Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса)




Скачать 292.12 Kb.
НазваниеПсихологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса)
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер292.12 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > Психология > Урок
  1   2   3


V этап – 6-й курс обучения
Цель: формирование профессиональных действий комплексного характера на основе интеграции знаний в процессе взаимодействия с субъектами образовательного пространства.

Интеграция психолого-педагогических знаний и навыков профессионального взаимодействия осуществляется в процессе:

  • наблюдения и анализа коммуникативных действий педагога (учителя) в учебной деятельности;

  • проектирования и психологического анализа собственного учебно-коммуникативного взаимодействия с учащимися (урок со школьниками или занятие со студентами);

  • взаимодействия с родителями при подготовке и участии в проведении родительского собрания (при прохождении педагогической практики в школе).

Основными знаниями, необходимыми для выполнения этого этапа педагогической практики, являются:

  • знания социально-коммуникативных принципов построения взаимодействия с учащимися в процессе учебной деятельности;

  • владение критериями коммуникативного анализа урока (по системе Н. Л. Фландерса);

  • знание способов построения лекции-беседы (при проектировании родительского собрания);

  • знание стилей педагогического общения и способов их применения по отношению к учащимся, педагогам, родителям.

Таким образом, базовые знания, необходимые студенту для выполнения заданий этого этапа педпрактики, носят интегрированный психолого-педагогический характер и основываются на ранее изученных дисциплинах по данным разделам.
^ Содержание психологической части педагогической практики для студентов 6-го курса (магистрантов)
Задание 1: Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса).

Цель: Отработка навыков анализа процесса и способов коммуникативного взаимодействия с учащимися в учебной деятельности.

Ход выполнения задания:

  1. В первые дни практики студент подробно протоколирует один из уроков (занятие со студентами) для его последующего анализа (схема протокола аналогична протоколу урока, представленному выше).

  2. Содержание и схема коммуникативного анализа урока представлены в Приложении 5.

  3. При оформлении данного задания студенту необходимо обозначить:

    • Ф. И. О. учителя (преподавателя), проводившего урок,

    • предмет, дисциплину, тему, цели занятия, класс (курс),

    • протокольную запись урока (слева на странице) и анализ с указаниями психологических категорий (по Н. Л. Фландерсу) – на странице справа,

    • общий вывод (заключение) о характере взаимодействия, способах коммуникации и стиле педагогического общения учителя на данном занятии,

    • рекомендации по оптимизации представленной системы педагогического взаимодействия (если они необходимы).


Задание 2: Проектирование, проведение и коммуникативный анализ урока (занятия) по системе Н.Фландерса.

^ Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.

Ход выполнения задания:

Ориентировочный этап

  1. Студенту необходимо определить тему, цели и содержание предполагаемого урока.

  2. В соответствии с целями и содержанием определить наиболее адекватные формы и методы обучения.

  3. При выборе форм и методов обучения продумать оптимальную систему взаимодействия с учащимися, в частности:

    • форму речевого высказывания;

    • средства активизации мыслей и чувств учащихся при сообщении информации;

    • форму выражения одобрения или неодобрения действий учащихся;

    • формулировку вопросов и время на обдумывание ответов;

    • формы реагирования на непредвиденные ситуации (в том числе шум, неадекватные реакции и т. п.).


Проектировочный этап

  1. При проектировании урока (занятия) его оформление осуществляется по той же схеме, что и анализ наблюдаемого урока (Приложение 5).

  2. Студенту необходимо чётко определить характер используемых стилей педагогического общения, вербальной и невербальной деятельности на каждом этапе урока, продумать формы и способы взаимодействия, соотнося их адекватность задачам урока и возрасту обучаемых.

  3. Особым требованием при проектировании и проведении данного урока является естественность его проведения, отсутствие искусственных или нарочито внедряемых способов коммуникации и адекватность выбранных приёмов личностным особенностям проводящего урок.


^ Рефлексивно-оценочная этап

После реализации урока (занятия) студент проводит оценку (обобщение) хода его реализации в виде письменного самоанализа урока, в котором отражаются следующие критерии:

  • адекватность выбранных способов взаимодействия (вербальных и невербальных) целям урока и психовозрастным особенностям учащихся;

  • степень адекватности реагирования учащихся на предложенные формы и способы взаимодействия на уроке;

  • рекомендации по их устранению и оптимизации учебного взаимодействия на последующих занятиях.


Задание 3: Подготовка родительского собрания и участие в его проведении (по желанию для студентов, проходящих педпрактику в школе).

^ Цель: формирование навыков взаимодействия с родителями учащихся.

Ход выполнения задания:

  1. Студенту необходимо подготовиться к проведению на родительском собрании лекции-беседы на тему «Психологические особенности детей ______ возраста» (с учётом возраста детей в классе, где проходит педпрактика).

  2. При подготовке к лекции-беседе студент:

    • беседует с учителем с целью определения наиболее значимых вопросов, связанных с психовозрастными особенностями детей; определения времени лекции-беседы, стиля взаимодействия с родителями; прогнозирования возможных вопросов;

    • подбирает из литературных источников соответствующий материал по данной теме; анализирует его вместе с учителем и школьным психологом (особое внимание при подготовке материала уделяется возможным индивидуальным особенностям развития в этом возрасте и кризисным проявлениям).

    • готовит список научно-популярной литературы по теме выступления, который сообщается родителям.

  1. Оформление задания осуществляется после его проведения по плану:

  1. Класс, Ф.И. студента, тема выступления, сколько родителей присутствовало.

  2. Содержание выступления (лекции).

  3. Задаваемые вопросы и ответы на них.

  4. Самоанализ, включающий в себя характеристику:

    • степени заинтересованности родителей темой выступления (по наблюдению),

    • степени и характера активности родителей (по вопросам, которые задавались в ходе собрания),

    • общей направленности восприятия аудитории (позитивная, негативная, индифферентная),

и рекомендации по оптимизации взаимодействия.
Общие критерии оценки задания по психологии для студентов 6-го курса
1. Полнота и четкость оформления протокола урока.

2. Адекватная классификация речевых высказываний и фиксация их последовательности с помощью цифрового кода.

3. Оформление в виде матрицы последовательности речевых высказыва­ний.

4. Определение удельного веса речи учеников и учителя.

5. Графическое представление распределения частоты высказываний учи теля (профиль учителя).

6. Детальный анализ системы вопросов учителя по критерию открытости - закрытости, среди которых, выделяются вопросы, требующие: а) опреде­ления, б) описания, в) сравнения, г) противопоставления, д) объяснения, е) замены классификации, ж) раскрытия причинно-следственных связей, з) приложения материала к новым условиям. Вывод о соответствии структуры «вопросительной активности учителя» логике научения и раз­вития мышления учащихся.

7. Анализ коммуникативной активности учеников.

8. Полнота и обобщенность вывода по уроку, с включением в него:

  • оценки эмоциональной атмосферы на уроке;

  • определения стиля педагогического общения учителя: демократический (интегративный), авторитарный (доминантный);

  • определения характера речевых высказываний учителя, организующих личностно-ориентированное общение на уроке;

  • оценки достоинств и недостатков урока с точки зрения коммуникативного взаимодействия;

  • возможных рекомендаций для самосовер­шенствования.

9. Проведение и оформление родительского собрания студентом (задание по желанию) оценивается преподавателем качественно (без выставления балла).

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 4
Психологический анализ урока (фрагменты)

Физика, 7-й класс
^
Тема урока «Плотность вещества»


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Место урока в системе уроков: на изучение данной темы отводится 1 час (урок № 19 в курсе «Физика – 7», автор Пёрышкин А. В.). К изучению плотности вещества приступаем, освоив понятия «взаимодействие», «масса», «инерция» и «инертность». Предварительно на уроках № 17, 18 проводятся лабораторные работы по темам «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объёма тела». Знания и навыки, полученные при изучении новой темы, будут служить базой для изучения понятий «сила», «давление», «энергия», «работа».

^ Цели и задачи урока

Цель: Сформировать понятие «плотность вещества».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать знания, приобретённые детьми при изучении темы: «Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах».

  2. Познакомить с алгоритмом выведения зависимости между величинами плотности, объёма, массы.

  3. Учить применять изученный алгоритм для решения практических задач.

  4. Закрепить знания о переводе крупных физических величин в более мелкие и наоборот.

  5. Рассматривать понятие «плотность» как главное связующее звено понятий массы и объёма.

Развивающие задачи:

  1. Развивать словесно- и демонстрационно-логическое мышление при ознакомлении с понятием плотность.

  2. Развивать умение пользоваться таблицами плотностей (перенос теоретических знаний на практические задачи).

  3. Развивать связную логическую физическую речь.

  4. Развивать рациональное мышление (на основе выбора рац. способа решения задач).

  5. Развивать познавательную мотивацию.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать коммуникативные способности и культуру речи.

  2. Формировать учебное сотрудничество.

Общеобучающие задачи:

  1. Продолжить работу по формированию умения быстро ориентироваться в учебнике и задачнике В. И. Лукашик.

  2. Продолжить работу по формированию межпредметных связей (физики - математики).

  3. Продолжить формировать умение самоконтроля, самооценки.

Диагностика умений и навыков

К моменту изучения темы «Плотность вещества» учащиеся овладели следующими умениями и навыками:

  1. Свободно ориентируются в физических терминах.

  2. Знают основы молекулярно-кинетической теории строения вещества.

  3. Умеют проводить простейшие опыты.

  4. Умеют измерять физические величины, учитывая при этом точность и погрешность измерений.

  5. Имеют представление о строении вещества.

  6. Знакомы с взаимодействием тел, движением по инерции, массой как мерой инерции.

  7. Умеют рассчитывать путь и время при равномерном прямолинейном механическом движении.

Ожидаемый результат урока

В результате учебной деятельности, на запланированном учителем уроке, учащиеся должны освоить:

  1. понятие «плотность»;

  2. алгоритм решения задач на нахождение плотности, массы и объёма тела;

а также усовершенствовать приобретённые ранее умения и навыки.

^ Основной материал

Понятие плотности вещества. Формула для расчёта плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение различных плотностей вещества (по табл. № 1, 2, 3 задачника Лукашик).

Демонстрации:

  1. Опыт по рис. 50 в учебнике (демонстрация тв. тел одинакового объёма, но разной массы).

  2. Сравнение объёмов двух цилиндров.

  3. Демонстрация твёрдых тел одинаковой массы, но разного объёма (по рис. 51 учебника).

Оборудование

Для учителя

  • весы с разновесами,

  • цилиндры одинакового объёма, но разной массы,

  • шары одинакового объёма, но разной массы,

  • шары равной массы, но разного объёма,

  • мензурка с водой,

  • ^ таблица плотностей,

  • доска, цв. мелки.

Для учащихся

  • учебник «Физика – 7», автор А. В. Пёрышкин,

  • тетрадь для конспектов,

  • учебник Лукашика 7-8,

  • набор раздаточного материала (шаров, цилиндров),

  • ручка,

  • цветные ручки,

  • линейка, карандаш.







Структура урока

Время

1.

Оргмомент

1 мин

2.

Повторение пройденного материала

8 мин




  • понятие «масса», перевод единиц

4 мин




  • понятие «объём», перевод единиц

4 мин

3.

Изучение нового. Постановка цели в ходе физического эксперимента.

17 мин




  • работа с учебником

3 мин




  • физический эксперимент

6 мин




  • введение понятия «плотность»

1 мин




  • определение единиц измерения плотности

4 мин




  • связывающие формулы

3 мин

4.

Разбор и решение задач

10 мин




  • анализ и решение 1-й задачи

3 мин




  • решение качественных задач

4 мин




  • разбор задачи № 4

3 мин

5.

Самостоятельная работа

6 мин

6.

Подведение итогов

2 мин

7.

Домашнее задание

1 мин
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) icon1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений...

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconСодержание психологической части педагогической практики для студентов 5-го курса
Задание: Проектирование, проведение и психологический анализ урока с применением развивающих технологий и дифференцированного подхода...

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconСамоанализ урока Общие сведения
Н. С. Хрущёва в 1957 1964 гг. Осуществление связи урока с предыдущими уроками: сам тип урока предполагает связь с предыдущими темами....

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconАнализ урока истории
Научно-теоретический уровень урока. Соответствие с уровнем развития национальной исторической науки

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconПсихологический анализ
Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) icon1. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации
Психологический анализ особенностей показывает социально-психологическую позицию

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconПсихологический анализ внеклассной воспитательной
Как учитывались специфические условия формирования соответствующих мотивов(интересов, намерений, идеалов и др.)

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconУчебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»»...
Демонстрация функциональных возможностей использования его базовых единиц (целеустановок, вариативных рядов конструкций, им соответствующих,...

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) icon1. Понятие и природа конфликтов
Целью настоящей работы является социально-психологический анализ межличностных конфликтов на производстве и причин их вызывающих

Психологический коммуникативный анализ урока (по системе Н. Фландерса) iconУчебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница