Скачать 6.06 Mb.
|
ОВЧАРОВА РАИСА ВИКТОРОВНА, доктор психологических наук, профессор Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7 Учебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология образования» для подготовки педагогов-психологов (специальность — 024400) ориентирован на технологические аспекты профессиональной деятельности психолога. Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений работы практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования. Пособие содержит контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Книга может быть использована психологами, учителями, социальными работниками и педагогами, руководителями учреждений образования. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Раздел I. Введение в специальность практического психолога Глава 1. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога 1.1. Требования к личности психолога в системе образования 1.2. Примерные модели психолога и его профессиональной деятельности 1.3. Статусы практического психолога в системе образования 1.4. Организация работы практического психолога 1.5. Взаимодействие психолога и педагога в ситуации совместной деятельности 1.6. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования 1.7. Авторские модели психологической службы..... 1.8. Основные формы работы практического психолога.............................................................. Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога 2.1. Современное понятие психодиагностики 2.2. Процедуры и методы школьной психодиагностики 2.3. Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование.... Глава 3. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования 3.1. Общее представление о психологическом консультировании 3.2. Виды психологического консультирования, их специфика 3.3. Методика индивидуального психологического консультирования Глава 4. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования 4.1. Психологическая коррекция 4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы 4.3. Специфика психокоррекционного процесса...... 4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками Раздел II. Технология работы психолога с различными возрастными группами Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста... 1.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника 1.2. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих игр 1.3. Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками 2.1. Младший школьник как объект психологической помощи 2.2. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе 2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка в школе 2.4. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников 2.5. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности 2.6. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения Глава 3. Технология работы психолога с подростками... 3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста 3.2. Технология психологической работы с подростками в школе 3.3. Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера 3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы 3.5. Психологическая помощь подросткам-инвалидам Глава 4. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов 4.1. Юность и ее психологические проблемы 4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников 4.3. Программа «Лидерство» 4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению 4.5. Тренинг личностного роста Раздел III. Методика работы школьного психолога с детьми «группы риска» и детьми, пострадавшими от насилия Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности 1.1. Социально-педагогическая запущенность у детей 1.2. Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка 1.3. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей 1.4. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся. Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога 2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение 2.2. Причины и факторы девиантного поведения; помощь детям и подросткам с девиантным поведением 2.3. Установление контакта с девиантными детьми 2.4. Диагностика девиантного поведения Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция 3.1. Психология агрессивного поведения 3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология 3.3. Аутоагрессия и ее профилактика 3.4. Аддективное поведение как вид саморазрушения личности 3.5. Мишени психологической коррекции аддиктивного поведения Глава 4. Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия 4.1. Дети и насилие. Основные понятия 4.2. Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия 4.3. Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия 4.4. Психотерапия и психопрофилактика насилия Раздел IV. Методика работы психолога с семьями учащихся Глава 1. Основные психологические концепции воспитания родителей и задачи психолога . 1.1. Что такое «воспитание родителей»? 1.2. Основные концепции и модели воспитания родителей 1.3. Диагностика семьи и семейного воспитания Глава 2. Основы семейного консультирования 2.1. Модели помощи современной семье 2.2. Техника семейного консультирования Глава 3. Основы коррекционной работы с семьей 3.1. Родительские коррекционные группы 3.2. Методика семейной психотерапии 3.3. Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков Раздел V. Методика работы психолога с педколлективом образовательного учреждения Глава 1. Педколлектив и педагоги в аспекте психологической помощи 1.1. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития 1.2. Психологический портрет педагога в аспекте психологической помощи Глава 2. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуляции и личностного роста 2.1. Педагог как личность и профессионал 2.2. Методы гармонизации внутреннего мира педагога 2.3. Методы самоактуализации педагога 2.4. Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагога Глава 3. Психолог и педагогическая экспертиза профессиональной компетентности педагогов 3.1. Профессиональная компетентность педагога 3.2. Психологические аспекты педагогической экспертизы профессиональной компетентности педагога 3.3. Анализ конкретных видов работы педагога с детьми Глава 4. Психологические методы повышения профессиональной эффективности педагога 4.1. Методы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения 4.2. Методы разрешения педагогических конфликтов ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие практической психологии в системе образования, создание психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, необходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующей личности. С созданием психологической службы в системе образования появилась потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей. До настоящего времени специфика подготовки практических психологов для учреждений образования была такова, что, получив профессиональную информацию, специалисты не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Академическая психологическая подготовка доминировала. Последнее связано с отсутствием либо слабой разработкой методических вопросов психологии в практической психологии как науке и ее малым опытом как практической деятельности. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежной психологии без их достаточной апробации и модификации к российским социокультурным условиям. Их описание разбросано по многочисленным источникам, что делает их малодоступными для системного использования как студентами, так и будущими психологами. На настоящий момент существует единственный российский учебник (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М: ТЦ «Сфера», 1998), которым могли бы пользоваться студенты психологических факультетов, изучая такие дисциплины специализации, как «Введение в профессию психолога», «Организация психологической службы в системе образования», «Методические проблемы психологии», «Психология девиантного поведения», «Психология семьи» и др. Кроме того, не решен вопрос с примерными учебными программами, ориентирующими преподавателей и студентов в этих дисциплинах. Большие затруднения практикующих психологов связаны также с технологическими аспектами их деятельности. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет первую попытку комплексного решения рассматриваемой проблемы. В нем прослеживается стремление автора описать технологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его труда, взаимодействия с педколлективом и кончая конкретными методиками, применяемыми в работе с различными возрастными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представленная в системе, дает начинающему специалисту целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Учебное пособие апробировано автором на психологическом факультете и в Центре переподготовки и повышения квалификации работников образования Курганского государственного университета при чтении комплексного курса «Практическая психология образования». Текст пособия снабжен необходимым методическим аппаратом для студентов и преподавателей, включающим фрагменты программы, изложенной в виде резюме в «Кратком содержании». Наименования отдельных параграфов и разделов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Раздел I ^ Глава 1 СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ^ 1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей — лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики. 1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором. 2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. 3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы. 4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности. Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром. Сегодня в школу пришли два типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе Они не стремятся «снизойти» до практических забот школы; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ, где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению его научных поисков. Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже — неудовлетворенность педагогической деятельностью. Ниже (табл. 1) приводится психограмма профессии психолога1. Качества и навыки, которые рекомендуют развивать к себе японским школьникам, ориентированным на профессию психолога: логичность и независимость мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям. Психограмма профессии (психолог) Таблица 1
|
![]() | Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,... | ![]() | Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: Тц... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интересующихся философской проблематикой |
![]() | Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов технических и химико-технологических вузов | ![]() | Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект... |
![]() | Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1 | ![]() | Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями... | ![]() | Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277 |