Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»




НазваниеУчебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»
страница1/49
Дата публикации19.04.2013
Размер6.06 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49
ОВЧАРОВА РАИСА ВИКТОРОВНА, доктор психологических наук, профессор

Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7

Учебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология образования» для подготовки педагогов-пси­хологов (специальность — 024400) ориентирован на тех­нологические аспекты профессиональной деятельности психолога. Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений рабо­ты практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.

Пособие содержит контрольные вопросы, темы семи­нарских занятий, задания для самостоятельной работы сту­дентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Книга может быть использована психологами, учителями, соци­альными работниками и педагогами, руководителями уч­реждений образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Раздел I. Введение в специальность практического психолога

Глава 1. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога

1.1. Требования к личности психолога в системе образования

1.2. Примерные модели психолога и его профессиональной деятельности

1.3. Статусы практического психолога в системе образования

1.4. Организация работы практического психолога

1.5. Взаимодействие психолога и педагога в ситуации совместной деятельности

1.6. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования

1.7. Авторские модели психологической службы.....

1.8. Основные формы работы практического психолога..............................................................

Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога

2.1. Современное понятие психодиагностики

2.2. Процедуры и методы школьной психодиагностики

2.3. Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование....

Глава 3. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования

3.1. Общее представление о психологическом консультировании

3.2. Виды психологического консультирования, их специфика

3.3. Методика индивидуального психологического консультирования

Глава 4. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования

4.1. Психологическая коррекция

4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы

4.3. Специфика психокоррекционного процесса......

4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Раздел II. Технология работы психолога с различными возрастными группами

Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста...

1.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника

1.2. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих

игр

1.3. Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками

2.1. Младший школьник как объект психологической помощи

2.2. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе

2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка в школе

2.4. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников

2.5. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности

2.6. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения

Глава 3. Технология работы психолога с подростками...

3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста

3.2. Технология психологической работы с подростками в школе

3.3. Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера

3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы

3.5. Психологическая помощь подросткам-инвалидам

Глава 4. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов

4.1. Юность и ее психологические проблемы

4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников

4.3. Программа «Лидерство»

4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению

4.5. Тренинг личностного роста

Раздел III. Методика работы школьного психолога с детьми «группы риска» и детьми, пострадав­шими от насилия

Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности

1.1. Социально-педагогическая запущенность у детей

1.2. Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка

1.3. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей

1.4. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся.

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога

2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение

2.2. Причины и факторы девиантного поведения; помощь детям и подросткам с девиантным поведением

2.3. Установление контакта с девиантными детьми

2.4. Диагностика девиантного поведения

Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция

3.1. Психология агрессивного поведения

3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология

3.3. Аутоагрессия и ее профилактика

3.4. Аддективное поведение как вид саморазрушения личности

3.5. Мишени психологической коррекции аддиктивного поведения

Глава 4. Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия

4.1. Дети и насилие. Основные понятия

4.2. Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия

4.3. Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадав­шими от насилия

4.4. Психотерапия и психопрофилактика насилия

Раздел IV. Методика работы психолога с семьями учащихся

Глава 1. Основные психологические концепции воспитания родителей и задачи психолога .

1.1. Что такое «воспитание родителей»?

1.2. Основные концепции и модели воспитания родителей

1.3. Диагностика семьи и семейного воспитания

Глава 2. Основы семейного консультирования

2.1. Модели помощи современной семье

2.2. Техника семейного консультирования

Глава 3. Основы коррекционной работы с семьей

3.1. Родительские коррекционные группы

3.2. Методика семейной психотерапии

3.3. Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков

Раздел V. Методика работы психолога с педколлекти­вом образовательного учреждения

Глава 1. Педколлектив и педагоги в аспекте психологической помощи

1.1. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития

1.2. Психологический портрет педагога в аспекте психологической помощи

Глава 2. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуля­ции и личностного роста

2.1. Педагог как личность и профессионал

2.2. Методы гармонизации внутреннего мира педагога

2.3. Методы самоактуализации педагога

2.4. Методы активизации личностных регуля­торов профессионального роста педагога

Глава 3. Психолог и педагогическая экспертиза профессиональной компетентности педагогов

3.1. Профессиональная компетентность педагога

3.2. Психологические аспекты педагогической экспертизы профессиональной компетентности педагога

3.3. Анализ конкретных видов работы педагога с детьми

Глава 4. Психологические методы повышения профес­сиональной эффективности педагога

4.1. Методы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения

4.2. Методы разрешения педагогических конфликтов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие практической психологии в системе образова­ния, создание психологического обеспечения учебно-вос­питательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, не­обходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психо­логического сопровождения растущей и формирующей лич­ности. С созданием психологической службы в системе обра­зования появилась потребность в подготовке педагогов-пси­хологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей.

До настоящего времени специфика подготовки практи­ческих психологов для учреждений образования была тако­ва, что, получив профессиональную информацию, специа­листы не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Академическая психологическая подготовка доминировала. Последнее свя­зано с отсутствием либо слабой разработкой методических вопросов психологии в практической психологии как науке и ее малым опытом как практической деятельности. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежной психологии без их достаточ­ной апробации и модификации к российским социокуль­турным условиям. Их описание разбросано по многочислен­ным источникам, что делает их малодоступными для сис­темного использования как студентами, так и будущими психологами.

На настоящий момент существует единственный россий­ский учебник (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М: ТЦ «Сфера», 1998), которым могли бы пользоваться студенты психологических факульте­тов, изучая такие дисциплины специализации, как «Введе­ние в профессию психолога», «Организация психологичес­кой службы в системе образования», «Методические про­блемы психологии», «Психология девиантного поведения», «Психология семьи» и др. Кроме того, не решен вопрос с примерными учебными программами, ориентирующими пре­подавателей и студентов в этих дисциплинах.

Большие затруднения практикующих психологов связа­ны также с технологическими аспектами их деятельности. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет пер­вую попытку комплексного решения рассматриваемой про­блемы. В нем прослеживается стремление автора описать тех­нологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его труда, вза­имодействия с педколлективом и кончая конкретными ме­тодиками, применяемыми в работе с различными возраст­ными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представ­ленная в системе, дает начинающему специалисту целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Учебное пособие апробировано автором на психологическом факуль­тете и в Центре переподготовки и повышения квалифика­ции работников образования Курганского государственного университета при чтении комплексного курса «Практическая психология образования».

Текст пособия снабжен необходимым методическим ап­паратом для студентов и преподавателей, включающим фраг­менты программы, изложенной в виде резюме в «Кратком содержании». Наименования отдельных параграфов и разде­лов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы.

Раздел I

^ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Глава 1

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

^ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей — лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональ­ной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекатель­ным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманны­ми, способствующими личностному росту каждого ребен­ка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправ­данно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные спо­собности, быть проницательным, рассудительным, сво­бодомыслящим, скрупулезным аналитиком, эксперимен­татором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радует­ся социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо за­поминает имена людей, любезен, тактичен, дипломати­чен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы лич­ности групповым интересам, совестливый, добросовест­ный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро ре­шает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мыс­ли, неумение решать свои проблемы, излишняя затормо­женность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чув­ство виновной ничтожности.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно най­ти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, ко­торые могут служить общим ориентиром.

Сегодня в школу пришли два типа психологов: интел­лектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как прави­ло, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе Они не стремятся «снизойти» до практических забот шко­лы; к учителям и руководителям, прошедшим только пси­хологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходи­тельно. Думается, что эту категорию можно было стимули­ровать через создание на базе школ, где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оп­лодотворению его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стрем­ление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают пробле­мы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, об­ладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их пере­квалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже — неудовлетворенность педагогической дея­тельностью.

Ниже (табл. 1) приводится психограмма профессии пси­холога1.

Качества и навыки, которые рекомендуют развивать к себе японским школьникам, ориентированным на профессию психолога: логичность и независимость мышления, груп­повая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.

Психограмма профессии (психолог)

Таблица 1

No

п/п

Личностные особенности, профессиональные умения


1

Внимание стремление понять позицию других

2

Дружелюбие, общительность

3

Способность стать лидером

4

Вежливость, обходительность

5

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

6

Жизнерадостность

7

Терпеливость, упорство

8

Большое чувство ответственности

9

Способность выполнять работу, полную разнообразия

10

Энтузиазм в трудовой деятельности

11

Тщательность действий

12

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

13

Аккуратность и последовательность в работе

14

Способность к планированию своего будущего

15

Способность к устным высказываниям

16

Хорошая память

17

Способность обучать других

18

Умение заботиться о больных

19

Умение заботиться о посторонних
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для студентов и преподавателей Творческий
Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: Тц...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов технических и химико-технологических вузов

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconДля студентов вузов, изучающих историю, культурологию, по­литологию, философию и социологию
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов...
Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconМгу им. М. В. Ломоносова и Гуманитарном институте. Для студентов,...
Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница