Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия




НазваниеУчебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия
страница1/24
Дата публикации17.03.2013
Размер3.02 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Б.И.Хасан П.А.Сергоманов

Разрешение конфликтов и ведение переговоров

Учебное пособие

Красноярск - Москва 2001


Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия

Рецензенты:

доктор психологических наук Н.В. Гришина

кандидат педагогических наук А.Г.Каспржак

Хасан Б.И., Сергоманов П.А.

Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие.

В пособии представлены основные понятия современной конф­ликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Систематически изложены спосо­бы подготовки, организации и проведения переговоров как основ­ной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктив­ного разрешения конфликтов и решения задач образования.

Адресовано студентам педагогических высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов и школ, родителям.

Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета

ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И.

© Сергоманов П.А.

© Институт психологии и педагогики

развития СО РАО © «Бонфи»

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка педагогов в области гражданского образова­ния................................................................................. 5

Предисловие редакторов................................................ 20

Введение........................................................................ 25

Методические рекомендации к проведению курса.............. 31

Часть 1. Конфликт.......................................................... 38

1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное со­стояние исследований проблемы конфликта (ме­тодологический аспект)..................................... 39

1.2. Структурное описание конфликта....................... 43

1.3. Функциональное описание конфликта................ 49

1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53

1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и дина­мика................................................................. 56

1.6. Участники конфликта......................................... 63

1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74

1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83

1.9. Специфика конфликтов в образовательных про­цессах................................................................ 87

1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94

1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102

Часть 2. Переговоры....................................................... 119

2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один

из возможных вариантов)................................... 130

2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфлик­та........................................................................ 135

2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра «Переговоры в школе»: обсуждение стереотипов конфронта­ции..................................................................... 139

2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии пе­реговорного процесса. Тренировка перегово­ров..................................................................... 147

2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготов­кой.................................................................... 151

2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе пере­говоров. Тренировка анализа переговоров............ 155

2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка орга­низации переговоров........................................ 158

2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161

Справочные материалы для студентов.............................. 162

Позиционно-функциональные модели организации вза­имодействия.................................................................. 162

Арбитраж........................................................................ 162

Давление (конфронтация)................................................ 164

Переговоры..................................................................... 166

Переговоры при помощи посредника............................... 168

Консультирование........................................................... 170

Представительство.......................................................... 173

Миротворчество............................................................. 175

Часть 3. Методический инструментарий для учебных за­нятий по анализу, конструированию конфликтов и веде­нию переговоров............................................................ 177

3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179

3.2. Определение поля «Prima acta»............................ 181

3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррек­ции в конфликтном взаимодействии................... 185

3.4. Игровая процедура «Поток»................................. 190

3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»..................... 193

3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания».......... 199

3.7. Игровая процедура«Экстериоризация внутренне­го конфликта».................................................... 202

Часть 4. Библиография. Зарубежные и отечественные ис­следования конфликтов: история и современность.......... 205

Декларация принципов толерантности............................. 229

25

ВВЕДЕНИЕ

Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.

^ СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

- Каковы основные признаки нового отношения к конфлик­там?

- Что означает конфликтная компетентность в этом новом подходе?

-Действительно ли школьное образование - наиболее адек­ватное тесто» для формирования конфликтной компе­тентности?

- Что мешает формированию конфликтной компетент­ности?

В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы повышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по граж­данскому образованию. Основными задачами этих курсов мы считаем:

- преодоление стереотипии негативного отношения к кон­фликту (преодоление страха перед конфликтом);

- формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;

- формирование навыков организации и проведения пере­говоров для разрешения конфликтов в условиях школы.

Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пытаемся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональ­ное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь.

Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессиональ­но уже достаточно компетентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное отношение-уста-

26_

новку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве случаев эта установка негативная.

Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъяв­ляют желание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности.

Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот сте­реотип для взрослого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стерео­типов социального поведения?

К обоснованию подхода

Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой в педагогическом об­разовании, а курсы конфликтологии становятся такими же мод­ными, как и психотерапевтические (см.: [1; 2; 3])- Однако боль­шинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключительно межлично­стным отношениям, возникающим по поводу образования и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характерис­тик образовательного процесса.

Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участ­ником особого конфликтного процесса, а в хороших случаях -и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов.

Если мы всерьез признаем противоречивый характер про­цессов учения-обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эф­фективной учебной и, шире, образовательной коммуникации.

Противоречивый характер образовательных процессов обус­ловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско-взрослая событийность, и отноше­ния в связи с оцениванием-самооцениванием, и учебная и со­циальная успешность-неуспешность, и т.п. Разумеется, такая бо-

27

гатая противоречивость порождает множество конфликтов, раз­решение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направ­лен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зави­сеть от того, насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать:

1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоре­чий, которое можно условно назвать естественными конф­ликтами, т.е. случающимися независимо от нас.

2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искус­ственно создавать) такие конфликты, в которых удерживают­ся учебные (образовательные) противоречия для их продук­тивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов.

Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде назы­ваем конфликтами.

^ Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в про­цессе его разрешения.

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной ком­петентности существуют два уровня:

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

- второй предусматривает умения проектировать необходи­мые для достижения учебных результатов конфликты, кон­струировать их непосредственно в ситуациях учебного вза­имодействия; владение способами организации продуктив­но ориентированного конфликтного поведения участни­ков ситуации.

И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формиро­вать конфликтную компетентность как способность учащего­ся. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащие­ся являются самыми придирчивыми и внимательными экспер­тами именно в области педагогической конфликтной компе­тентности.

28_

Что входит в содержание конфликтной компетентности

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализ­ма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы мо­жем определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной фор­ме, способствующей его разрешению.

При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликтной компетентности мы исходим из нескольких глав­ных положений:

1. В современной конфликтологии общепризнано, что перего­воры являются одной из наиболее эффективных форм раз­решения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание коопе­рации, задаваемой противоречиями: ребенок-взрослый; уче-ник-учитель; руководитель-подчиненный; учитель-родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сообществ, ори­ентированных на высокое качество жизни.

2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квалификации действующих в области разрешения конфлик­тов и ведения переговоров могут происходить в условиях, ког­да участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и кон­струирования в учебных условиях.

Условия работы с курсом

Курс выстроен как практикум, предназначенный для апро­бирования и последующей личной систематизации участника­ми навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ведения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектирования и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эф­фектов развития.

29

Предполагается, что способ организации занятий соответ­ствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторона в определенном конфликте, а также ве­дет и организует переговоры с участниками практикума.

Какое место в учебном плане и графике может занимать курс?

Курс рассчитан для 8-го или 9-го семестра, т.е. для студентов, у которых появился опыт педагогической практики: практики проведения уроков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экскурсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт сту­дента, тем более эффективным будет курс.

Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса?

В программе курса предполагается работа с описанием раз­ных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позво­ляет более жестко схватывать структурные и динамические ха­рактеристики конфликта и тем самым производить более оче­видный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения кон­фликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому ав­торы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуаль­ных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами не­обходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и осно­вания и интересы партнера по переговорам. Таким образом, сту­денты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закреп­ляет эгоцентрическую позицию в конфликте.

При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной стороны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт уча­стия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу

30_

как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых реальностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия реше­ний, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоя­тельство является важным, поскольку образует контекст и кор­ректность поведения педагога с техническими навыками раз­решения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контекста явля­ется для нас неудачным примером обучения.

Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важ­но, чтобы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация выс­казываний собеседника, задавание вопросов, построение ситу­ативных высказываний и т.п.

Студенты ко времени прохождения курса также должны изу­чить базовые гуманитарные университетские курсы: филосо­фию, культурологию, право, социальную психологию, психоло­гию развития, возрастную психологию, социологию, антропо­логию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д.

Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллек­тиве (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отчеты о педагогической практике и т.п.).
Конфликт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconСтановление личности
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию...

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconУчебное пособие Екатеринбург 2001 ббк 67. 411 П166
Пантелеев И. А. Подозрение в уголовном процессе России: Учеб пособие. – Екатеринбург: Издательствово Уральского юридического института...

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconИя наук институт проблем химической физики и. Н. Тодоров Г. И. Тодоров...
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту №03-0 і-62025

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconУчебное пособие Красноярск 2004 ббк 65. 050. 9(2)2
Менеджмент: Вопросы и ответы: Учеб пособие / А. Н. Чаплина, С. В. Здрестова; Т. В. Купчигина; кгтэи. – Красноярск, 2004. 2-е изд

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconСанкт-Петербург
...

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconКнига французской писательницы и философа Симоны де Бовуар «Второй пол»
Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского культурного центра в Москве

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников химико-технологических специальностей
Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения...

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconНил Шубин Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней
Издание осуществлено при поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия" Художественное оформление и макет Андрея...

Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия iconКнига представляет собой антологию тематически сгруппированных философских...
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв ред и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница