Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций»




Скачать 70.47 Kb.
НазваниеВопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций»
Дата публикации26.03.2013
Размер70.47 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций»

СЕМИНАР 1. Раздел «Общая психология и педагогика ЧС»

  1. Сущность и психолого-педагогическая характеристика понятий: «напряженная ситуация», «стрессовая ситуация», «кризисная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Объективные и субъективные элементы ситуации, их соотношение. Ситуационный и персонологический (личностный) подходы к анализу поведенческих реакций человека в трудных жизненных ситуациях. Понятие «власть ситуации». Счастливые события как трудные жизненные ситуации.

  2. Классификации чрезвычайных ситуаций: по степени внезапности – непрогнозируемые (внезапные) и прогнозируемые (ожидаемые); по скорости распространения – стремительные, быстро распространяющиеся и умеренно-плавно развивающиеся; по продолжительности действия – кратковременный характер или затяжное течение; по масштабу распространения – локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные; по источнику происхождения – ЧС техногенного характера, ЧС природного происхождения, ЧС биолого-социального характера; по возможности разрешения – легко разрешимые, трудно разрешимые; по характеру возникновения – преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные); по последствиям, оказывающим влияние на различные сферы жизнедеятельности людей (глубоко психотравмирующие; латентного характера; приводящие к инвалидности и др.).

  3. Основные виды экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности и повседневно-бытовой жизни современного человека.

  4. Тенденции развития экстремальности и чрезвычайности в жизнедеятельности современного человека.

  5. Психолого-педагогическая характеристика личностных особенностей людей, склонных к риску. Факторы риска. Индивидуальная склонность к риску и ее диагностика. Риск как травмогенный фактор.

  6. Классификация индивидуальных проявлений личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Психологическая характеристика состояния аффекта, виды аффективных реакций.

  7. Понятие о стрессе и фрустрациях. Психолого-педагогическая характеристика стрессовых ситуаций жизнедеятельности современного человека.

  8. Основные методики, способствующие профилактике стрессовых состояний и преодолению последствий стресса (библиотерапия, сказкотерапия, арттерапия, цветотерапия и др.).

  9. Психолого-педагогическая характеристика ситуации депрессии; пути и способы выхода из нее.

  10. Шкала социальной адаптивности личности. Понятие страха в контексте психологии экстремальных ситуаций. Волевые качества личности как фактор безопасности жизнедеятельности.

  11. Влияние длительности экстремальной ситуации на развитие психогений. Психические расстройства личности во время чрезвычайной ситуации: посттравматические стрессовые расстройства, социально-стрессовые расстройства, радиационная фобия, боевое утомление. Синдромы: вьетнамский, афганский, чеченский и др.

  12. Понятие о психофизиологической адаптации организма к экстремальным условиям.

  13. Психологические защиты как основной способ обеспечения психологической безопасности жизнедеятельности в экстремальной ситуации. Виды психологических защит.

  14. Методы саморегуляции эмоциональных, поведенческих реакций в условиях экстремальной ситуации. Психолого-педагогические приёмы повышения уровня эмоционально-волевой устойчивости личности в экстремальных ситуациях.

  15. Психолого-педагогические технологии развития качеств личности, необходимых в экстремальных ситуациях. Формирование умений управлять своим поведением, умений по обеспечению личной безопасности.

  16. Основы саморегуляции и самореабилитации в очаге чрезвычайной ситуации.

  17. Психолого-педагогическая характеристика постэкстремальной жизнедеятельности человека. Нормальные и позитивные последствия преодоления человеком экстремальной ситуации. Восстановление нормального психофизиологического состояния организма. Негативные личностные последствия экстремальных перегрузок. Виды негативных изменений в посткризисный период жизнедеятельности человека.

СЕМИНАР 2. Раздел «Возрастная психология и педагогика кризисных ситуаций»

  1. Психолого-педагогическая характеристика возрастных кризисов личности. Изменение мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой сфер личности, поведенческих реакций и др. Гендерные особенности преодоления ситуации возрастных кризисов личности. Пути преодоления кризисных возрастных проявлений.

  2. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации непонимания детей родителями.

  3. Психолого-педагогическая характеристика кризисных ситуаций жизнедеятельности талантливых, одаренных, гениальных людей. Проблемы социализации одаренного ребенка.

СЕМИНАР 3. Раздел «Психопедагогика здоровья личности»

  1. Здоровье личности как комплексное понятие. Болезнь как неожиданная кризисная ситуация или жизненный кризис; психолого-педагогическая характеристика ситуации переживания болезней.

  2. Психолого-педагогическая характеристика ситуации борьбы с вредными привычками.

  3. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации взаимодействия с членом семьи, зависимым от психоактивных веществ (наркомания, алкоголизм). Игромания и лудомания.


СЕМИНАР 4. Раздел «Социальная психология и социальная педагогика ЧС.

Психология групп в экстремальных условиях деятельности»

  1. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в жизнедеятельности человека. Типология конфликтов. Основные пути предупреждения, способы пресечения и разрешения конфликтов.

  2. Агрессия в социальных отношениях: виды агрессии; формы проявления; способы противостояния агрессивно настроенным личностям; профилактика и коррекция агрессивного поведения личности.

  3. Психолого-педагогическая характеристика понятий «виктимогенность» и «виктимность личности».

  4. Психолого-педагогическая характеристика ситуации суицида (суицид близкого человека; жизнь после неудавшийся попытки суицида).

  5. Изменение психического состояния человека в толпе. Толпа и групповые эксцессы. Основные этапы развития групповых эксцессов.

  6. Разновидности толпы. Состав толпы. Психологические механизмы и явления, действующие в толпе. Характер влияния толпы на психику человека и его поведение. Поведение толпы в критических ситуациях.

  7. Паника, ее психологическая характеристика. Виды паники и причины ее возникновения.

  8. Психологические особенности панического поведения толпы. Массовые психозы: причины, проявления, последствия. Примеры.

СЕМИНАР 5. Раздел «Социальная психология и социальная педагогика ЧС.

Психология групп в экстремальных условиях деятельности»

  1. Понятие о слухах как факторах, обуславливающих напряженность ситуации. Классификация и социально-психологическая характеристика слухов. Происхождение слухов и сила их влияния на сознание и поведение людей. Причины распространения слухов. Слухи как социально-психологическое явление: слухоустойчивая среда, профилактика и оперативное устранение слухов.

  2. Психология масс в условиях военных действий. Управление массовыми явлениями в экстремальных условиях.

  3. Психология терроризма. Захват заложников. Психолого-педагогическая характеристика поведенческих реакций субъектов данных чрезвычайных ситуаций.

  4. Психолого-педагогическая характеристика чрезвычайной ситуации, связанной с распространением сектанства на территориях разных государств. Вхождение в тоталитарную деструктивную религиозную секту как кризис жизненного пути человека. Приемы противодействия сектантским влияниям.

  5. Психолого-педагогическая характеристика миграции, эмиграции, вынужденного переселения как кризисных жизненных ситуаций.

СЕМИНАР 6. Раздел «Семейная психология и педагогика кризисных ситуаций»

  1. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации супружеской измены (факторы, обуславливающие возникновение ситуации, поведенческие реакции субъектов ситуации, пути разрешения ситуации).

  2. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации развода (факторы, обуславливающие возникновение ситуации, поведенческие реакции субъектов ситуации, пути разрешения ситуации).

  3. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации семейного конфликта (факторы, обуславливающие возникновение ситуации, поведенческие реакции субъектов ситуации, пути разрешения ситуации).

  4. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации насилия в семье (факторы, обуславливающие возникновение ситуации, поведенческие реакции субъектов ситуации, пути разрешения ситуации).

  5. Психолого-педагогическая характеристика кризисной ситуации в семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

  6. Психолого-педагогическая характеристика сиротства как кризисной жизненной ситуации.

СЕМИНАР 7. Раздел «Психология и педагогика комфортного и безопасного труда»

  1. Динамика работоспособности и утомления в процессе трудовой деятельности. Система научной организации труда.

  2. Профессиональное истощение как кризисная жизненная ситуация. Приемы преодоления профессионального истощения.

  3. Понятие «профессиональной деформации» личности специалиста. Профилактика профессиональной деформации.

  4. Психолого-педагогическая характеристика безработицы как кризисной жизненной ситуации.

  5. Поиск работы и трудоустройство как стрессовая жизненная ситуация.

  6. Конфликты в трудовом коллективе как стрессовая и кризисная жизненная ситуация. Виды конфликтов в трудовом коллективе, способы их разрешения.

  7. Профессии повышенного риска. Управление рисками. Риск и принятие решения.

  8. Монотопия, нервно-психическое напряжение, дистресс и тревожность как факторы травматизма. Характеристика понятий «травматизм», «аварийность» и «безопасность» труда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconВопросы к экзамену по дисциплине психология педагогической и учебной деятельности
Теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Понятие развивающего обучения

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Специальная психология и специальная педагогика»
Специальная психология как наука. Предмет и задачи специальной психологии. Основные отрасли специальной психологии

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconПрограмма учебной дисциплины по дисциплине Психология и педагогика
Дисциплина базируется на таких гуманитарных дисциплинах как философия, история, культурология, социология

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях предупреждение природных чрезвычайных...
Стандарт разработан в обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций...

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconВопросы по дисциплине «Безопасность и жизнедеятельность» Составил: Горбунов В. Г
Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и её задачи

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях ликвидация чрезвычайных ситуаций общие требования
Внии гочс при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации тк 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация...

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconКонтрольная работа по дисциплине «бжд» на тему «защита населения...
Введение Виды и характеристика чрезвычайных ситуаций

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconО единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"...

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях термины и определения основных понятий
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с участием...

Вопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология и педагогика в чрезвычайных ситуаций» iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях термины и определения основных понятий
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с участием...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница