Издательский Дом «Нева»




НазваниеИздательский Дом «Нева»
страница1/21
Дата публикации16.05.2013
Размер3.05 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Горанчук В. В.

Психология делового общения и управленческих воздей­ствий. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. - 288 с.

В учебном пособии профессора кафедры психологии Северо-За­падной академии государственной службы (СПб) В.В. Горанчука в доступной и ясной форме излагаются основные понятия й современ­ные научные сведения по психологии делового общения й управлен­ческих воздействий: обсуждаются механизмы перцепции, коммуни­кации и интеракции; рассматриваются способы вербального и невер­бального взаимодействия; анализируются коммуникативные барьеры; разбираются основные виды и формы управленческих вли­яний. Теоретические выкладки сопровождаются практическими со­ветами, рекомендациями и иллюстрациями, позволяющими лучше осмыслить и прочувствовать учебный материал.

Пособие предназначено для студентов психологических, эконо­мических, юридических, технических вузов; руководителей высше­го и среднего звена, управленцев-практиков; педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, а также других специа­листов, работающих с людьми.

© Издательский Дом «Нева», 2003

© Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвесг», 2003
От автора
.Начиная и заканчивая работу над очередной моногра­фией, всегда задаешься некоторыми вопросами. Напри­мер, зачем и для кого она написана? Исчерпывающе ли собран и систематизирован приведенный материал? Возможно ли его совершенствование в дальнейшем? Вы­держит ли критику представленный на суд читателей труд? Как возник замысел написания этой книги и бла­годаря кому она увидела свет? Как хочется уже сегодня, в день передачи рукописи в издательство, узнать мне­ние читателей и услышать ответы на эти вопросы. Ав­тор отдает себе отчет в том, что многие ответы по­явятся позже, но на один из вопросов, последний, можно ответить уже сейчас.

Замысел книги появился еще тогда, когда я начал чи­тать цикл лекций по психологии управления слушателям Северо-Западной академии государственной службы. По­скольку в этом уважаемом вузе готовят специалистов в области государственного и муниципального управления, социальной защиты населения, юриспруденции, экономи­ки и финансов, международных отношений, было ясно, что в рамках указанной профильной дисциплины системооб­разующими должны были стать вопросы психологии де­лового общения и управленческих воздействий. Именно эти темы стали предметом моего пристального внимания и именно они освещаются в данной работе.

Благодаря кому и для кого написана эта книга? Эта книга написана для студентов и слушателей различных вузов, руководителей среднего и высшего звена государ­ственных и негосударственных организаций, в разное ере-

мя посещавших мои лекции и семинары. Их заинтересо­ванность и профессиональное мнение способствовали ре­ализации многих рекомендаций, направляя ход моих мыс­лей и обеспечивая живую обратную связь с практикой. Отклик всех слушателей для меня очень важен и им я хочу высказать мою искреннюю благодарностъ. Безусловно, эта книга написана также для моих будущих студентов, всех тех, кого интересуют проблемы психологии управления.

В той или иной степени многие мои коллеги вольно или невольно участвовали в ее создании. Особую благодарность хочу высказать коллективу кафедры психологии и соци­альной работы Северо-Западной академии государствен­ной службы, в особенности профессорам Наталье Пет­ровне Коваленко и Галине Михайловне Бирюковой, доцен­там Инне Степановне Орловой, Ирине Андреевне Григорьевой и Алексею Николаевичу Кутейникову, стар­шему преподавателю Андрею Анатольевичу Федяеву, ко­торые я ходе дискуссий и обсуждений учебного материа­ла способствовали кристаллизации изложенных в книге представлений.

Хотел бы обратить внимание читателей на то, что характернейшей особенностью управления (менеджмен­та) в настоящее время является его все возрастающая психологизация. Использование «психологических рычагов» активизации человеческого потенциала в организации становится все более существенным элементом повыше­ния эффективности ее деятельности. Не забывайте сло­ва выдающегося американского менеджера Ли Якокки: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними».
ВВЕДЕНИЕ

Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) однажды заметил: «Лишенные общения с другими созда­ниями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» [26, с. 385]. Связь с другими людьми являет­ся естественным способом существования человека, а сам он проявляет себя как личность только в процессе общения. Вероятно, наряду с традиционными опреде­лениями человека как существа разумного (homo sapiens), производящего (homo fuber) и играющего (homo eludens), с не меньшим основанием #го можно назвать общающимся — homo communicans. Один из са­мых ярких представителей делового мира США, пре­зидент крупнейшего в мире автопромышленного пред­приятия, Ли Якокка в своей популярной книге «Карь­ера менеджера» подчеркивал, что «управление пред­ставляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними». Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая зна­чение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Умелое владение средствами и способами общения необходимо каждому деловому человеку.



От этого умения зависят не только эффективность взаи­модействия с другими людьми, конструктивность принимае­мых решений, но и карьера специалиста, его реноме и про­фессиональный имидж.

В психологии общение оп­ределяется как процесс установления и развития кон­тактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией по­знавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективно-оценочного) характера. Об­щение — основная форма человеческого бытия. От­сутствие или недостаток общения может деформиро­вать человеческую личность;

Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установ­ления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способ­ность к общению относится к числу важнейших челове­ческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпа­тией. С замкнутыми людьми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случае крайней необходимости.

Результаты исследований организационных психологов свидетельствуют о том,.что существует пять важнейших лич­ностных факторов (их называют «большая пятерка»), на ос­новании которых можно сделать экспресс-вывод о личности [9, с. 110]. Диагностика этих факторов позволяет устанавли­вать взаимосвязи между чертами личности человека и раз­нообразными видами его производственного поведения. В различных исследованиях обнаружено, что добросовестность (сознательность, самоконтроль) постоянно имеет самую вы­сокую валидность1 с различными профессиональными кри­териями и в различных профессиональных группах. На вто­ром месте находится экстраверсия (энергичность, общитель­ность) — черта, являющаяся наиболее важной в работе с ве­сомой социальной компонентой, как, например, торговля или работа в команде.

«Большая пятерка» параметров личности:

Дружелюбие: способность к сотрудничеству, благожела­тельность, склонность доверять людям;

интеллектуальная и культурная открытость новому опы­ту: эстетичность, восприимчивость развитость воображения, интеллектуальность; Пригодность психологического теста для прогнозирования поведения человека. Сознательность, самоконтроль: ориентированность на до­стижения, добросовестность, надежность, организованность, настойчивость, ответственность; экстраверсия, энергичность: активность, энергичность, ассертивность (т. е. настойчивость, напористость, но без про­явления при этом агрессивности), общительность, разговор­чивость; эмоциональная стабильность, устойчивость: спокойствие, уверенность;

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свой­ственные человеку, которые так или иначе не были бы включены в процесс общения. Социальный смысл обще­ния заключается в том, что оно выступает способом пе­редачи форм культуры и общественного опыта. Психо­логический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскры­вается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей. Обща­ясь с другими людьми, человек усваивает об­щечеловеческий опыт, исторически сложившиеся соци­альные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психическо­го развития человека. Это, универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в те­чение всей жизни характер поведения человека, его пси­хические процессы, свойства и состояния.

Практика показывает, что эффективно умеют общать­ся далеко не все руководители. Парадокс в том, что уп­равленцы по роду своих занятий тратят на общение от 50 до 90/о рабочего времени. Проведение совещаний, за­седаний, бесед, дискуссий, переговоров, отчеты перед ру­ководством и т. д. — все это различные формы делового общения. Результаты опросов свидетельствуют о том, что в среднем 73% американских, 60% английских и 86% японских менеджеров считают неумение эффективно общаться главным препятствием на пути к достижению целей, стоящих перед организациями.

В процессе общения, действуя преднамеренно или непреднамеренно, добровольно или невольно, осознан­но или неосознанно, люди всегда оказывают друг на дру­га психологическое воздействие. По своей сущности психологическое воздействие представляет собой вли­яние, «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой точности (или группы лиц). Це­лью и результатом этою «проникновения» является из­менение мыслей, чувств и поведения человека или груп­пы людей.

Что же такое общение? Каковы механизмы делового общения? В чем суть и как формируются знания и уме­ния управленческого воздействия? Об этом и пойдет речь в данной книге.

1. Функции общения

К основным функциям общения [5, с. 57] относят:

• креативную (творческую);

• коммуника гивнос вя 3} ющу ю;

• личностноформлрующую;

• психотерапевтическую.

1 Общение является формой существования и про­явления креативной сущности человека. Истинно чело­веческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается "человек в челове­ке", как для других, так и для себя» [2, с. 136]. В процес­се общения возникли в далеком прошлом человечества сознание и речь, которые делают индивида социальным не в примитивно-стадном, а в истинном смысле этого слова. У ребенка эти феномены возникают в процессе индивидуального развития — онтогенеза. Само мышле­ние человека представляет собой внутреннюю форму общения.



Креативную сущность общения хорошо иллюстрирует экс­периментальный эффект надситуативной активности. Для того чтобы лучше понять его суть, проанализируем данные наблю­дения за детьми. Представим комнату, за ситуацией в которой можно наблюдать через одностороннее зеркало. В комнате — лесенки, палочки, стулья, большие кубы и прочее. А под по­толком — конфета Трехлетнего ребенка приводят в комнату и говорят: «Побудь здесь. Делай что хочешь». Оставшись в оди­ночестве, ребенок сначала пытается допрыгнуть или сбить па­лочкой конфету, затем задумывается, сооружает из наличных материалов неустойчивую конструкцию и достигает заветной цели. Дети в возрасте семи лет, оказывающиеся в такой же си­туации, почти сразу сооружают устойчивую конструкцию и обеспечивают себе сладкое удовольствие. Но вот в комнату од­новременно приводят двух детей: трехлетнего ребенка, кото­рый здесь уже был и все знает, и семилетнего новичка. Экспе­риментатор обращается к старшему: «За малышом еще не при­шли, пусть он тихо посидит, он обещал молчать, а ты делай что хочешь», — и уходит. И начинают происходить странные вещи.

Старший ребенок ведет себя неадекватно. Он не спешит дос­тавать конфету, что-то бормочет себе под нос, прикидывает. Как долго может в этой ситуации выдержать младший, такой опытный и все знающий, тем более что сотоварищ попался явно несообразительный? Конечно же, недолго. Он начинает давать советы, делиться опытом и слышит в ответ следующее: «Так каждый может». Пока человек остается наедине с самим со­бой, ему часто вполне хватает биологически целесообразной активности (подумал — съел конфету). Но в присутствии дру­гих человек становится способен на биологически сверхактив­ные действия. Это и есть феномен надситуативной активнос­ти. Когда человеческое «я» соприкасается с другим «я», ему становятся тесны узкие рамки биологической це­лесообразности, в нем просыпаются творческие, безграничные силы и желания — индивидуальность, неповторимость, уни­кальность.

Эксперименты с детьми особенно показательны. Со взрослыми все сложнее, они могут носить собеседника в самом себе, творить для своего идеального «я». Но имен­но общение — реальное (внешнее) или мысленное (внут­реннее) — способствует пробуждению в человеке истинно человеческого.

2. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно связуюшую роль. Общение — важ­нейшее условие успеха коллективной деятельности людей. В Ветхом Завете повествуется о том, что случилось, когда общение не смогло достойно выполнить коммуникатив­ную функцию. Это миф о Вавилонской башне. «По всей земле был один язык и одно наречие». Это великая сила, она подтолкнула людей к серьезному общему делу — стро­ительству Вавилона и башни в этом городе. Двигала ими гордыня: «...построим себе город и башню, высотою до не­бес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». И вот — наказание. Не потребовалось пото­па, мора и тьмы египетской: сошел Бог и смешал языки человеческие. И поутру проснулись строители, и жены строителей, и дети строителей и поняли, что не понимают друг друга. Нет возможности договориться — нет общей деятельности. Зато есть кое-что другое - страх. Мы часто опасаемся того, чего не понимаем. Вот и жители Вавилона стали бояться друг друга и сбиваться в стайки уже не по родству и не по душевной близости, а по близости языка. Люди стали рассеиваться по земле, потому что ге, кого я понимаю и не боюсь — это «мы», а те, кого не понимаю и боюсь - это «они». И хорошо, если между нами и ними будут горы, моря, непроходимые чащи. «...И они переста­ли строить башню».

3. Общение представляет важнейшую жизненную по­требность человека, удовлетворение которой обеспечива­ет его индивидуальное существование и развитие (фор­мирование личности). По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самом}' себе в значительной степени определяется его об­щением со взрослым: «с кем поведешься — от того и набе­решься». Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятель­ную произвольную внешнюю деятельность ребенка.

Жизненно важное значение общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых находились дети с труд­ноизлечимыми заболеваниями. Условия в обеих клиниках были сопоставимыми: квалифицированный персонал, внимательный уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к малышам не пускали — опасались инфекции, а в другой пошли на наруше­ние предписаний и в определенные часы пускали в специально отведенную для встреч комнату. В этой комнате они могли не­много пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй за это время не умер ни один ребенок! Детям в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и дорогими людьми. Общение может, как мы видим, служить и лекарством, и профилактическим средством, поддерживающим иммунитет, сохраняющим жизненные силы.

Роль общения в формировании личности ребенка, пре­вращении его из представителя вида «человек» в человека разумного хорошо иллюстрируют классические примеры, касающиеся детей-«мауг ли». Ребенок, выращенный жи­вотными, вне общества, вне символической квазиреально­сти, не становится человеком в полном смысле этого сло­ва. Есть интересная научная гипотеза, в соответствии с ко­торой предпола1ается, что все «маугли» — дети умственно неполноценные. Сниженные интеллектуальные способно­сти сопряжены с пробуждением инстинктов и архаичес­ких адаптивных механизмов, что и позволяет таким детям твыжить в природной среде. Психически полноценный ре­бенок в подобной ситуации обречен. Его инстинкты на­вечно уснули для того, чтобы дать жизнь новым адаптив­ным силам, позволяющим ребенку социализироваться, впитать в себя богатства символического мира людей.

4. Общение играет психотерапевтическую, под­тверждающую роль в жизни человека любого возраста. Постоянная потребность человека в подтверждении сво­его «я» со стороны окружающих делает человеческое общение чем- го существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания.

Еще в начале XX в. английский философ, психолог и пе­дагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страш­ного наказания, чем находиться в обществе и быть не замеча­емым другими людьми Насмешка, осуждение, неприятие — все эти формы социального наказания болезненны, невыно­симы. Наказание психологическим неподтверждением не просто тяжело переносится — оно разрушительно для лич­ности. Другой человек (особенно социально значимый — род­ственник, знакомый) играет в нашей жизни скромную роль: через подтверждение или неподтверждение нашего психологического существования он управляет нашей самооценкой, эмоциональным самочувствием и даже психическим здоровьем. В качестве примера достаточно вспомнить самое жестокое наказание, придуманное подростковой группой для тех, кто смеет быть не как все. Это не оскорбления и даже не «тем­ная». Это бойкот. Бойкот будит в подростке-жертве самые дремучие силы страха и унижения, подвергает его психику, его самолюбие огромному, часто просто невыносимому ис­пытанию.

Неподтверждение — это трагедия, не знающая возраст­ных границ. И серьезнее всего от него страдают дети. Имен­но в хроническом, «последовательном» неподтверждении матерью своего ребенка знаменитый английский психиатр Р. Д Лэйнг увидел причину подростковой шизофрении: «Дело в итоге кончается тем, <...> что, независимо от того, как человек себя чувствует или как он действует, независимо от того значения, которое он придает своей ситуации, его действия оторваны or их мотивов, намерений и последствий, ситуация лишена для него смысла, и он полностью мисти­фицирован и отвергнут» [15, с. 39]. Кому-то отстраненность и холодность взрослых обходится «дешевле»: несформированной самооценкой, психологической зависимостью, сла­бостью «эго-концепции». Дети ненавидят те формы наказа­ния, которые связаны с психологической изоляцией, интуи­тивно и совершенно справедливо предпочитая физические, материальные наказания.

Потребность человека быть подтвержденным другими, существовать для них, иметь в их глазах самостоятельную ценность и значимость не является открытием просвещен­ного XX в. Культура преобладающего большинства совре­менных народов предполагает существование обязательно­го минимума подтверждений. Этот минимум заложен в языке, закреплен писаными и неписаными правилами хо­рошего тона и морального поведения. «How do you do?», «Bon jour», «Здравствуйте!» — все эти речевые формулы-

приветствия различных народов несут в себе психологи­ческий, подтверждающий смысл, суть которого в следую­щем: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра». Тот же важный смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотно­шений, которые в нашей культуре именуются воспитанностью: увидев знакомого человека, надо оказать ему неко­торый знак внимания — кивнуть, улыбнуться, прикоснуть­ся. Даже если вы по пятнадцать раз кряду сталкиваетесь с ним в служебных коридорах, надо сделать нечто указыва­ющее: ты для меня существуешь. Согласитесь, когда чело­век перестает это делать, как бы вы рационально ни объясняли целесообразность его «психологического молчания», легкий укол, досада, еле уловимый дискомфорт сообщат об истинной реакции вашего «я». Объем миниматьного психологического подтверждения варьирует от одной куль­туры к другой и, что очень важно, зависит от общего соци­ально-психологического состояния общества и конкретно­го человека. Чем общество и данный человек стабильнее, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувство­вать себя уверенными, защищенными. И, естественно, на­оборот. В тревожные дни личной и общенародной судьбы потребность в подтверждении возрастает.

В современной практической психологии широко распространено понятие «подтверждающая психотера­пия». Как правило, это первый шаг на пути установле­ния контакта психолога с нуждающимся в помощи че­ловеком. А иногда и достойный финал психотерапии, так как проблема может быть именно в отсутствии подтверждения. Тогда психотерапевт становится пер­вым, кто обратил внимание на клиента, уделил ему вре­мя, кому тот стал интересен. Не только психотерапия, но и вся клиентцентрированная психология (та, для ко­торой человек — не объект изучения и воздействия, а создатель и творец собственной судьбы) по сути своей подтверждающая. По крайней мере, может стать тако­вой. Конечно, диагностика, коррекция, консультирова­ние, психологическое обучение — инструменты, этакие психологические дудки. В них еще надо вдохнуть жизнь, т. е. личностный подтверждающий потенциал самого психолога, или педагога, или родителя. Людей надо уметь подтверждать (это о средствах, инструментах) и хотеть подтверждать (а вот это уже о позициях). Под­тверждающая позиция — это позиция самораскрытия, обеспечивающая партнеру по общению подлинное чув­ство сопереживания, понимания и, следовательно, подтверждения.

аряду с перечисленными, некоторые психологи выделяют также следующие функции общения [23, с. 14]:

• инструментальную — характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий полу­чить и передать информацию, необходимую для осуще­ствления какого-то действия, принятого решения, ком­муникативного намерения;

• интегративную — используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и испол­нителей для коммуникативного процесса: решения за­дачи, генерирования идей, выработки совместного до­говора и пр.;

• самовыражающую — позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный ин­теллектуальный и психологический потенциал;

• трансляционную — служит для передачи конкрет­ных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.;

• социалъноконтролирующую — регламентирует по­ведение и деятельность, а в некоторых случаях (напри­мер, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевые акции участников делового взаимодействия;

• социализирующую — развитие навыков культуры де­лового общения, делового этикета;

• экспрессивную — с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоции, пере­живания друг друга, чаще выражающиеся невербальны­ми средствами.

Многообразие функций неизбежно влечет за собой разнообразие видов. Классифицировать варианты обще­ния, учитывая его сложность и многогранность, непро­сто. Предлагаемые ниже классификации отражают как научный, так и прикладной аспекты.

18

2. Виды общения

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общно­сти, индивидуальными свойствами личности. Разделе­ние различных видов общения можно осуществить по нескольким основаниям (табл.1). Использование раз­личных оснований разделения сопряжено с взаимопро­никновением многих перечисленных в классификации видов общения. Так, все указанные виды общения мо­гут быть как вербальными, так и невербальными. Де­ловое общение, безусловно, является ролевым и при этом может быть непосредственным или опосредован­ным, межперсоналъным или массовым, монологичес­ким или диалогическим.

Таблица 1 Характеристика основных видов общения

Основание разделения

Вид

общения

Краткая характеристика

1. Используемы е знаковые систем ы

Вербальное

Устная или письменная речь, г е общение с использованием сло­весных знаков

Невербаль-ное

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором) аудиальные (воспринимаемые слухо­вым анализатором — пара- и экс­тралингвистические), тактильны е (связаны с прикосновением, ося­зательные) и ольфакторные (вос­принимаемые обонятельным ана­лизатором) бессловесные способы общения

2. Характер связи общаю- щихся

Непосредст­венное

Контакт «с глазу на глаз», <'лицом к лицу »

Опосредо­ванное

Контакт при помощи письменных или технических (телефон, теле­граф, телевидение и др. ) средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Издательский Дом «Нева» iconН. Н. Сенченко Киев • "Издательский дом "Княгиня Ольга" • 2004 Издано...
Последствия ее деятельности: дискредитация аллопатической медицины и серьезные проблемы состояния здоровья населения Запада / Пер...

Издательский Дом «Нева» iconИсламского комитета под общим руководством Гейдара Джемаля и сламская...
И87 Исламская интеллектуальная инициатива XX века / Под общ ред. Г. Д. Джемаля / Сост., комм. Ежова А. — М.: Издательский дом «ummah»,...

Издательский Дом «Нева» icon6316111082 ООО «Издательский дом «Агни» (интернет-магазин «агнифото»)
Р/с получателя платежа: №40702810454110105938 в Кировском отделении №6991 Сбербанка РФ

Издательский Дом «Нева» iconСписок учебников на 2012-2013 учебный год
Литературное чтение, Самара, «Учебная литература», «Издательский дом «Федоров», 2011 г

Издательский Дом «Нева» iconЗао «издательский дом ридерз дайджест» 2012 оглавление общие положения 3
Формулировки согласия на обработку персональных данных, используемые в Компании 16

Издательский Дом «Нева» iconОсуществление закупки путем проведения открытого конкурса
«Издательский дом «Атăл-Волга» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской...

Издательский Дом «Нева» iconТурчак Л. И. Основы численных методов
Джон Г. Мэтьюз, Куртис Д. Финк Чисельнные методы. Использование Matlab. Издательский дом «Вильямс» Москва – Санкт-Петербург – Киев,...

Издательский Дом «Нева» iconТоргово-издательский дом «амфора» 2004 удк 82/89 ббк 84. 4Вл б 87 dougie brimson eurotrashed
Издательство выражает благодарность литературному агентству Р. & R. Permissions & Rights за содействие в приобретении прав

Издательский Дом «Нева» iconУважаемые архитекторы и дизайнеры!
Издательский дом «ард-центр» ириа «ард» приглашают вас к участию в смотре-конкурсе «Экоустойчивая среда обитания» в рамках

Издательский Дом «Нева» iconСмирнов П. С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики
Всемирная торговая организация: документы и комментарии в 2-х томах. Составители: Н. М. Васильев, Ю. А. Васятин, А. А. Давыдов. –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница