Анализ современного урока
Авторы и составители:
Кульневич Сергей Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор; Лакоценина Тамара Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент.
2005 Примерная схема полного анализа урока
1.Анализ цели урока.
Вопросы для анализа:
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.
Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
Степень достижения поставленной цели.
П. Анализ структуры и организации урока.
Вопросы для анализа:
Соответствие структуры урока его цели и типу. 2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. 3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Научная организация труда учителя и учащихся. 6. Организация начала и конца урока. 7. Оптимальный темп ведения урока. 8. Наличие плана и степень его выполнения.
Ш. Анализ содержания урока.
Вопросы для анализа.
Соответствие содержания урока требованиям стандарта. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения ( соответствует ли уровень и изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками). 4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения матери ала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике). 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. 7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика. 8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.
1У. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Вопросы для анализа:
Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно – материальной базы. 2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке. 3. Формирование у учащихся новых понятий ( как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми). 4. Актуализация опорных знаний ( как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока). 5. Качественное освоение нового материала ( как определяется учителем качество освоения). 6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся). 7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся ( характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность. индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др). 8. Педагогическая техника учителя: тепм речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальный терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.
У. Анализ работы учащихся на уроке.
Вопросы для анализа:
Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. 2. Интерес к теме урока. 2. Интерес к теме и уроку. 3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке. 4. Выполнение учащимися единых требований ( есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы). 5. Наличие навыков самоконтроля. 6. Качество знаний и умений учащихся ( глубина, осознания и умения в различных ситуациях). 7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. 8. Культур межличностных отношений. 9. Реакция на оценку учителя.
У1. Анализ домашнего задания.
Вопросы для анализа:
Методы и приемы проверки домашнего задания. 2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей у учащихся. 3. Объем домашнего задания (чем определяется). Характер домашнего задания ( тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный). 5. Посильность домашнего задания для всех учащихся. 6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока. 7. Методика задавания на дом, ( ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).
УП. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Вопросы для анализа:
Классная доска ( форма, цвет, чистота. пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности). 2. Соответствие мебели возрасту учащихся. 3. Уровень освещенности, чистота помещения. 4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья. 5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся. 6.Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга. 7. Применение наглядности, соответствующей нормам ( величина букв, их цвет, четкость написания). 8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия. 9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
YIII. Психологический анализ урока ( проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).
Вопросы для анализа:
Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его ( готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии). 2. Развитие внимания, устойчивости, случаи отвлечения внимания. 3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти ( механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения. 4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций , использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления. 5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала школьниками. 6. Приемы организации осмысленного восприятия в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность. 8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. 9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический так учителя.
^
Оценка самоанализа урока учителем.
Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки.
Недостатки урока. диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.
Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» (желательно отдельно на каждого учителя) или в «листок посещений» (см. Приложение № 2).
^ – выделяют такие типы анализа: элементарный – разложение сложного явления на части; структурный - исследование множества элементов и подструктур сложной системы; функциональный - выявление отношений и зависимостей между отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления; генетический - исследование причинной связи между явлениями и их свойствами и др. Указанные типы анализа взаимодополняют друг друга в процессе углубления познания одного и того же явления.
Структурно – временной - оценка использования времени урока по каждому его этапу;
Комбинированный – оценка ( одновременная ) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
Дидактический - анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
Комплексный - одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока ( чаще всего системы уроков). При определении системы работы учителя анализируются 34 урока по одной теме. ( В.И.Максимова).
^
ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.
Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.
Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.
Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.
Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.
Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.
Выводы и предложения.
^
Отличительные особенности функции
внутришкольного контроля:
Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.
Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.
Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.
Планирование «объектов», целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.
Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.
Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки
Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических идей.
|