и человека.

Животная душа обладает свойством воспринимать образы вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.

Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обладает только человек.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна.

Основоположник атомистической материалистической философии – имел следующие представления: атомы – мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, которые различаются по форме, величине и подвижности.

Душой обладают все предметы живой и неживой природы. Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, необыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, приводят тело в движение.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего c материей и в отличие от последней идеальна.

Душа – это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь души циклична и бесконечна.

Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души – разум (головной мозг), иррациональная часть состоит из яростного духа или пыла (сердце) и вожделеющей души (печень). Конфликт между рациональней и иррациональной частями души обнаруживается в сновидениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, дикий вид желаний» («Республика»).

2-й этап. B XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.

P. Декарт. Декарт видел мир состоящим из двух субстанций – мыслящей (духовной) и материальной (телесной). Две субстанции различаются между собой по одному крайне значительному критерию – измеримости. Материальный мир измерим с помощью числа, так как имеет протяжение, мыслящая духовная субстанция – неизмерима. Возникает возможность изучать природу, измеряя ее. Это суждение, естественно, переносится и на человеческое тело. Понятие, с помощью которого можно описать функции тела, – рефлекс (отражение), механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Механические метафоры, с помощью которых Декарт описывает живые организмы и соответствующее мышление, оказали сильное влияние на формирование естественнонаучного мышления и подход к телу как к объекту, которым можно манипулировать, по аналогии с механизмами. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, искусственным поддержанием жизни с помощью технических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др.

С философии Декарта начинается принципиально новое понимание души: душа (психика) – это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному бытию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название психофизиологического дуализма (двойственности).

Д. Локк. Критика теории врожденных идей: если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям, но поскольку это не так, можно с уверенностью утверждать, что разум результат опыта, которым наполняется душа в течение всей индивидуальной жизни. Человек черпает знания из двух источников – внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии – внутреннего опыта, из него рождаются общие идеи и сложные понятия.

Продуктом человеческого ума являются простые идеи, состоящие из одного представления, и сложные идеи – результат суммирования, сравнения и обобщения простых идей. Так же как и Гоббс, Локк полагал, что речь – необходимый атрибут мышления, и приписывал речи две функции – обозначающую (с помощью которой осуществляется мышление) и функцию выражения (с помощью которой люди общаются между собой).

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге В. Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая психология iconЮрий Викторович Щербатых Общая психология введение
Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания

Общая психология iconКонтрольные вопросы к экзамену по курсу «Общая и экспериментальная...

Общая психология iconНаталья викторовна субъект как категория отечественной психологии
Специальность 19. 00. 01 – Общая психология, психология личности, история психологии

Общая психология iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология»...
Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;...

Общая психология iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология»...
Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;...

Общая психология iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова

Общая психология iconВопросы к государственному экзамену специализация: Эксплуатация и...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

Общая психология iconВопросы к государственному экзамену специализация: Экономика и управление...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

Общая психология iconВопросы к государственному экзамену специализация: дизайн интерьера,...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

Общая психология iconОбщая и экспериментальная психология
Направление подготовки -050400 педагогическое образование квалификация (степень) «бакалавр»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница