Теория и практика




НазваниеТеория и практика
страница1/31
Дата публикации04.05.2013
Размер3.79 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Н.И. Олифирович



Теория и практика

Минск "Тесей" 2005

ББК 159.98(075.8) УДК 88.4я73 0-54

Серия основана в 2005 г.

Рецензенты:

д-р мед. наук, проф., Председатель Белорусской ассоциации

психотерапевтов С.А. Игумнов;

канд. психол. наук, доц., декан фак. психологии

БГПУ им. М. Танка СИ. Коптева;

исполнит, директор Москов. Гештальт Института,

гештальт-терапевт ^ Денис Н. Хломов

Рисунки'Ольги Вежновец
Олифирович Н.И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с— (Современная психология и психотерапия). ISBN 985-463-149-4.

В предлагаемой работе предпринята попытка максимально пол­но и функционально изложить основы психологического консуль­тирования, которое становится профессиональной деятельностью не только психологов, но и социальных работников, педагогов, врачей. Главная идея, лежащая в основе данного издания,— эколо-гичность психологического консультирования и как практики пси­хологической помощи, и как феномена культуры.

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей психологических специальностей вузов, психологов-консультантов, практических работников.

ББК 159.98(075.8) УДК 88.4я73

© Олифирович Н.И., 2005
© Долгун В.В., тренинг, 2005
ISBN 985-463-149-4 © Тесей, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное внедрение практической психологии в нашу жизнь закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые направлены на оказание психологической помощи людям, и преж-де всего — к развитию консультативной психологии. Профессия «психолог-консультант» в нашей стране находится в ситуации ста-новления и требует теоретического и методического обеспечения. Возросла потребность в учебно-методической литературе в облас-ти консультативной психологии, что объясняется как бурным раз-витием психологической практики, так и увеличением интереса к психологическим знаниям у представителей других специальнос-тей (социальных педагогов, врачей, юристов, экономистов, менед-жеров и др.). Кроме того, все больше учебных заведений готовят сегодня специалистов в области практической психологии и пси-хотерапии.

Практика оказания психологической помощи уже прошла этап неконтролируемого роста учебных заведений, готовящих психоло-гов по ускоренным программам. Осознана необходимость серьез-ной профессиональной и личностной подготовки к оказанию пси-хологической помощи. Сегодня не вызывает сомнения, что без знаний в области консультативной психологии не может обойтись ни один психолог-практик. Помимо студентов в расширении, уг-лублении и систематизации знаний в этой области нуждаются практические психологи, получившие второе образование по со-кращенной программе (на девятимесячных, двух- и трехгодичных курсах) и работающие в настоящее время в образовании, медици-не, бизнесе и др.

Работа над настоящим изданием была вызвана потребностью в современном, информативном и, главное, компактном издании по консультативной психологии. За последние годы были переве-дены и опубликованы многие классические и современные труды зарубежных авторов по психологическому консультированию и психотерапии, ранее недоступные отечественным психологам. Однако подавляющее большинство этих книг адресовано квали-фицированным специалистам. Акценты во многих из них (напри-мер, в обзорах Р. Нельсона-Джоунса, Дж. Фэйдимена, Р. Фрейге-

3

pa и др.) расставлены на подробном изложении различных психо-терапевтических подходов. Такое структурирование материала становится своеобразной традицией. На постсоветском простран-стве появился ряд работ, основанных на аналитическом обзоре отдельных направлений существующих на сегодняшний день пси-хотерапевтических школ (А.Ф. Бондаренко, М.А. Гулина).

Наиболее полной и подробной остается на сегодняшний день монография А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л.В. Саймэн-Даунинг, в кото-рой последовательно и методично отражено применение реше-ние-ориентированного подхода в рамках различных парадигмаль-ных координат. Авторский подход к консультированию предлага-ет Р. Кочюнас, тяготеющий к экзистенциально-гуманистическому подходу. Представляет интерес книга А. Блайзера, излагающая основы проблемно-ориентированной психотерапии. В то же время остается высокой потребность в изданиях, позволяющих освоить азы теории и практики консультативной психологии и предназна-ченных для начинающих консультантов.

В данном издании процесс консультирования рассматривается как взаимодействие между психологом и клиентом в рамках схе-мы теория—личность—процесс (рис. 1).



Рис. 1. Процесс взаимодействия между психологом (консультантом)

и клиентом

Во-первых, в данном процессе консультант и клиент проявля-ют себя как личности со своими ценностями, особенностями об-щения, жизненным опытом и др. Во-вторых, и у консультанта, и у клиента имеются теоретические построения для объяснения фе-номенов человеческой жизни: у первого — основанные в большей

4

мере на научных знаниях, у второго — на обыденном, житейском опыте. В-третьих, у них есть представления о процессе консульти-рования, определяемые целями и задачами последнего, критерия-ми достижения цели, ролевыми функциями консультанта, ожида-ниями от клиента, степенью успешности взаимодействия и др. В ходе консультирования, представляющего собой динамичный процесс, происходят изменения клиента и консультанта во всех трех обозначенных областях.

В предлагаемой работе предпринята попытка максимально пол-но и функционально изложить основы психологического консуль-тирования, которое становится профессиональной деятельностью не только психологов, но и социальных работников, педагогов, врачей. Главная идея, лежащая в основе данного издания,— эколо-гичность психологического консультирования и как практики психологической помощи, и как феномена культуры.

Глава 1

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

  1. История консультативной психологии

  2. Предмет и структура консультативной психологии

  3. Модели консультативной психологии

  4. Определение психологического консультирования

  1. Психологическое консультирование и другие стратегии пси-хологической помощи

  1. Роль теории в психологическом консультировании

1.1. История консультативной психологии

В далекие времена своеобразными специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древ-них Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультанта-ми были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников. Именно от них унаследованы следующие важные принципы, на которые и сегодня опирается консультативная пси-хология:

  • отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной ис-тины при поиске ответа на жизненно важные вопросы;

  • наличие множества альтернатив, возможностей для решения одной и той же проблемы.

Одним из предшественников консультативной психологии можно считать Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), который го-ворил о необходимости построения доверительных отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни. Он же разработал первую классификацию психических расстройств, а его обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний день.

6

Особым этапом в развитии консультативной психологии стал XIX в. 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) основал первую лабораторию экспериментальной психологии, принято считать годом рождения психологии как науки. Великие философы — С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше — оказали огром-ное влияние на эту зарождающуюся науку.

Конец XIX в. ознаменовался блестящими открытиями 3. Фрей-да и Й. Брейера в области лечения истерии. Были заложены осно-вы медицинского (психиатрического) консультирования.

В XX в. с возрастанием темпа научно-технического прогресса и возникновением необходимости в подготовке и отборе высоко-квалифицированных рабочих и служащих на службу была при-звана консультативная психология. В это время происходило ин-тенсивное развитие профконсультирования. Специалисты в этой области работали в школах, организациях, студенческих городках. Около 80% программ подготовки психологов-консультантов ори-ентировались на школьное профконсультирование.

Развивалось медицинское консультирование, основанное на диагностике психопатологии. Людей, нуждающихся в психологи-ческой помощи, рассматривали как психически больных и лечили в основном медицинскими средствами. Таким образом, вплоть до середины 40-х годов XX в. психологи-консультанты занима-лись чаще всего диагностикой индивидуальных особенностей клиентов.



7

В 1942 г. вышла книга К. Роджерса «Консультирование и пси-хотерапия», положившая начало отделению консультирования от смежных отраслей, таких, как психиатрия, психотерапия и др. К. Роджерс писал о том, что люди, испытывающие затруднения в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не являются пси-хически больными. Большинству из них необходима поддержка, а не медикаментозное лечение. Он подчеркивал, что эта задача ус-пешно решается в рамках психотерапевтических отношений меж-ду психологом и человеком, обратившимся за помощью.

К 50—60-м годам XX в. клиент-центрированная терапия К. Род-жерса превратилась в теоретическую базу для большинства про-грамм подготовки психологов-консультантов. В то же время бурно развивались такие направления, как бихевиоральное консульти-рование, рационально-эмотивный подход, гештальт-терапия, тран-зактный анализ. Представители этих направлений конкурирова-ли между собой, пытаясь доказать превосходство своего подхода относительно остальных.

Сравнительное исследование различных подходов показали приблизительно одинаковый уровень их эффективности. Р. Кар-куфф и его коллеги предложили использовать системный подход, описали навыки, которыми должен обладать психолог-консуль-тант, разработали методы оценки эффективности, сделав упор на развитии умений и навыков, позволяющих психологу строить эффективные взаимоотношения с клиентом.

В Беларуси практическая консультативная психология разви-валась гораздо быстрее теоретической. С 1974 г. при 7-й клини-ческой больнице г. Минска работает городская консультация, в которой проводятся консультации для семей. В 1980 г. открыт Республиканский Центр консультаций «Брак и семья», где вместе работают медики и психологи.

Большой вклад в развитие консультативной психологии в Бе-ларуси внесла Г. С. Абрамова, явившаяся автором первого в нашей республике «Практикума по психологическому консультирова-нию» и учебного пособия «Введение в практическую психоло-гию».

Сегодня специалистов в области психологического консульти-рования можно встретить повсюду: в школах и детских садах, учреждениях и фирмах, различных социально-психологических центрах и медицинских учреждениях. Психологи-консультанты в Беларуси представлены профессионалами в областях индивиду-ального, семейного, возрастно-психологического, организационно-го, медицинского консультирования. Они помогают находить ре-

8

шения личных проблем, консультируют организации и коллективы. Все чаще звучат голоса о необходимости создания профессио-нальной организации психологов-консультантов, принятии ее Устава, разработке этического кодекса.

^ 1.2. Предмет и структура консультативной психологии

Каждый из нас наверняка сталкивался в своей жизни со слож-ными ситуациями. Мы тяжело переживаем равнодушие и непони-мание, расставания с близкими людьми, ссоры и конфликты. Ког-да неприятные ситуации и события накапливаются, мы начинаем остро нуждаться в поддержке, добром совете или сочувствии. Ино-гда это может быть помощь близких и родных людей. Но случает-ся, что человеку необходима профессиональная психологическая помощь, оказать которую может только специалист в области кон-сультативной психологии.

^ Консультативная психология это прикладная отрасль сов ременной психологии, изучающая все аспекты оказания про-фессиональной психологической помощи людям с целью повы-шения их личностной эффективности. Консультативная психоло-гия имеет дело с психологической (субъективной) реальностью человека, представленной мыслями, чувствами, переживаниями, представлениями, сновидениями. В отличие от объективной ре-альности, субъективная реальность может характеризоваться неа-декватностью отражения, иллюзиями, галлюцинациями.

Вследствие того, что анализ психологической реальности кли-ента — уникальный процесс, протекающий в определенных усло-виях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки не является окончательно разрешенной. Что происходит с жизнью психолога и с жизнью другого человека в ходе консультативного взаимодействия? Какие изменения протекают в психологической реальности клиента? Как их зафиксировать? На эти вопросы до сих пор нет однознач-ных ответов.

Пример. ^ К психологу приходит женщина, и первое, что бросает-ся в глаза, — это опущенная голова, скованность, неуверенность, по-тухший взгляд. Через час женщина уходит, бросив через плечо: «Спа-сибо, но вы мне не помогли». Но уходит с достоинством, распрямив плечи, подняв голову. По какому критерию судить, была ли помощь психолога эффективной?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и практика iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с

Теория и практика iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Теория и практика iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Теория и практика iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с

Теория и практика iconСамотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с

Теория и практика iconВрата посвящения. Курс в десяти ступенях. Теория и практика
Франц Бардон. Врата посвящения. Курс в десяти ступенях. Теория и практика Санкт-Петербург, ООО «Издательство \"Петрополис\"», 1999....

Теория и практика iconЗарецкая Е. Н. 3-34 Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд
Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с

Теория и практика iconФопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд
...

Теория и практика iconКнига Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено»
Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» впервые предоставляет...

Теория и практика iconXoce Антонио Марина Поверженный разум. Теория и практика глупости
«Xoce Антонио Марина. Поверженный разум. Теория и практика глупости»: Астрель, corpus; Москва; 2010

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница