1. Дидактические требования к современному уроку




Скачать 122.58 Kb.
Название1. Дидактические требования к современному уроку
Дата публикации03.05.2013
Размер122.58 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > Психология > Урок

Требования к уроку
















1. Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование триединой дидактической цели;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного учения учащихся.

2. Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  • применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока.

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

  • выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

  • особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

  • педагогический такт (случаи проявления);

  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся.

1). Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2). Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3). Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;

  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  • отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

  • возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

  • проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

3. Гигиенические требования к уроку:

1.     температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;

2.     физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.     освещение;

4.     предупреждение утомления и переутомления;

5.     чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.     своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.     соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.     соответствие классной мебели росту школьника.

 

4. Требования к технике проведения урока:

1.     урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.     темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.     необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.     доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.     по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6.     обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7.     учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

 

5. Цели уроков.

Цели, ориентированные на развитие личности ребенка , в свою очередь, делятся на несколько групп:

  • цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

  • цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

  • цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

  • цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;

  • цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

  • цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;

  • цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

  • цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.

Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.

 

 

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;

  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

  • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

  • создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

  • создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

  • обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  • содействовать развитию у детей умений общаться;

  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  • создать условия для развития у школьников умений "приостановить" свою деятельность;

  • обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

  • содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

  • обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:

  • помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;

  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

  • обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

  • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...;

  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...;

  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

 

 

6. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.

1.     Разработка системы уроков по теме или разделу.

2.     Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3.     Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4.     Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5.     Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6.     Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7.     Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

8.     Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9.     Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.




^ Моменты, влияющие на здоровье учащихся
















1.        Классная комната перед уроком должна быть проветрена.

2.   Какое количество видов деятельности применяется в ходе урока (норма 4-7);

3.   Средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать 10 минут;

4.   Количество видов преподавания - словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма не менее 3 видов);

5.      Чередование видов преподавания (норма не позже чем через 10-15 мин);

6.      Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), освещенность доски и класса;

7. Поза учащихся и ее чередование;

8. Наличие и продолжительность оздоровительных моментов -физкультминутка,динамические паузы минутка релаксации, гимнастика для глаз ( норма на 35 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с повторениями каждого три-четыре раза);

^ 9. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60% и не более 75 - 80%);

10. Момент наступления утомления и снижения учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений детей (норма - не ранее 25-30 минут 1-ом классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся компенсирующего развития);

11. Темп окончания урока. Быстрый -нет времени на вопросы учащихся, скорое записывания домашнего задания. Спокойное окончание урока - педагог комментирует домашнее задание и у учащихся есть возможность задать вопросы;

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношение между учителем и учеником (комфорт - напряженность, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей). Наличие эмоциональных разрядок - поговорки, известные высказывания, музыкальная минутка и т.д.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Дидактические требования к современному уроку iconИгра «Слабое звено» Цель: повторение и контроль всех знаний, полученных...
Дидактические требования к уроку: карточки с именами участников игры, часы с секундной стрелкой, шкала баллов за ответы

1. Дидактические требования к современному уроку iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы
Задачи: Проработать и проанализировать на заседании шмо материалы книги М. М. Поташника «Требования к современному уроку», относящиеся...

1. Дидактические требования к современному уроку iconУрока требования к современному уроку
Этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

1. Дидактические требования к современному уроку icon«Методика преподавания биологии». В 2005 г семинар для директоров...
«Шаг в будущее». В 2006 г. Исаева Лена заняла призовое место в городском и республиканском туре предметной олимпиады. Школьная команда...

1. Дидактические требования к современному уроку iconПриказ №201 от «30» ноября /2Ю12 '**«• '•'' Положение о единых требованиях...
Настоящее положение определяет методическую основу проведения современного урока в школе, предполагающего реализацию системно деятельностного...

1. Дидактические требования к современному уроку iconТеоретические основы построения современного урока в соответствии с фгос ноо
Арственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо) требует существенной перестройки требований к современному...

1. Дидактические требования к современному уроку iconТребования к уроку
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока

1. Дидактические требования к современному уроку iconВ. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты...
Одним из путей развития творчества в процессе обучения в гимназии являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная...

1. Дидактические требования к современному уроку iconУроку Тема уроку
Ввести понятие квадратного уравнения и неполного квадратного уравнения. Научить учащихся распознавать и решать неполные квадратные...

1. Дидактические требования к современному уроку iconТребования к реализации дидактической задачи урока
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница