Теория и практика профессионального самоопределения




НазваниеТеория и практика профессионального самоопределения
страница1/16
Дата публикации01.06.2013
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Московский городской психолого-педагогический институт
Н.С. Пряжников


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Москва, 1999

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.


В пособии раскрываются основные понятия современной профориентации. В проблемном плане излагаются как традиционные представления о профессиональном самоопределении, так и новые подходы. Данное пособие является первой, теоретической частью по курсу «Профессиональное самоопределение», вторая часть – «Активные методы профессионального и личностного самоопределения» больше направлена на знакомство с организацией и планированием конкретной практической помощи самоопределяющимся клиентам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и т.п.

ОГЛАВЛЕНИЕ:


  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.




6

    1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.


6

1.2. Развитие профориентации в России и СССР.

6

    1. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.


10

    1. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.


11







  1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




13

    1. Соотношение понятий: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, профессиональный выбор и карьера.



13

2..2 Концептуальные уровни помощи человеку в

профессиональном и личностном самоопределении.

15

    1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.


16

    1. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.



20

    1. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.




23

    1. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях




24

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.





28

    1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.

28

    1. Различные типологии профессионального и личностного

самоопределения.


29

    1. Различные варианты планирования профессионального

развития.


30

    1. Типы и уровни самоопределения человека.

31







4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

ТРУДА.





34

    1. Понятие «оптант» (по Е.А.Климову).




34

    1. Помощь в профессиональном самоопределении различным

образовательно-возрастным группам населения.


35

    1. Психологические проблемы профессионального образования

и переподготовки кадров.


35







5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




40

    1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый

характер субъекта профессионального самоопределения.

Парадоксы «субъектности» в профессиональном

самоопределении.


40

    1. Активность и активизация в профессиональном

самоопределении.


41

    1. Главная (идеальная) цель и основные задачи

профессионального самоопределения.


42







  1. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




44

    1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии.


44

    1. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики.



47

    1. Основные группы профориентационных методов.

48

    1. Проблема методических предпочтений («методических мод») в отечественной профориентации.


51

    1. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.


54

6.6. Типы профконсультаций.

56

6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи.

58







  1. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.




63

    1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).

63

    1. «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора (по Е.М.Ивановой).


67







  1. ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ




ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В

70

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ




САМООПРЕДЕЛЕНИИ.




    1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта.

70

    1. Основные концептуальные установки профконсультанта.




73

    1. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.


75

    1. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.





77

  1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




83

    1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.


83

    1. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.



86

    1. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».






88

Темы курсовых и дипломных работ по курсу «Теория и практика профессионального самоопределения»


95



  1. ^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.


    1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы

профессионального самоопределения.
Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей… Но все это причины скорее социально-экономические… Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации? Что изменилось в сознании людей? - …

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и практика профессионального самоопределения iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с

Теория и практика профессионального самоопределения iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Теория и практика профессионального самоопределения iconКонфликты профессионального самоопределения
Возможности, в свою очередь, необходимо соот­нести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности,...

Теория и практика профессионального самоопределения iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с

Теория и практика профессионального самоопределения iconСамотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с

Теория и практика профессионального самоопределения iconВрата посвящения. Курс в десяти ступенях. Теория и практика
Франц Бардон. Врата посвящения. Курс в десяти ступенях. Теория и практика Санкт-Петербург, ООО «Издательство \"Петрополис\"», 1999....

Теория и практика профессионального самоопределения iconКурсовой проект Тема: «Педагогическое сопровождение образовательно-профессионального...
Тема: «Педагогическое сопровождение образовательно-профессионального самоопределения одарённых детей 5-8 класса»

Теория и практика профессионального самоопределения iconЗарецкая Е. Н. 3-34 Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд
Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с

Теория и практика профессионального самоопределения iconФопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд
...

Теория и практика профессионального самоопределения iconТеория и практика
Олифирович Н. И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н. И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.—...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница