Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология» для студентов
отделения «Социальная педагогика»
(Составитель - к. пс. п., доцент Т.Л. Шабанова)
Предмет, задачи, история становления, актуальные проблемы социальной психологии.
Понятие общения в психологии. Основные функции общения.
Коммуникативная функция общения. Особенности вербальной и невербальной коммуникации.
Значение и смысл речевого высказывания. Построение речевого высказывания.
Смысловые барьеры в общении: понятие, причины, пути и способы их предупреждения.
Слушание как содержательная часть общения. Причины трудностей слушания. Способы хорошего слушания: пассивное и активное слушание. Результаты активного слушания.
Способы выражения чувств и желаний в общении. Психологическое содержание и значение.«Я-высказывания», «Ты-высказывания».
Особенности невербальной коммуникации её средства. Критерии понимания невербальной информации. Понятие конгруэнтности и её значение для оптимизации общения.
Психологические основы и закономерности восприятия и познания людьми друг друга в общении. Каузальная атрибуция и её механизмы: эффект ореола, стереотипизация, социальная установка, идентификация.
Психологические условия улучшения межличностного понимания: сензитивность, эмпатия, рефлексия.
Интерактивная функция общения. Структура межличностного взаимодействия.
Классификация ситуаций межличностного взаимодействия.
Позиции и роли в общении. Анализ «эго-состояний» личности по Э.Берну. 11. Механизмы и способы межличностного взаимодействия в трансактном анализе Э. Берна.
Стратегии межличностного взаимодействия: императивная, манипулятивная, развивающая.
14. Понятие психологической манипуляции в межличностном взаимодействии. Манипуляторское поведение в общении: его причины, содержание, способы реализации, характеристики, последствия. Способы противостояния манипуляции.
Конфликты в общении: психологические причины, этапы развития и способы конструктивного разрешения. Виды и функции конфликтов.
Стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях.
Общая характеристика группы в социальной психологии. Виды групп.
Методы изучения малых групп.
Группа как развивающаяся система. Типология групп по уровню их развития (по А.В. Петровскому).
Проблема коллектива в отечественной социальной психологии.
Социально-психологические феномены и динамические процессы в малой группе. Понятие и характеристики конформизма и группового давления.
Групповая сплочённость: определение, характеристики.
Процесс принятия группового решения.
Проблема лидерства и руководства в малой группе. Основные теории лидерства.
Характеристика стилей лидерства и их влияния на эффективность деятельности и общения в группе.
Проблема больших социальных групп и их характеристика. Социальные классы. Этнические группы. Стихийные группы и массовые движения.
Проблема социализации личности: понятие, содержание процесса, механизмы, факторы, стадии.
Психология социальной установки: определение, структура, функции, способы формирования.
Мотивация социального поведения личности. Мотивация достижения и мотивация боязни неудач.
Психология ответственности. Понятие и типы локуса-контроля личности.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 376 с.
Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. 3-е изд. – М., 2006. – 352 с.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 1997
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 416 с.
|