Скачать 2.56 Mb.
|
www.koob.ru Robert L.Solso COGNITIVE PSYCHOLOGY 6-th edition ALLYN AND BACON Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore Роберт Солсо КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 6-е издание ![]() Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск 2006 ББК УДК С60 88.351 159.928.235 С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-182-4 В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума. ББК 88.351 УДК 159.928.235 ©2001, 1998, 1995, 1991, 1988, 1979 by Allyn & Bacon © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 ISBN 0-205-30937-2 (англ.) ISBN 5-94723-182-4 Оглавление Предисловие ..............................................................14 Студенту ............................................................... 14 Преподавателю......................................................... 15 ^ ............................. 19 Что такое когнитивная психология?.....................................20 Модель обработки информации.........................................23 Сфера когнитивной психологии.........................................24 Когнитивная нейронаука............................................24 Восприятие ......................................................... 25 Распознавание паттернов ............................................26 Внимание ........................................................... 26 Сознание........................................................26 Память..............................................................21 Репрезентация знаний ..................................................28 Воображение ........................................................28 Язык................................................................29 Психология развития................................................29 Мышление и формирование понятий ...............................30 Человеческий и искусственный интеллект ...........................30 Краткая история когнитивной психологии ..............................31 Первые представления о мышлении..................................31 Познание в эпоху Возрождения и после нее ..........................32 Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34 Когнитивная психология сегодня....................................37 Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39 Когнитивные модели ................................................41 Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43 Когнитивная наука .................................................45 Нейронаука и когнитивная психология ..............................45 Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология .............48 Эволюционная когнитивная психология.............................49 Резюме.................................................................51 Рекомендуемая литература .............................................52 ^ .........................................53 Исследование и картирование мозга....................................54 XXI век — наука о мозге ................................................54 Проблема психики и тела ...............................................55 Когнитивная нейронаука ...............................................57 Когнитивная психология и нейронаука...............................58 6 Нервная система .......................................................59 Нейрон..............................................................61 Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64 Анатомия головного мозга........................................... 66 Современные методы нейрофизиологии.................................74 Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография ..... 74 Компьютерная аксиальная томография...............................75 Позитронно-эмиссионная томография...............................77 История о двух полушариях ............................................82 Когнитивная психология и науки о мозге.............................91 Резюме.................................................................91 Рекомендуемая литература.............................................92 ^ ........................................... 93 Вычислительный мозг..................................................94 Ощущение и восприятие................................................95 Иллюзии............................................................ 96 Предшествующее знание.............................................96 Сенсорная предрасположенность мозга ..............................98 Объем восприятия.....................................................100 Иконическое хранение.................................................102 Влияние задержки подсказки.......................................104 Эхоическое хранение..................................................104 Функции сенсорных хранилищ........................................106 Внимание .......................... 107 Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111 Слуховые сигналы....................................................111 Модели избирательного внимания —.................................113 Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113 Модель делителя (Трейсман) .......................................117 Зрительное внимание............................................. 120 Автоматическая обработка............................................. 122 Нейрокогнитология внимания.........................................125 Внимание и человеческий мозг......................................125 Внимание и ПЭТ...................................................126 Резюме................................................................127 Рекомендуемая литература............................................129 ^ ........................................130 Теории восприятия....................................................132 Распознавание зрительных паттернов..................................134 Зрение .............................................................135 Субъективная организация .........................................136 Теория гештальта......................................................138 Канонические перспективы ............................................141 Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144 7 Сравнение с эталоном .................................................145 Теория геонов ......................................................148 Метод предварительной подготовки.................................150 Подетальный анализ...................................................152 Движения глаз и восприятие паттерна..............................155 Прототипное сравнение........___....................................155 Абстрагирование зрительной информации..........................156 Псевдопамять ......................................................158 Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков .... 160 Восприятие формы: интегрированный подход..........................161 Распознавание паттернов экспертами ..................................162 Распознавание образов в шахматах...................................162 Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165 Резюме......166 ^ ............................................167 Глава 5. Сознание .......................................................168 История изучения сознания .....................169 Когнитивная психология и сознание...................................171 Эксплицитная и имплицитная память............................... 173 Исследования с подготавливающими стимулами....................174 Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия ....................178 Сознание как научный конструкт ......................................181 Ограниченная пропускная способность.............................183 Метафора новизны .................................................184 Метафора прожектора..............................................184 Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185 Современные теории сознания..................................... 187 Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187 Теория общего рабочего пространства Баарса ...................188 Функции сознания....................................................192 Резюме.................................................................193 Рекомендуемая литература ............................................194 ^ ..........................................195 Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты .....196 Мнемонические системы..............................................197 Метод размещения .................................................198 Система «слов-вешалок»...........................................199 Метод ключевых слов..............................................201 Организующие схемы ..............................................203 Воспроизведение имен ..........................................205 Воспроизведение слов ..........................................206 Выдающиеся мнемонисты.............................................208 Ш.: Лурия..........................................................208 V. Р.: Хант и Лав....................................................211 Другие примеры....................................................213 8 Оглавление Эксперты и мастерство ................................................ 214 Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и Чаленко.................................................216 Структура знания и мастерство.....................................220 Теоретический анализ мастерства...................................221 Резюме........... :....................................................222 Рекомендуемая литература ............................................223 ^ ..............................224 Кратковременная память..............................................225 Нейрокогнитология и КВП .........................................227 Рабочая память.....................................................229 Объем КВП.........................................................231 Кодирование информации в КВП ...................................233 Воспроизведение информации из КВП..............................241 Долговременная память...............................................243 Нейрокогнитология и ДВП.........................................243 ДВП: структура и хранение .........................................245 Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249 Автобиографические воспоминания.................................254 Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257 Резюме................................................................ 260 Рекомендуемая литература .................:..........................261 |
![]() | Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология) | ![]() | Книга предназначена для преподавателей психологии и педагогики, учителей, интересующихся психологией, студентов факультетов и отделений... |
![]() | ... | ![]() | Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология.... |
![]() | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е... | ![]() | Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;... |
![]() | З. Философия гештальта: жмзнь сознания и подвиг сознавания глава когнитивная терапия: рассудок, разум | ![]() | Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;... |
![]() | Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;... | ![]() | Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии |