Донецкий институт психологии и предпринимательства




Скачать 151.47 Kb.
НазваниеДонецкий институт психологии и предпринимательства
Дата публикации17.03.2013
Размер151.47 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Кафедра

социальной работы и социальной психологии

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по учебной дисциплине:

«Конфликтология»

Вариант №1.

Студентки V курса

группы МЗ 2004б

Горбуновой Н. В.
Проверил: К. псих. н., доцент

Муханова И.Ф.
Подпись преподавателя:
Донецк 2009

Вариант 1.
1. Теоретическое задание: ответьте на задания

тестового контроля.



1. Что называется конфликтом:

а) «трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми
эмоциональными переживаниями»;

б) «столкновение разнонаправленных сил субъектов - сторон
взаимодействия»;

в) «вид общения, в основе которого лежат различные противоречия общающихся личностей»;

г) всё вышеназванное;

д) всё, кроме в).

Ответ: вариант б).

2. Возникновение конфликта:
а) является неизбежным;

б) его можно избежать;

в) его лучше не избегать, а разрешать;

г) лучше спровоцировать.

Ответ: вариант б).
3. К структурным элементам конфликта относятся:
а) образы конфликтной ситуации;

б) стороны конфликта;

в) условия протекания конфликта;

г) возможные действия участников;

д) исход конфликта;
е) всё вышеназванное;

ж) всё, кроме г).

Ответ: вариант е).

4. Что понимается под динамикой развития межличностного конфликта:

а) постепенная смена отношений между взаимодействующими участниками, зависящая от специфики их межличностных отношений;

б) внезапная смена отношений, связанная с индивидуально-психологическими особенностями участников, значимости их целей с учётом возникших факторов;

в) верно всё вышеназванное;

г) всё, кроме б).

Ответ: вариант в).
5. Что является помехой для продуктивного разрешения проблем:

а) ригидность личности;

б) размеры конфликта;

в) стереотипность мышления;

г) связь с другими конфликтами;

д) всё верно.

Ответ: вариант д).
6. К рациональным тактикам разрешения конфликта не относятся:

а) давление;

б) рациональное убеждение;

в) заключение сделок;

г) угроза;

е) дружелюбное обращение.

Ответ: вариант а), г).
7. Как называется конфликт, способствующий принятию
обоснованных решений и развитию взаимоотношений и служащий источником самосовершенствования и саморазвития личности?


Ответ: внутриличностный конфликт.
8. Как называется конфликт, характеризующийся противоборством между 2-мя взаимодействующими субъектами:

а) конфликт деструктивный;

б) конфликт конструктивный;

в) конфликт межличностный;

г) конфликт внутриличностный.

Ответ: вариант в).
9. Индивид, который чаще других создает и вовлекает других в конфликт и конфликтную ситуацию:

а) мотив в конфликте;

б) конфликтный человек;

в) конфликтная ситуация.

Ответ: вариант б).

^ 2 . Практическое задание:

заполните лист регистрации конфликтов.
Лист для регистрации конфликтов.
Инструкция: Вспомните конфликты, в которых Вам приходилось принимать участие в последнее время.

Заполните следующую таблицу:





С кем

произошел

конфликт

Описание

конфликтной

ситуации


Повод для конфликта



Кто победил в конфликте
















другой

оба

никто

я







1.Близкий родственник

2.Собственный

ребенок

3.Родители

4.Близкий друг

5.Незнакомый

человек

6.Начальник

7.Клиент

8.Коллега

9.Подчиненный



+



упрямство и непослу-

шание












+
































^ 3. Рефератное сообщение на тему:

«Конструктивное разрешение конфликтов».
План.

1. Формы и исходы завершения конфликтов.

2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

Среди управляющих воздействий по отношению к конфлик­ту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.
1. Формы и исходы завершения конфликтов.
В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта. Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например, «затухание» (В. Бойко, А. Ковалев), «преодоление» (Н. Феденко, В. Галицкий), «пресечение» (А.Каменев), «пригашение» (А. Рапопорт), «саморазрешение» (А. Анцупов), «угашение» (В. Добрович), «урегулирование» (А. Хилл), «устранение» (Р. Аккоф, Ф. Эмери), «улаживание» (А. Гозман). Слож­ность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения. Из ука­занных понятий наиболее широким является завершение кон­фликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта:

  • разреше­ние;

  • урегулирование;

  • затухание;

  • устранение;

  • перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разре­шение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении от­ношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. Только около 62% конфликтов между руководителями и подчиненными разрешается или ре­гулируется. В 38% конфликтов противоречие не разреша­ется или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%).


Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обыч­но происходит в результате:

  • истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

  • потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

  • переориентации мотивации оппонентов

Под устранением конфликта понимают такое воздействие

на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Устранение конфликта возможно с помощью сле­дующих способов:

  • изъятие из конфликта одного из оппонентов;

  • исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;

  • устранение объекта конфликта;

  • устранение дефицита объекта конфликта.

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

^ Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.
2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.
Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Некоторые исследователи выделяют организационные, исторические, правовые и другие факторы.

^ Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

^ Поиск общих или близких по содержанию точек соприкоснове­ния в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интере­сах, а не на личности оппонента.

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое нега­тивное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению кон­фликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное — снизить интенсивность негативных эмоций, пережи­ваемых по отношению к оппоненту.

Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Не бывает абсо­лютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необхо­димо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной сто­роны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.

^ Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути кон­фликта, умение сторон видеть главное способствуют успешно­му поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению кон­фликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Слишком ра­дикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам. Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся следующие:

  • время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений;

  • третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решить проблему;

  • своевременность: стороны приступают к разрешению
    конфликта на ранних стадиях его развития;

  • равновесие сил;

  • культура;

  • единство ценностей:

  • отношения.



3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенча­тый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуа­ции, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информа­ции по следующим проблемам:

  • объект конфликта;

  • оппонент;

  • собственная позиция;

  • причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

  • социальная среда;

  • вторичная рефлексия.

Источниками информации выступают личные наблюдения,

беседы с руководством, подчиненными, неформальными лиде­рами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта.

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, оппо­ненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и опреде­ляют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; как разрешится противоречие, ес­ли просто прекратить активные действия в конфликте.

Важно определить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитет­ных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в про­шлом.

^ Действия по реализации намеченного плана проводят в соот­ветствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; обращение к третьим лицам; обсуж­дение дополнительных уступок).

^ По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки собственного поведения; обобщить полученные зна­ния и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать от­ношения с недавним оппонентом; снять дискомфорт в отношениях с окружающими.

^ Стратегии выхода из конфликта. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основ­ную линию поведения оппонента на его заключительном эта­пе. Выделяют пять основных стратегий: сопер­ничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспо­собление. Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на лично­стные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оп­понента, возможные последствия, значимость решаемой про­блемы, длительность конфликта и др.

Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправда­но в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борь­бы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.

Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятно­сти опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить кон­фликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовно­стью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможно­стями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворе­ния временным решением; угрозы потерять все. Сегодня ком­промисс — наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих по­зиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы.

^ Уход от решения проблемы, или избегание, является попыт­кой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализо­вать свои интересы с помощью активных стратегий. Собствен­но разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затя­нувшийся конфликт.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рас­смотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнориро­вать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения кон­фликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под ин­теграцией понималось новое решение, при котором выполня­ются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серь­езных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

Наиболее вероятно использование компромисса, так как шаги навстречу, которые делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь асимметричного или симметричного соглашения. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут в тех случаях, когда стороны выбирают разные стра­тегии.

Рассмотренные способы разрешения конфликта на практи­ке реализуются путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление является продолжением приме­нения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от пер­воначальных требований. Уступившая сторона выполняет тре­бования оппонента, или приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для каждой из них и она стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.

В основе компромисса лежит технология «уступок сближения» или, как ее еще называют, — торг. Считается, что ком­промисс имеет недостатки: споры по поводу позиций приводят к урезанным соглашениям; создается почва для уловок; воз­можно ухудшение отношений, так как могут быть угрозы, давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т.п. По мнению Д. Лоуэлла:

компромисс - хороший зонтик, но плохая крыша; на какое-то время он целесообразен, часто нужен в меж­партийной борьбе и почти никогда не нужен тому, кто управляет государством.

Несмотря на это в реальной жизни компромисс применяет­ся часто. Для его достижения может быть рекомендована тех­ника открытого разговора.

Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров».

Он сводится к следующему:

^ Отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотноше­ния с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердым по отношению к проблеме и мягким к людям.

^ Внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?»
и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы и их множе­ство; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и
важность ваших интересов; признавайте интересы оппонен­та частью проблемы.

^ Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единствен­ный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их
оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы;
ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает дру­гая сторона.

^ Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только
принципу; по каждой части проблемы используйте объек­тивные критерии; используйте несколько критериев; ис­пользуйте справедливые критерии.




Список используемой литературы.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание: Конфликт!"- Новосибирск, 1989-164с.

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.-М.: Инфра-М, 2000—224с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. - 464с.

5. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000-320с.

6. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2000.

7. Ершов Л.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе и их разрешение). - Л., 1976.

8. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. – М.: 2001

9. Леонгард К. Акцентуированные личности.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

10. Пирен М. И. Основы конфликтологии. - К., 1997.

11. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для ВУЗов.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная...
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и орга­низаций. Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, е в. Шорохова. М.: Изд-во...

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconПроблемы планирования
Донецкий государственный университет управления, Донецкий национальный университет, Одесский национальный политехнический университет,...

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconКомпьютерная программа «MathMask» для осуществления морфометрического...
Донецкий национальный медицинский университет имени Максима Горького, г. Донецк, Украина

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconProc of the 4th Intern. Sympos on Fundamental Osteopathy
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова ран, Институт специальной педагогики и психологии

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconВопросы к экзамену «основы психологии»
Определение психологии. Предмет психологии. Основные отличия научной и житейской психологии

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconТической и прикладной психологии: традиции и перспективы материалы...
Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова Институт психологии Российской академии наук

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconКнига для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов
Рецензент: к мед н.,доцент И. В. Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной...

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconЮ. И. Александров Лаборатория нейрофизиологических основ психики...
Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В. Б. Швыркова, Институт психологии ран, Москва

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

Донецкий институт психологии и предпринимательства iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница