Скачать 1.08 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Е.И. Сатаева ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие Нижний Новгород 2012 УДК 159.9 ББК 88.3 С 21 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Н.Ю. Стоюхина кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Челнокова
Учебное пособие представляет собой систематизированный теоретический материал по общей психологии. Пособие позволит студентам овладеть базовыми психологическими понятиями и создаст предпосылки для более успешного освоения теорией и практикой современной психологической науки. Целью учебного пособия является повышение качества подготовки студентов к практическим, семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Общая психология». Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УДК 159.9 ББК 88.3 © Сатаева Е.И., 2012 © НГПУ им. К.Минина, 2012 Содержание
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие подготовлено на основе лекций по дисциплине «Общая психология». Его цель – является повышение качества подготовки студентов к практическим, семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Общая психология». В нем раскрыто содержание таких разделов как: «Общая характеристика психологии как науки», «Психические процессы», «Психически состояния», Психические свойства», «Психология деятельности». Каждый раздел содержит: план текущей темы, краткое изложение основного материала по теме. Краткий курс лекций, прежде всего, адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) очной, заочной, очно-заочной форм обучения. РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПсихологиИ как науки ПЛАН
1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. B одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель. Представления о душе изложены Аристотелем в одноименном трактате («О душе»). Душа – это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа – это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение – это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия – материя, форма, причина и цель – объединены в философии Аристотеля в одно – энтелехия (от греч. целенаправленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она представляет собой некое органическое вещество – «пневму», которая у животных вырабатывается в крови. Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична. Аристотель выделяет так называемые способности (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни. Растительная душа обладает свойством уподобления, извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны по отношению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят питание, рост и размножение. Эта способность – общая у растений, животных и человека. Животная душа обладает свойством воспринимать образы вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку. Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обладает только человек. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Основоположник атомистической материалистической философии – имел следующие представления: атомы – мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, которые различаются по форме, величине и подвижности. Душой обладают все предметы живой и неживой природы. Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, необыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, приводят тело в движение. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего c материей и в отличие от последней идеальна. Душа – это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь души циклична и бесконечна. Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души – разум (головной мозг), иррациональная часть состоит из яростного духа или пыла (сердце) и вожделеющей души (печень). Конфликт между рациональней и иррациональной частями души обнаруживается в сновидениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, дикий вид желаний» («Республика»). 2-й этап. B XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. P. Декарт. Декарт видел мир состоящим из двух субстанций – мыслящей (духовной) и материальной (телесной). Две субстанции различаются между собой по одному крайне значительному критерию – измеримости. Материальный мир измерим с помощью числа, так как имеет протяжение, мыслящая духовная субстанция – неизмерима. Возникает возможность изучать природу, измеряя ее. Это суждение, естественно, переносится и на человеческое тело. Понятие, с помощью которого можно описать функции тела, – рефлекс (отражение), механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Механические метафоры, с помощью которых Декарт описывает живые организмы и соответствующее мышление, оказали сильное влияние на формирование естественнонаучного мышления и подход к телу как к объекту, которым можно манипулировать, по аналогии с механизмами. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, искусственным поддержанием жизни с помощью технических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др. С философии Декарта начинается принципиально новое понимание души: душа (психика) – это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному бытию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название психофизиологического дуализма (двойственности). Д. Локк. Критика теории врожденных идей: если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям, но поскольку это не так, можно с уверенностью утверждать, что разум – результат опыта, которым наполняется душа в течение всей индивидуальной жизни. Человек черпает знания из двух источников – внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии – внутреннего опыта, из него рождаются общие идеи и сложные понятия. Продуктом человеческого ума являются простые идеи, состоящие из одного представления, и сложные идеи – результат суммирования, сравнения и обобщения простых идей. Так же как и Гоббс, Локк полагал, что речь – необходимый атрибут мышления, и приписывал речи две функции – обозначающую (с помощью которой осуществляется мышление) и функцию выражения (с помощью которой люди общаются между собой). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге В. Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу. |
![]() | Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания | ![]() | |
![]() | Специальность 19. 00. 01 – Общая психология, психология личности, история психологии | ![]() | Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;... |
![]() | Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;... | ![]() | Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова |
![]() | Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии | ![]() | Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии |
![]() | Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии | ![]() | Направление подготовки -050400 педагогическое образование квалификация (степень) «бакалавр» |