Скачать 0.6 Mb.
|
ТАТАРНИКОВА Н.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» Профессионально-педагогический институт Кафедра психологии профессионального развития Н.С. ТАТАРНИКОВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2011 ББК 88.5 Т 23 Татарникова Н. С. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие./ Татарникова Н.С.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2011г. – 60 с. Рецензенты: Князева Т.Н. – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии НГПУ Стоюхина Н.Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления НГУ В данном учебно-методическом пособии изложено основное содержание курса по педагогической психологии. Особого внимания заслуживает то, что отобраны вопросы и тесты для самопроверки. Прочитав соответствующий раздел, и мысленно ответив на вопросы, можно оптимально подготовиться к экзаменам. Учебно-методическое пособие адресовано студентам психологических и профессионально-педагогических специальностей, аспирантам и педагогам системы многоуровневого профессионального образования. © Н.С. Татарникова, 2011 © ВГИПУ, 2011 ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в связи с реализацией нового, более широкого подхода к пониманию социальных функций психологической службы неуклонно возрастает роль психолого-педагогических знаний и умений. Курс «Педагогическая психология» является одним из центральных в системе психолого-педагогической подготовки, поскольку вооружает студентов системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов. Базисными для данного курса являются «Психология человека», «Педагогика» (раздел «Дидактика») и «Возрастная психология», изучаемые студентами ранее, поскольку их содержание отражает сущность человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности; раскрывает закономерности психического развития; факторы, способствующие личностному росту. Центральное место курса отводится психологии обучения. Значительное место в данном курсе отводится психологии педагогической деятельности, психологии педагогического коллектива. Этот раздел рассчитан на формирование целостного представления о структуре педагогической деятельности, ее творческом характере; о структуре, истоках и возможностях развития педагогических способностей. Решение проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, передачи ему накопленного социального опыта в наши дни выходит на первое место. Общественный интерес к этой сфере был реализован, прежде всего, в многочисленных попытках реформирования образования. Цели, поставленные реформаторами системы образования, выглядят достаточно привлекательно и актуально: совершенствование и оптимизация учебно-воспитательного процесса по целям и по средствам, что должно привести к значительному повышению эффективности обучения и воспитания, ведущему к формированию соответственно у учащихся более прочных знаний, умений, навыков. Целенаправленная актуализация психологического потенциала обучения и воспитания совершенно необходима как для адекватного понимания сложившейся ситуации, так и для осуществления эффективных действий. Рассматриваемые проблемы психологии педагогической деятельности анализируется на основе личностного подхода в общем контексте основных тенденций развития современного образования. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению в пособии рассмотрен ряд проблем, которые сегодня составляют фундамент педагогической психологии и педагогики. Из них ключевыми являются: психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения; взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество равных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач и др. По окончании данного курса студенты должны владеть системой знаний: о сущности, содержании и структуре образовательных процессов; о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях; о закономерностях развития целостной личности ребенка в структуре образовательных процессов; о закономерностях педагогического общения; владеть умениями психолого-педагогической диагностики. При планировании учебного процесса большое внимание следует уделять самостоятельной работе студентов с литературными источниками, обучению студентов умениям наблюдать и видеть ребенка в педагогическом процессе; работе по подготовке докладов, сообщений, рефератов. |
![]() | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е... | ![]() | Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2011 |
![]() | Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах и опорных конспектах. М.: Айрис Пресс. 2006 | ![]() | «сурдопедагогика», 050714 «олигофренопедагогика», 050715 – «логопедия», 050716 – «специальная психология» |
![]() | Теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Понятие развивающего обучения | ![]() | Рыцарь науки /Козленя-Каминская Е. И.//Возрастная и педагогическая психология. Сб науч тр./ Науч ред. О. В. Белановская, В. И. Секун... |
![]() | Работа вьшолнена в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени на. Добролюбова | ![]() | На основании экспериментального анализа учебных достижений наиболее успешных школьников выдвигается гипотеза об основной форме организации... |
![]() | Педагогическая психология как наука, ее структура. Этапы становления педагогической психологии. Предмет, задачи и основные проблемы... | ![]() | Программа предназначена для студентов очных и заочных отделений факультетов психологии. Составлена преподавателями егф мси на основе... |