Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка




Скачать 82.33 Kb.
НазваниеРазвитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка
Дата публикации02.05.2013
Размер82.33 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > Психология > Урок
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В связи с модернизацией современного школьного образования в России образовательный процесс в школе предполагается строить не на предметно-ориентированной концепции, а за счет «развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и соотношения с лучшими культурно-историческими технологическими достижениями человечества».

Таким образом, стратегия модернизации образования в России определяет необходимость перехода от знаниевого к компетентностному подходу. В этой связи, на наш взгляд, речь должна идти о развитии неких интегральных свойств и способностей,

формировании ключевых компетентностей учащегося.

Если исходить из идей Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершиной которой являются: интеллектуальная, коммуникативная, регулятивная и информационная компетентности. А поскольку все эти четыре элемента взаимозависимы, то и развитие их должно осуществляться в системе. Применительно к иностранному языку как учебному предмету эта интеграция должна проявляться в «моделировании такого иноязычного педагогического общения, в условиях которого целенаправленно и последовательно осуществляется управление развитием интеллектуальных способностей учащихся, а также формированием социальных потребностей и ценностных ориентаций личности в процессе овладения программным комплексом иноязычных знаний». (В.В. Сафонова)

Успешность выполнения какой-либо интеллектуальной деятельности обусловлена способностями, лежащими в ее основе.

Р. Кэттел выделяет три уровня в структуре интеллекта:
1. Первичные умственные способности (которые определяются генотипом).
2. Широкие факторы: кристаллизованный интеллект ( знания и навыки, приобретенные в процессе обучения) и флюидный интеллект ( способность адаптироваться к незнакомым ситуациям) Чем выше флюидный интеллект, тем легче мы справляемся с проблемными ситуациями.

Генотип определяет 51% дисперсии интеллекта, остальные 49% - общая среда и различающая среда. Это значит, школа может оказать очень существенное влияние на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Л.В. Занков определяет следующие основные положения теории развивающего обучения:

1. Построение обучения на высоком, но посильном уровне трудности.

2. Изучения материала быстрым, но доступным для учащихся темпом.

3. Резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

4. Осознание учащимися процесса учения. Имеется в виду не только сознательное усвоение знаний, но и сознательное использование умственных приемов.

Интеллектуальное развитие может осуществляться лишь при постоянной активности процесса учения, активности обучаемого в процессе приобретения знаний. Психологическими условиями для развития интеллекта являются:

  • Формирование и развитие знаний по иностранному языку

  • Формирование и развитие интеллектуальных умений.

  • Формирование и развитие умения пользоваться рациональными приемами учебной работы (умение учиться).

Предпосылкой динамичного развития интеллектуальных способностей школьников на уроках иностранного языка является ориентация учителя не только на уровень актуального развития учащихся, но и на зону их ближайшего развития, исходя из познавательных, коммуникативно-познавательных, а также коммуникативно-речевых потребностей.

В процессе обучения при соблюдении всех психологических условий можно добиться постепенного умственного развития учащихся, которое, по выводам ряда психологов, может проявляться:
^ 1) в системности мышления, под которым понимается его упорядоченность на последовательно усложняющихся уровнях .

2) в умении проводить широкий перенос знаний на решение новых познавательных задач.

^ 3) в умении выделять главное, делать обобщения.

4) в более экономичном мышлении, свернутости мыслительных операций, самостоятельности, лаконичности.

М. Холодная выделяет пять критериев, характеризующих уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей:

- Интеллектуальная компетентность – это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области.

- Интеллектуальная инициатива – это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.

- Интеллектуальное творчество - в детском возрасте это процесс создания

субъективно нового, основанный на способности рождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

- Интеллектуальная саморегуляция – это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, и, главное, целенаправленно строить процесс самообразования.

- Уникальность склада ума – это индивидуально-разнообразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы компенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных интеллектуальных предпочтений и т.д.

Эффективность обучения зависит от индивидуальных способностей каждого учащегося. В этой связи нам кажется интересной теория множественности интеллекта американского ученого Говарда Гарднера («Рамки ума: теория множественности интеллекта»). Мы видим в ней один из возможных способов индивидуализации образовательного процесса. По утверждению Г. Гарднера, каждый человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта, выраженными в разной степени. Это:

  • вербально-лингвистический интеллект

  • логико-математический интеллект

  • визуально-пространственный интеллект

  • моторно-двигательный интеллект

  • музыкально-ритмический интеллект

  • межличностный интеллект

  • внутриличностный интеллект

  • натуралистический (интеллект естествоиспытателя)

Как утверждает Г. Гарднер, степень проявления и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта индивидуума. Чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей развить его в ходе обучения. Поэтому образовательный процесс мы строим таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта. Важно помочь детям понять, что они могут проявить либо обнаружить свои способности и навыки разными способами, в разных видах деятельности, а затем создавать условия для обучения с опорой на их сильные стороны.

Поэтому на своих уроках мы применяем задания, позволяющие развивать все восемь типов интеллекта. Главное – предоставить ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен, и в котором он чувствует себя комфортно. Способы применения теории Г. Гарднера на уроках различны - это может быть групповой и индивидуальный проект, работа в центрах (каждый центр соответствует определенному типу интеллекта), либо спланированное особым образом изучение программной темы. Цель учителя – определить, что знают и могут ученики, выявить их пробелы и слабости с тем, чтобы сделать дальнейшее обучение более эффективным, основывая его на сильных сторонах и усиливая и развивая при этом слабые.

Если способности учащихся развиваются, то их академические успехи демонстрируют их прогресс и продвижение. Если же качество и уровень работ учащихся не улучшается, значит, для учащегося данный вид неэффективен, и необходимо подобрать для него способы, которые помогут лучше раскрыть его индивидуальные особенности и добиться более успешных результатов. Это один из путей предупреждения неуспеваемости.

Для успешной реализации идей интеллектуального развития необходимо два условия – совершенствование профессиональных компетентностей педагогов и создание мотивирующей учебно-исследовательской среды, способствующей самореализации личности. Поэтому можно утверждать, что развитие личности возможно лишь при изменении всех структурных элементов традиционной системы обучения (целей, содержания, форм, методов, технологий).

Активизации мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках иностранного языка способствует использование современных образовательных технологий:

  • Обучение в сотрудничестве

  • Развитие критического мышления

  • Проблемное обучение

  • Кейсовый метод

  • ИКТ

  • Интенсив

  • Технология игрового моделирования

  • ТОГИС

  • Технология метода проектов

Использование этих технологий позволяет организовать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Для этого учитель разрабатывает систему развивающих коммуникативно-ориентированных иноязычных упражнений (мыслительных и речемыслительных заданий) возрастающей сложности, которые направлены на стимулирование продуктивной мыслительной деятельности школьников в процессе выработки у них гибких коммуникативно-речевых умений, которые составляют основу учебной коммуникативной компетенции. При этом необходимо учитывать познавательные психические процессы у учащихся разного возраста. Ярко выраженная функциональная направленность этих упражнений на развитие умственных (включая творческие) способностей школьников создает своеобразный микроклимат для развития интеллекта учащихся в условиях иноязычного общения.

Комплексное использование всех этих образовательных технологий – необходимое условие для стимулирования интеллектуальной деятельности учащихся, а также формирования творческого мышления. В результате повышается уровень их обучаемости

другим предметам, так как продуктивность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня развития интеллекта.

Таким образом, хотя главный показатель эффективности школьного обучения – это уровень усвоения знаний, умений и навыков, мы считаем, что формирование ЗУН следует рассматривать в качестве составного элемента в более широком контексте задач интеллектуального воспитания, так как развитие интеллектуального потенциала учащихся является необходимым условием формирования учебно-познавательной компетенции учащихся.


  1. Г.Д. Кириллова «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения» М. 1980

  2. Л.В. Занков Теория развивающего обучения.

  3. Н.А. Штурбина Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность/М., Чистые пруды,2006.

  4. Говард Гарднер «Рамки ума: теория множественности интеллекта»

  5. Small Group Learning, D.Johnson & R.Johnson, 1975; Johnson, Johnson, Holubec & Roy, 1984);

  6. «Пила» ( The Jigsaw Method, E. Aronson,1978);

  7. «Пила – 2» (The Jigsaw – 2 Method, R.Slavin,1986).

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. – М: Нар. образование, 1998..

  9. Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе.М.:«Еврошкола», 2001.

  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1997.

  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск. 1993.

  12. Векслер С.И. Современные требования к уроку.

  13. Болотов В., Спиро Дж. Критическое мышление – ключ к преподаванию российской школы./Директор школы.1995. №1. С.72.

  14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск.1993.

  15. Е. Коротаева Креативность: детское воображение плюс творческий порыв педагога. Журнал Директор школы

  16. С. Заир-Беков. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Директор школы №4, 2005.

  17. В.Введенский Одаренный ребенок. Директор школы №3, 2005.

  18. А.Савенков Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития. Школьный психолог. № 30 2004.

  19. Диагностическая методика «Карта одаренности». АО ИППК 2004.

  20. Д.В. Ушаков Психология одаренности от теории к практике» М., ин-т психологии РАН, 2000.

  21. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

  22. Трубников В.И. Кури: Психогенетика. Юнита 2. М., Современный Гуманитарный Университет, 2000.

  23. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.- М.; Высшая школа, 1986

  24. Холодная М.А., Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск. 2002г.

  25. Д.Б., Интеллектуальная активность, как проблема творчества, Ростов-на-Дону,1993г.

  26. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, М., 1997.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconРелаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения
Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в 2-6 классах неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconКафедра английского языка
Для достижения этой цели мы делаем упор на взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие школьников...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка icon«Развитие познавательных ууд на уроках иностранного языка»
Выступление на республиканском семинаре «Современный урок: теория, технологии, модели» учителя иностранных языков

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconМетодика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка От
Опыт ее применения показал, что она существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconПрограмма «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
«Основы теории изучаемого иностранного языка» (лексикология, теоретическая грамматика, стилистика изучаемого иностранного языка)...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconДудина Г. В., учитель иностранного языка высшей квалификационной...
Основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования в XXI веке является постановка на первый план задач развития...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconО проведении ІІ этапа Всеукраинского конкурса-защиты
Ман отделения филологии и искусствознания (далее – конкурс) проводится с целью интеллектуального и творческого развития учащихся,...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconКультурно-образовательной среды гимназии
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта цио пггпу «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка icon«Изучение иностранного языка с учётом возрастных особенностей учащихся» Введение
Например, как объяснить ученику 2 класса, что такое артикль и зачем он нужен? Младшие школьники требуют иного подхода к обучению,...

Развитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка iconВоспитательная работа
Цель: Развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница