Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии»




НазваниеУчебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии»
страница1/29
Дата публикации13.06.2013
Размер4.74 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
ББК 88 Ш 66

Резензснты:

Ступпицкий В.П., проф. каф. психологии Российской экономической Академии им. Г.В. Плеханова, академик РАЭП, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования;

Васильева О.С, зав. каф. психологии здоровья психологического факультета РГУ, доцент;

Середина Н.В., ст. преп. каф. психофизиологии и клинической психологии психологического факультета РГУ, эксперт-психолог

Шкурснко Д. А.

Ш 6^ Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.
В настоящем учебном пособии показано истори­ческое развитие психологии как науки, рассмотре­ны предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рассмотрены познавательные про­цессы, их нарушения, патология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения.

В пособии использованы материалы, включаю­щие некоторый спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений.

Предназначается для студентов и преподавате­лей медицинских училищ и колледжей.
ББК 88

ISBN 5-222-02296-Х


© Шкуренко Д.А., 2002

® Оформление: изд-во «Феникс», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время актуальной проблемой является определенная нехватка современных учебных пособий для образовательной сферы.

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии».

Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют широкий контур знаний и практических уме­ний, которыми должны овладеть студенты в процессе изу­чения дисциплины.

Фактическое содержание информации в учебном посо­бии выходит за рамки учебной программы, что делает его более универсальным и возможным для использова­ния педагогов и медицинских работников. В работе рас­сматривается связь общей и медицинской психологии, что позволяет систематизировать и дополнить представление о системной взаимосвязи психологии и медицины.

В настоящем учебном пособии показано историческое развитие психологии как науки, рассмотрены предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рас­смотрены познавательные процессы, их нарушения, па­тология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения. Боль­шая часть пособия посвящена различным вопросам ме­дицинской психологии — предмету, задачам, важным про­блемам психологии соматического больного, особеннос­тям психологии общения медицинского работника и боль­ного, вопросам психогигиены и психопрофилактики.

В пособии использованы материалы, включающие не­который спектр нетрадиционных вопросов, теоретичес­ких концепций и исторических сведений.

При подготовке медицинского работника необходимо подчеркивать значение психики больного, роль психоло­гических контактов медицинского работника и пациента.

Любые психические переживания сопровождаются со­матическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного, изменяя его ми­росозерцание, его самосознание

При общении медицинского работника с больным воз­никает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей. Один ждет от другого помощи, облегче­ния своих страданий, другой определяет пути более ра­ционального ее оказания.

Любое заболевание вызывает определенные изменения в психологии человека, которые необходимо знать меди­цинскому работнику, чтобы наметить правильную так­тику беседы, поведения и лечения. К сожалению, меди­цинские работники не всегда учитывают личностные осо­бенности больных и возможные невротические наслое­ния, что нередко усложняет взаимоотношения между ними.

В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться и без знания основ общей психоло­гии. В настоящем учебном пособии изложены не только основные вопросы общей и медицинской психологии, но и проблемы медицинской этики и деонтологии в их не­разрывной взаимосвязи.

ЧАСТЬ 1

^ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

1. Психологическая мысль с античности до средних веков

Психология — наука, изучающая процессы актив-ного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Термин «психология» происходит от древнегреческих слов «психе» (душа) и «логос» (наука) — «наука о душе».

Многие авторы считают, что психология как уче­ние о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древ­негреческих мыслителей Демокрита, Платона, Арис­тотеля и др. С момента своего возникновения и до наших дней психология развивалась в борьбе двух противоположных взглядов — материалистического и идеалистического.

Идеализм ■— философское учение, которое признает, что реально существует только сознание, дух, идея как нечто первичное. А материальный мир, бытие, природа, люди, вещи — все это якобы существует лишь в нашем сознании, в ощущениях, в мыслях. Согласно идеалисти­ческим учениям, психика — это не отражение объектив­ного материального мира в мозгу человека, а наоборот — источник происхождения его.

Материализм в противоположность идеализму признает материю первичной, а сознание вторичным, производ­ным от материи. Психика не существует вне материи,

она есть одно из свойств материи. Согласно современному материалистическому взгляду, психика, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — свойство моз­га. По своему содержанию психика является отражением объективного материального мира в человеческом мозге.

Идеализм и материализм уходят своими корнями в древнегреческую философию. Материалистическому уче­нию Демокрита (460-370 гг. до н.э.) противостояло идеа­листическое учение Платона (427-347 гг. до н.э.). Де­мокрит считал, что существует только материя, состоя­щая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключитель­ной подвижностью.

Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно су­ществуют только идеи. Вещи же, тела — это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа — это вечно существующая идея, времен­но воплощенная в тело человека и животных.

Выдающийся философ древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был непоследователен в своих взглядах на при­роду души. С одной стороны, он высказывал материали­стические взгляды на сущность некоторых психических явлений. Например, по Аристотелю, наши ощущения — это копии реальных вещей. С другой стороны, он при­знавал существование души как независимой от материи субстанции.

В средние века психологическое понятие души приоб­рело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и независимая от ма­терии сущность. Предметом психологических учений того времени были рассуждения о нематериальности души и ее свойствах.

На почве платоновской, или, лучше сказать, кеопла-тоновской и аристотелевской психологии стояли все во­сточные и западные мыслители. Из первых (в начале V в.) Немезий, Эней Газа (487), Филопон (около середи­ны VI в.), из вторых Клавдий Мамертинец (около середи­ны V века) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они защи­

щают бессмертие души. Это было связано еще с тем, что все они были богословами.

Наряду с этими более или менее учеными рассуждени­ями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Сокровища практического самонаб­людения собраны в трудах аскетов и подвижников, глу­боко погрузившихся в себя и тщательно изучавших тай­ные изгибы сердца и желаний. Таковы, например, труды Исаака и Ефрема Сирина, Аввы Дорофея, Марка подвиж­ника, Варсонофия, Иоанна, ученика его, Иоанна Лествич-ника и др. Христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за корнями и гнездами греховных наклонностей, помыслов и способами борьбы с ними. Ас­кетическая литература имеет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения. Из всех средневековых авторов самые замечательные от­крытия в области психологии сделал Блаженный Авгус­тин (354-430). Так, он заметил, что самонаблюдение яв­ляется важным источником психологических знаний.

Святой Августин как преданный сын Церкви воспри­нял большую часть ее догматов и религиозных предрас­судков и верил в Божественное Откровение как первоис­точник психологического знания. Однако его взгляд на самонаблюдение как важный инструмент понимания че­ловеческой психологии явился существенным вкладом в развитие психологии. Августин был первым, кто живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт, сде­лав это с помощью методологических принципов, кото­рые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Без самосознания психология не может существовать. Эмоции — гнев, надежда, радость, страх — могут быть наблюдаемы только субъективно; если че­ловек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.

Святой Августин был провозвестником не только феноменологии Гуссерля и экзистенционализма, но так­же предшественником психоанализа. Он использовал ав­тобиографическую исповедь в качестве основы для пси­хологического познания. Это был пример психоанализа

без психоаналитика, выслушивающего и интерпрети­рующего признания больного. Августин критиковал тех, кто пытался умалить значение глубоко скрытых мотива­ций, которые не воспринимались сознанием. Глубоко прочувствовав и осознав антисоциальные проявления психики, Августин был пессимистично настроен по от­ношению к природе человека, но видел путь к преодо­лению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как един­ственного источника целительного милосердия.

Вклад Августина в историю психоанализа — это его психологические методики, которыми он пользовался для построения концепций, ставших основой его религиоз­ных теорий. Его «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа.

В этой работе он последовательно анализирует воспо­минания раннего детства и обнажает свою душу без вся­кой утайки. Он даже пытается реконструировать те дале­кие воспоминания, которые подверглись инфантильной амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и отдельных воспоминаний из своего раннего детства.

Августин не верил в ангельскую невинность детей. «Безвинны движения младенцев, но их душевные свой­ства подлежат упрекам. Я видел сам завистливого ребен­ка; он еще не говорил, а с бледностью на лице и со зло­бою смотрел на своего сверстника, сосущего молоко. Кто этого не знает? Говорят, что матери-кормилицы унич­тожают эти недостатки своих детей, но не знаю, какими средствами. Разве и это — невинность, что при обилии и совершенном достатке молока ребенок не терпит при себе другого, тоже нуждающегося в этой пище и питающегося только ею? На все это смотрят ласково и терпимо, но не потому, чтобы это было дело маловажное и ничего не значило, а потому, что с течением времени это должно пройти. И это доказывается легко; на подобные им по­ступки не смотрят равнодушно и одобрительно, когда они замечаются у взрослых людей».

Мир культуры, по Бл. Августину, создал три «орга­на» постижения человека и его души.

  1. Религия (строится на мифе).

  2. Искусство (строится на художественном образе).

3. Наука (строится на организуемом и контролируе­мом логической мыслью опыте).

Психология Святого Августина повествует нам о чув­ствах, конфликтах и муках человека величайшей искрен­ности и недюжинной силы. Святой Августин может спра­ведливо считаться предтечей психоанализа.

Значительная роль в развитии психологии Средневе­ковья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274). Фома Аквинский придерживается аристотелевских принципов. Душа не существует от века, но творится Богом в тот момент, когда тело становится готовым принять ее.

В учении об уме Аквинский следует Аристотелю. Есть ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, она имеет свободу выбора. Она состоит в самооп­ределении и может избирать свободно между разными це­лями. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели. Он представлял мир как систему, состоящую из несколь­ких иерархических ступеней. Самая широкая ступень — неживая природа, над ней — мир растений и животных, высшая ступень — мир людей, который является переход­ным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

Аристотелевская теория отдельных душевных свойств приобрела следующий вид: есть вегетативная душа, при­сущая растениям, сенситивная душа животных и разум­ная душа человека, выполняющая и функции двух низ­ших душ. Собственную душу мы познаем не непосредствен­но, а опосредованно, через интуицию. Говоря о добродете­лях, к четырем традиционно греческим — мудрости, от­ваге, умеренности и справедливости — Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь. Смысл жизни сводился Фомой к достижению счастья, понима­емого им как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения. Фома Аквивинский в 1323 г. причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым учителем церкви.

Жерсон, как и Гуго, рассматривает проблемы челове­

ческой деятельности, связывая, например, воображение с размышлением. Он выделяет две стороны деятельнос­ти: разума в мышлении; рассудка в созерцании.

Каждый из этих видов теоретической деятельности имеет свой вид практической деятельности: первый — удовольствие или желание; второй — благочестивый аф­фект; третий — любовь к Богу.

Из философской литературы не находится ничего, име­ющего прямого отношения к психологии. Только в XII веке в среде мистиков оживились психологические на­блюдения и исследования. Поскольку мистицизм, имею­щий в виду единение души с Богом и глубокое погружение разума в тайны высшего бытия, естественно, нуждался в психологических анализах и самонаблюдениях.

Мистик из монастыря Св. Виктора, Гуго (1097-1141) пытался установить нечто вроде мистической психоло­гии. Для Гуго последняя цель — созерцание Бога дости­гается через постепенное поднятие разумной стороны че­ловека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение; оно есть про­стое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышле­нии о сущности и отношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непос­редственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум, он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент смерти последнее разрушает­ся, лицо продолжает существовать. В таком направле­нии рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.).

По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совер­шенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятель­ность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII веке.

Среди них можно выделить взгляды Экгарта. По Эк-гарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чув­ства, низшие и высшие силы. К низшим силам он отно­сит — эмпирический рассудок, сердце, желание, к выс­шим — память, разум и волю.

2.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconВ. Н. Мясищев и др. "Основы общей и медицинской психологии"
Психология и деонтология. Взаимоотношения медицинского работника и больного

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие /М. А. Гончаров. М.: Кнорус, 2010. – 480 с

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебное пособие по дисциплине «Основы философии» составлено для студентов,...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022200...

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебное пособие рассмотрено и рекомендовано к публикации на заседании...
Учебное пособие включает: теоретический материал, практикум, содержащий примеры решения типовых задач, методические указания по самостоятельному...

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconУчебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных...
Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психо­логии Московского государственного университета

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconПримерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии» iconА. Н. Туполева в. А. Михайлов основы теории цепей
Михайлов В. А. Основы теории цепей: Учебное пособие по практическим занятиям. /Под ред. Е. Ф. Базлова. Казань: Изд-во Казан гос....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница